Древнерусское искусство

Девнерусским искусством принято называть период истории русского искусства, который начался со времени возникновения Киевского государства и продолжался вплоть до петровских реформ (с IX до XVII вв.). В тысячелетней истории русского искусства на этот период приходится более семи веков.

Историю древнерусского искусства принято подразделять на два этапа: искусство Киевской Руси (9 сер.13 в.) и искусство времени формирования Московского государства (14-17 вв.). В художественной культуреКиевской Руси, в свою очередь, различают периоды: дохристианский, связанный с формированием державыРюриковичей (9 – кон. 10 в.); вхождение в сферу византийской христианской культуры – от Крещения Руси(988) до конца правления князя Владимира Мономаха (1125); развитие искусства в княжествах периодафеодальной раздробленности, прерванное нашествием Батыя в 1237 г. (12 – нач. 13 в.).

От дохристианского периода сохранились в основном произведения декоративно-прикладного искусства,свидетельствующие о высоком уровне развития художественных ремёсел (турьи рога с серебрянымиинкрустациями в зверином стиле из Чёрной могилы в Чернигове, 10 в.). Будучи язычниками, древние славянепоклонялись природным стихиям.

Крещение Руси укрепило связи Руси со странами христианского мира, и прежде всего с Византией;обогатило русское искусство новыми образами и техническими приёмами. Прибытие на Русь множествавизантийских мастеров способствовало бурному развитию архитектуры (в особенности храмового зодчества),иконописи, книжной миниатюры. Деревянные христианские храмы были построены уже в 989 г.; первымкрупным каменным храмом Киева стала придворная Десятинная церковь (990–996), возведённая зодчими изВизантии (не сохранилась). Выдающийся архитектурный памятник этого периода – собор Св. Софии(Премудрости Божией) в Киеве (заложен в 1037 г. князем Ярославом Мудрым) – огромный пятинефныйкрестово-купольный храм с двумя лестничными башнями, опоясанный с трёх сторон двухъэтажнымигалереями и увенчанный 13 куполами. Посвящение собора Св. Софии подчёркивало преемственную связь сцентром православного мира – храмом Св. Софии Константинопольской. В качестве строительногоматериала была использована, как и в византийских зданиях, плинфа – широкие и плоские обожжённыекирпичи почти квадратной формы. Киевский храм был украшен мозаиками и фресками (1040-е гг.). В нач. 12 в. на смену строгой торжественности живописного убранства Софии Киевскойприходят более утончённые и созерцательные образы (мозаики и фрески Михайловского Златоверхогомонастыря в Киеве, ок. 1113 г.). В правление Владимира Мономаха на Русь была привезена икона Владимирской Богоматери - выдающийся памятник византийской иконописи, ставший образцом для русскихмастеров. В период приобщения к христианской культуре росли города.


В нач. 12 в. внутри единой киевской традиции сложились предпосылки для развития местныххудожественных школ. Роль культурного центра перешла от ослабевшего Киева к Владимиро-СуздальскойРуси. Владимирские зодчие возводили белокаменные храмы. При князе Андрее Боголюбском былипостроены Успенский собор во Владимире (1189), церковь Покрова Богородицы на Нерли (1165),великолепные каменные княжеские хоромы в Боголюбове (1158—65). Интерьеры украшались фресками ииконами в золотых окладах, шитьём (вышитыми тканями), драгоценной утварью. Отличительной чертойвладимиро-суздальской архитектуры стал резной скульптурный декор. Стены Дмитриевского собора воВладимире (1194—97), Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230—34) были сплошь покрыты резнымирельефами, создававшими впечатление узорчатой ткани, наброшенной на каменные массивы зданий.

В 14 в. Москва, где княжили потомки Александра Невского, становится центром собирания русских земель.Многое сделал для её возвышения митрополит Пётр (1308—26), перенёсший в Москву из Владимира,номинально ещё считавшегося столицей Руси, свою резиденцию. Заложенный Петром и законченный княземИваном Калитой Успенский собор в Московском Кремле (1475—79) был одной из первых каменныхпостроек, продолживших традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества (не сохранился).Активное строительство велось в период владычества митрополита Алексия (1354—78) при князьях ДмитрииДонском и его сыне Василии Дмитриевиче (белокаменные стены Кремля, 1367—68; собор Чудовамонастыря, 1365). Церковь Рождества Богородицы в Кремле (1393), Успенский собор «на Городке» вЗвенигороде (ок. 1400 г.) – небольшие одноглавые кубические храмы, отмеченные изяществом пропорций иблагородной сдержанностью. Собор Андроникова монастыря в Москве (первая треть 15 в.) решён какпирамидальный объём, что подчёркнуто сужающимися кверху рядами кокошников. Высшего расцветадостигает в 15 в. живопись в творчестве Андрея Рублёва. В 1405 г. московский иконописец украсилБлаговещенский собор Московского Кремля совместно с Феофаном Греком. В отличие от неистово-страстного и трагического искусства византийского мастера, творчество Андрея Рублёва проникнуто тихоймолитвенной созерцательностью и нежной, светлой печалью.

В 16 в. в Московии возводятся шатровые церкви (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Выдающимсяпамятником эпохи стал храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (1555—61). Для иконописи16 в. характерна насыщенная переливчатая красочная гамма, обилие деталей, подробное повествование(«Церковь воинствующая», 1550-е гг., посвящённая победе русского воинства под Казанью). Вкус кизяществу и роскоши находит отражение в многочисленных произведениях декоративно-прикладногоискусства, в украшении книг. В 1564 г. Иван Фёдоров издал первую русскую печатную книгу «Апостол».

В 17 в. средоточием художественного производства в Московском государстве становится Оружейнаяпалата, где работали лучшие русские и иноземные мастера, среди которых наиболее известен С. Ф.Ушаков. В культуре 17 в. усилилось светское начало, появился интерес к научному познанию мира. Этостолетие стало переходной эпохой к искусству Нового времени. Своеобразным сплавом древних традиций иновых веяний отличаются парсуны – первые в русском искусстве портретные изображения (членов царских ибоярских семейств), создававшиеся в иконописной технике. В 18 в., когда светские тенденции полностьювозобладали в русской культуре, традиции и образы древнерусского искусства ещё долго сохранялись вобширных русских провинциях.

Наши рекомендации