Определение воспитанности и воспитуемости конкретного ученика
Примерная схема конспекта внеклассного воспитательного занятия
1. Тема внеклассного воспитательного занятия.
2. Воспитательно-образовательные задачи данного вида занятий с учащимися.
3. План проведения воспитательного занятия.
4. Конспект занятия (раскрыть содержание занятия в соответствии с планом его проведения).
5. Используемая наглядность и ТСО.
6. Список использованной литературы.
Примерная схема анализа этической беседы
1. Тема, цели и задачи проводимой беседы.
2. Актуальность темы беседы для данного коллектива.
3. Опора на моральный опыт детей.
4. Убедительность, конкретность доводов и аргументов.
5. Логичность и последовательность при разъяснении моральных категорий.
6. Соответствие беседы возрастным особенностям детей и уровню их развития (избранная тема, используемые примеры, уровень анализа моральных понятий, количество используемых источников, структура беседы, речь ведущего).
7. Эмоциональная насыщенность беседы (выразительность формулировки темы, образность и живость речи ведущего, новизна и выразительность используемых примеров).
8. Степень участия детей в подготовке беседы.
9. Степень активности школьников во время беседы. Контакт ведущего с классом, стиль его отношений, приемы активизации детей.
10.Умение учителя ставить вопросы и отвечать на вопросы учащихся, подводить их к правильным выводам.
11.Выводы. Достигнута ли цель беседы, ее достоинства и недостатки.
Схема анализа беседы по ознакомлению учащихся с произведениями изобразительного или вокально-музыкального искусства
1. Тема беседы и ее цель (образовательная и воспитательная).
2. Место данной беседы в общей системе воспитательной работы.
3. Обусловленность выбора данных произведений искусства (художественность, познавательный интерес учащихся, доступность для детей данного возраста).
4. Составные части беседы. Соответствие содержания беседы поставленным целям.
Оценка вступительного слова учителя как средства подготовки учащихся к эстетическому восприятию.
5 Обеспечение целостного восприятия детьми произведений искусства (обстановка, содержание, слушание).
6.Оценка разбора произведения искусства с позиций:
а) единства содержания и художественных средств;
б) учета возрастных особенностей школьников;
в) приемов активизации учащихся в ходе беседы: выявление личных впечатлений учащихся, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;
г) связи с жизнью, с поведением учащихся.
7.Степень эмоционального воздействия материала беседы на учащихся.
8.Поведение учащихся, их отношение к беседе, заинтересованность.
9.Оценка выполнения требований, предъявляемых к учителю, проводившему беседу: целеустремленность, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.
10. Достигнуты ли поставленные цели.
Определение воспитанности и воспитуемости конкретного ученика
Ф.И............................... класс.............. уч. год......
Инструкция. Определите уровень знаний, умений и навыков ученика в перечисленных областях и оцените их от 9 до О.Чем больше получится итоговая сумма, тем выше воспитанность и степень воспитуемости ребенка.
1. Нравственные знания
Широкий запас нравственных знаний Недостаточный запас знаний о нормах
об отношении к труду, обществу, дру- межличностных отношений.
гому человеку, самому себе.
Нравственные знания понимает, умеет Нравственные знания повторяет по
рассуждать. подражанию.
Нравственные знания гибко применяет Нравственные знания мало
при анализе жизненных ситуаций. используются в жизни.
2. Нравственные убеждения
Использует нравственные знания как Решение принимает импульсивно, без
основу своих личных ценностных осознанного сопоставления
ориентации, мотивов. значимости мотивов.
Умеет сопоставлять и осознавать Конформист, легко может изменить
разные мотивы и принимать решение. свои убеждения.
Отстаивает свои позиции и убежде- Теряется в ситуациях свободного
ния. выбора, предпочитает действовать по
Активно включается в ситуации указанию извне, уходит от личной
нравственного выбора, имеет свои ответственности.
убеждения и точку зрения, может
принять ответственность за свое
решение.
Умеет ставить реалистические цели, В случае затруднений цели разрушаются.
достигать их в ситуациях помех,
затруднений.
Способен в кризисных ситуациях В кризисных ситуациях малоспособен
пересмотреть свои мотивы, цели, к построению новых смыслов
построить новые ценности и смыслы. подвержен срывам. Легко
Преобладают положительные эмоции, возникают отрицательные эмоции,
устойчивые проявления характера характер неустойчив.
3. Нравственное поведение
Поступки и поведение соответствуют Имеется разрыв в том, что говорит
нравственным знаниям. и делает.
Поведение соответствует личным Есть разлад во внутреннем плане,
убеждениям. поведение ситуативно и не подчинено
внутреннему контролю.
4. Возможности дальнейшего личностного развития (воспитуемость)
В новых социальных условиях проявляет В новых социальных ситуациях
активную ориентировку. пассивен.
Готов к принятию помощи другого Закрыт к участию другого человека
человека в развитии своей личности. в развитии своей личности.
Ставит самостоятельно задачи Самостоятельно задачи своего
самовоспитания. развития не ставит, тяготеет к
целям извне.
Проявляет инициативу в Инициативу не проявляет.
социальных ситуациях. Живет текущим днем, не задумывается
Стремится осознать способы своего о перспективах своего личного
личностного развития (личностная развития.
рефлексия), проектирует свою
личность.