Определение воспитанности и воспитуемости конкретного ученика

Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия

1. Тема внеклассного воспитательного занятия.

2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида заня­тий с учащимися.

3. План проведения воспитательного занятия.

4. Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответ­ствии с планом его проведения).

5. Используемая наглядность и ТСО.

6. Список использованной литературы.

Примерная схема анализа этической беседы

1. Тема, цели и задачи проводимой беседы.

2. Актуальность темы беседы для данного коллектива.

3. Опора на моральный опыт детей.

4. Убедительность, конкретность доводов и аргументов.

5. Логичность и последовательность при разъяснении мораль­ных категорий.

6. Соответствие беседы возрастным особенностям детей и уровню их развития (избранная тема, используемые примеры, уровень анализа моральных понятий, количество используемых источников, структура беседы, речь ведущего).

7. Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность фор­мулировки темы, образность и живость речи ведущего, новизна и выразительность используемых примеров).

8. Степень участия детей в подготовке беседы.

9. Степень активности школьников во время беседы. Контакт ве­дущего с классом, стиль его отношений, приемы активизации детей.

10.Умение учителя ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам.

11.Выводы. Достигнута ли цель беседы, ее достоинства и не­достатки.

Схема анализа беседы по ознакомлению учащихся с произведениями изобразительного или вокально-музыкального искусства

1. Тема беседы и ее цель (образовательная и воспитательная).

2. Место данной беседы в общей системе воспитательной ра­боты.

3. Обусловленность выбора данных произведений искусства (художественность, познавательный интерес учащихся, доступность для детей данного возраста).

4. Составные части беседы. Соответствие содержания беседы по­ставленным целям.

Оценка вступительного слова учителя как средства подго­товки учащихся к эстетическому восприятию.

5 Обеспечение целостного восприятия детьми произведений ис­кусства (обстановка, содержание, слушание).

6.Оценка разбора произведения искусства с позиций:

а) единства содержания и художественных средств;

б) учета возрастных особенностей школьников;

в) приемов активизации учащихся в ходе беседы: выявление лич­ных впечатлений учащихся, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;

г) связи с жизнью, с поведением учащихся.

7.Степень эмоционального воздействия материала беседы на учащихся.

8.Поведение учащихся, их отношение к беседе, заинтересован­ность.

9.Оценка выполнения требований, предъявляемых к учителю, проводившему беседу: целеустремленность, эмоциональность, зна­ние материала беседы, контакт с детьми.

10. Достигнуты ли поставленные цели.

Определение воспитанности и воспитуемости конкретного ученика

Ф.И............................... класс.............. уч. год......

Инструкция. Определите уровень знаний, умений и навыков ученика в перечисленных областях и оцените их от 9 до О.Чем больше получится итоговая сумма, тем выше воспитанность и степень воспитуемости ребенка.

1. Нравственные знания

Широкий запас нравственных знаний Недостаточный запас знаний о нормах

об отношении к труду, обществу, дру- межличностных отношений.

гому человеку, самому себе.

Нравственные знания понимает, умеет Нравственные знания повторяет по

рассуждать. подражанию.

Нравственные знания гибко применяет Нравственные знания мало

при анализе жизненных ситуаций. используются в жизни.

2. Нравственные убеждения

Использует нравственные знания как Решение принимает импульсивно, без

основу своих личных ценностных осознанного сопоставления

ориентации, мотивов. значимости мотивов.

Умеет сопоставлять и осознавать Конформист, легко может изменить

разные мотивы и принимать решение. свои убеждения.

Отстаивает свои позиции и убежде- Теряется в ситуациях свободного

­ния. выбора, предпочитает действовать по

Активно включается в ситуации указанию извне, уходит от лич­ной

нравственного выбора, имеет свои ответственности.

убеждения и точку зрения, может

принять ответственность за свое

ре­шение.

Умеет ставить реалистические цели, В случае затруднений цели разру­шаются.

достигать их в ситуациях помех,

за­труднений.

Способен в кризисных ситуациях В кризисных ситуациях малоспосо­бен

пересмотреть свои мотивы, цели, к построению новых смыслов

построить новые ценности и смыслы. подвержен срывам. Легко

Преобладают положительные эмоции, возникают отрицательные эмоции,

устойчивые проявления характера характер неустойчив.

3. Нравственное поведение

Поступки и поведение соответству­ют Имеется разрыв в том, что говорит

нравственным знаниям. и делает.

Поведение соответствует личным Есть разлад во внутреннем плане,

убеждениям. поведение ситуативно и не подчи­нено

внутреннему контролю.

4. Возможности дальнейшего личностного развития (воспитуемость)

В новых социальных условиях про­являет В новых социальных ситуациях

активную ориентировку. пассивен.

Готов к принятию помощи другого Закрыт к участию другого челове­ка

человека в развитии своей личности. в развитии своей личности.

Ставит самостоятельно задачи Самостоятельно задачи своего

само­воспитания. развития не ставит, тяготеет к

целям извне.

Проявляет инициативу в Инициативу не проявляет.

социаль­ных ситуациях. Живет текущим днем, не задумы­вается

Стремится осознать способы своего о перспективах своего лич­ного

личностного развития (личностная развития.

рефлексия), проектирует свою

лич­ность.

Наши рекомендации