Рудольф Эрих Распэ «Занимательный Мюнхгаузен»
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо»,
О. Генри (Уи́льям Си́дни По́ртер) «Короли и капуста» «Благородный жулик (сборник рассказов
Оскар Уайльд «Рыбак и его душа», «Заветы молодому поколению», «Счастливый принц»
Герберт Уэллс «Волшебная лавка», «Замечательный случай с глазами Дэвидсона»
Переводы песенок и стишков из английского детского фольклора производят впечатление подлинного звучания английской речи и передают своеобразный английский юмор («Храбрецы», «Скрюченная песня», «Барабек», «Котауси и Мау-си», «Курица», «Дженни» и др.).
Лекция 25. САМУИЛ ЯКОВЛЕВИЧ МАРШАК
Сведения из жизни.
Деятельность Самуила Яковлевича Маршака в области теории и практики детской литературы:
- характерные особенности поэтических приемов С. Маршака;
- тематическое и жанровое разнообразие произведений;
- переводы Маршака.
С.Я. Маршак (1887–1964) родился 3 ноября 1887 года в Воронеже. Фамилия «Маршак» является сокращением, означающим с иврита «Наш учитель рабби Аарон Шмуэль Кайдановер» и принадлежит потомкам этого известного раввина и талмудиста (1624—1676). С. Я. М. внес неоценимый вклад в развитие и становление литературы для детей: был одним из основателей театра для детей, драматургом-новатором, детский поэт и писатель, исследователь проблем чтения и развития личности ребенка-читателя, театрального зрителя, выдающимся педагогом, талантливый переводчик.
Формированию Маршака как детского писателя способствовали два важных события в биографии.
В 1899—1906 гг. учился в острогожской гимназии (под Воронежем), где впервые начал писать стихи и его учитель считал его вундеркиндом. Одна из поэтических тетрадей Маршака попала в руки Владим. Вас. Стасова, известного русского критика и искусствоведа, с его помощью переезжает в Петербург и учится в одной из лучших гимназий. Целые дни проводит в публичной библиотеке.
В 1904 году в доме Стасова Маршак познакомился с Максимом Горьким. Узнав, что у мальчика больные легкие, Горький предложил ему пожить в его семье в Ялте, где впоследствии Маршак провел два года (1904-1906).
Другим важнейшим событием была его поездка в Англию в 1912 году. Там он изучил английский язык и поступил учиться в Лондонский университет. Во время путешествия познакомился со «Школой простой жизни», основанной педагогом Филиппом Ойлером, в которой в занятиях широко использовались народные детские песенки. Здесь Маршак начал принимать живое участие в работе воспитателей.
В 1914 г. Маршак вернулись в Россию. Был воспитателем сначала в детской колонии на берегу Онежского озера, а потом в Краснодаре, где создавал «Детский городок». Именно там началась его работа – автора пьес-сказок. Параллельно является основателем и первым заведующим кафедрой английского языка Кубанского политехнического института (ныне Кубанский государственный технологический университет).
В 1922 году произошло главное событие: Маршак был вызван для работы в Петроград, где получил должность заведующего литературной частью ТЮЗа. Поиски авторов для репертуара детского театра привели его в Пединститут дошкольного образования, при котор. работала «студия» детских писателей исследовательницы детского фольклора Ольги Иеронимовны Капицы (названная впоследствии «колыбелью детской литературы» ставшая и ставшая ленинградской редакцией Детиздата). Сначала «студия» начала выпускать небольшой альманах «Воробей» (1923-1924), однако вскоре он оказался недостаточным по своему объему, и дал начало большему по объему журналу «Новый Робинзон» (1924-1925). В них печатались Корней Иван. Чуковский, Евгений Львович Шварц («Обыкновенное чудо», «Сказка о потерянном времени», «Марья-искусница», «Первоклассница»; «Голый король», «Золушка»), М.Пришвин ("Кладовая солнца", «Вася Веселкин»), Алексей Никол. Толстой («Золотой ключик»), Виталий Валентин. Бианки («Мышонок Пик», «Оранжевое горлышко», «Где раки зимуют», «Чей нос лучше?»), А. Твардовский («Василий Теркин»), Сергей Владим. Михалков («Дядя Степа», «Шел трамвай 10 номер», «Зайка-зазнайка»), Тамара Григорьевна Габбе («Город Мастеров, или сказка о двух горбунах»), Александра Иосифовна Любарская (перевод «Калевалы», «Лучшие сказки Норвегии», «Сказки Топелиуса»), М.Зощенко («Ёлка»), Л.Пантелеев («Республика Шкид» (совместно с Григорием Белых), «Лёнька Пантелеев»). На протяжении нескольких лет Маршак также руководил Ленинградской редакцией Детгиза, Ленгосиздата, издательства «Молодая гвардия». Имел отношение к журналу «Чиж». Вёл «Литературный кружок» (при ленинградском Дворце пионеров). В 1934 году на Первом съезде советских писателей С. Я. Маршак сделал доклад о детской литературе и был избран членом правления Союза писателей СССР.
Драматургия была для Маршака первым этапом вхождения в детскую литературу. В начале 20-х годов для Краснодарского детского театра он написал ряд пьес-сказок, среди них «Кошкин дом», «Сказка про козла», «Петрушка», «Горе-Злосчастие». Впоследствии все эти сказки были им доработаны. Первые пьесы выросли из фольклора и напоминают веселые, подвижные игры. Их сюжеты намеренно просты, но разработаны с изяществом и юмором. Образы элементарны и вместе с тем пластичны. Реплики и монологи персонажей немногословны, но выразительны. Начав с маленьких одноактных пьес, Маршак постепенно приходит к многоактным драматическим произведениям: «Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи». Пьесы его насыщены музыкой, песнями, танцами, словесными турнирами — всем тем, чем богат народный театр. «В сущности, в драматургии для детей была проделана та же работа, что и во всей детской литературе, — вспоминал С. Я. Маршак. — Мы боролись за освобождение детского театра (как и книги) от лжепедагогической назидательности и схематизма, стремились к созданию живых характеров,к тому, чтобы пьесы, при их простоте, были достаточно сложны и, при всей их забавности, выражали серьезные идеи, т.е. к большой драматургии для маленьких».
Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых маленьких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр.
Маршак обосновал свой теоретический взгляд на особенности детской литературы: он был убежден, что для детей надо создавать, прежде всего, стихотворения большие и сюжетные. Классическими образцами стихотворных рассказовназывают «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном герое». Их отличают зримость деталей, достоверность образов, точные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подобием взрослого документально-публицистического очерка. Темы и сюжеты стихотворений даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро современны и представляют собой небывалую в истории мировой детской литературы энциклопедию человеческих знаний, выраженных в форме запоминающихся, близких детям серьезных и смешных образов (наиболее яркие примеры – книги «Откуда стол пришел?», «Что мы сажаем, сажая леса?», «Вчера и сегодня»).
Уже стал классическим пример из стихотворения «Мороженое»:
Взял мороженщик лепешку,
Сполоснул большую ложку,
Ложку в банку окунул,
Мягкий шарик зачерпнул,
По краям пригладил ложкой
И накрыл другой лепешкой
Особая заслуга Маршака — создание публицистической поэзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Школа на колесах», «Костер в снегу».
Первый политический памфлет для дошкольников — «Мистер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализма и капитализма — не была сама по себе новой в детской литературе, но под пером Маршака получила блестящее художественное решение. Удачно был выбран угол зрения на Страну Советов: ее видит самодовольный богатый иностранец. Кинематографически стремительное действие, отточенные реплики героев, веселая словесная и фа передают четкий ритм жизни в молодой стране.