Римский скульптурный портрет
Римский скульптурный портрет[8] — один из самых значительных периодов развития мирового портрета.
Он охватывает примерно пять веков (I в. до н. э. — IV в. н. э.). Поражает необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого человека. В древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.
Большое количество дошедших до нас памятников, которые имеют не только художественную, но и большую историческую ценность тем, что изображают исторических личностей, дополняют письменные источники. Многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью. При этом ни одного имени римского портретиста не сохранилось.
Источник реализма - религиозная функция. Считается, что одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из погребального культа этрусков, который был воспринят римлянами: с умерших было принято снимать и хранить у домашнего алтаря посмертные маски (lararium), вместе с фигурками лар (божеств, покровительствующие дому, семье и общине в целом) и пенатов (боги-хранители и покровители домашнего очага (dii familiares), а затем и всего римского народа)[9]. Они изготавливались из воска и назывались imagines.
В случае смерти представителя рода маски предков неслись в погребальной процессии, чтобы подчеркнуть древность аристократического рода. (Это являлось рудиментом культа предков). Кроме восковых масок, в ларариуме хранились бронзовые, мраморные и терракотовые бюсты предков. Маски-слепки делались непосредственно с лиц усопших и потом обрабатывались с целью придания им большего натуроподобия. Это привело к прекрасному знанию римскими мастерами особенностей мускулатуры человеческого лица и его мимики, что повлекло за собой прекрасные результаты уже при обычном позировании.
Политическая функция— во времена Республики было принято воздвигать в публичных местах статуи в полный рост политических должностных лиц и военных командиров. Подобная честь оказывалась по решению Сената, обычно в ознаменование побед. В случае преступления человека его изображения уничтожались (damnatio memoriae). С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи был одним из мощнейших средств пропаганды.
Психологическая функция. Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку. В отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым — калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства.
Ученые считают, что стремление римлян показывать человека без приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (например портрет императора Вителлия) — это их вера в себя («считали личность человека достойной уважения в том виде, как он есть»). А мы бы сказали (зная о фактах распущенности и растления нравов – Калигула, Мессалина, жена римского императора Клавдия, имена ставшие нарицательными) то это самоуверенность.
Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, — передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера.
Тогатус Барберини: Голова старика «Портрет Катона Клавдий.
статуя древнего ок. 60 г. до н.э., Старшего» ок. 80 г. до Музей Пио-
римлянина Мюнхенская н. э. Рим, музей Клементино
с восковыми масками глиптотека Торлониа
предков в руках
Нерон. Веспасиан, Лувр Калигула, Музей Тиберий,
Капитолийские музеи Гетти Лувр
Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, в меньшем количестве дошедшие бронзовые изображения.
Этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета[10].