Классический стиль (ВЫСОКАЯ КЛАССИКА – V в. до н. э – ЗОЛОТОЙ ВЕК ПЕРИКЛА)
В Древней Греции в VI—V вв. до н. э. окончательно сложились архитектурные ордеры как КОМПОЗИЦИОННАЯ СИСТЕМА, что ознаменовало начало классического периода в древнегреческой архитектуре.
На смену дворцам и крепостям пришли многочисленные храмовые сооружения. Прекрасным статуям олимпийских богов были воздвигнуты более величественные и роскошные жилища, чем старым примитивным идолам. Светское строительство отступило на второй план.
Таблица 1.3. Античность, классический стиль.
№ | Графы | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
1 | Историческое время | VIII—VI вв. до н. э. Крито-Микенская культура | V—IV вв. до н. э. Перикл – Золотой век | Первый эллинистический период (334—281 до н. э.) 2.3.2 Второй эллинистический период (281—150 до н. э.) 2.3.3 Третий эллинистический период (150—27 до н. э.) | Принципат (27 до н. э.-284 н. э.) Тетрархия и доминат (285—324 гг. н. э.) Упадок и распад Римской империи (395—476 гг. н. э.) | |||
2 | Название стиля | Ранняя античность (VIII в. до н. э. — II в. до н. э.) | Классическая античность (I в. до н. э. — I в. н. э), | Поздняя античность (II—V н. э.). | ||||
Архаика | Высокая классика | Эллинизм | Римская империя – зарождение романского стиля | |||||
3 | Конструктивные особенности | Ордерная система | ||||||
Зарождение Дорический | Ионический | Коринфский | Тосканский Композитный | |||||
4 | Способ орг.пр. | Колоннада, открытое пространство | ||||||
5-10 | См. билеты | |||||||
11 | Идеи (связаны с социальным функционированием) | Идеи полисной демократии | Связан с завоеваниями Македонского, Взаимовлияние и взаимопроникновения стилей «маньяризм» | Императорский Рим «Имперский стиль» | ||||
12 | Яркая особенность | Коры и куросы | Пантеон, Римский скульптурный портрет | |||||
14 | Имена | См. билеты | ||||||
13 | Словарь | См. билеты | А́ттик Кессонированный потолок Рото́нда | |||||
СРЕДНИЕ ВЕКА: романский стиль, готический стиль, архитектура Древней Руси
Романский стиль.
Рис. 1.4 Рис.1.5.
Искусство 10-12 веков называется романским. Термин «романский стиль» (=римский) был введен в н Х1Х века французскими археологами, изучавшим здания, обнаруженные по раскопкам Древнего Рима.
Романский стиль господствовал в большинстве европейских стран 10-12 веков. На его формирование существенное влияние оказало зодчество Византии (Восточной Римской империи), сооружения которой в то время были образцом для Европы. Появление стиля было вызвано желанием городской власти и церкви средневековой Европы опереться на достижения культуры бывшей Римской империи.
1. Особенности архитектуры:
Основные черты романского стиля во Франции, Испании, Италии, Германии, Англии: монументальность, облик замка-крепости, храма-крепости, монастырского ансамбля, соответствует главной – оборонительной – функции. Главная черта – крепость, солидность.
Здание как состояло из широких круглых башен с зубчатыми платформами, иногда башни делались четырехугольными, к ним приставлялись огромные камни для бельведеров (вышки для обозрения). Башни соединяли зубчатые галереи, с разнообразными окнами (не только круглые или четырехугольные, но и принимали форму глаз, ушей, трилистника). Храмы выполняют функцию оборонительных сооружений. Первоначально стоятся с плоскими потолками, затем – с каменными полукруглыми сводами. Изнутри храм украшался фресками, снаружи - рельефами, часто раскрашенными. Стены храмов и замков завешивались ткаными коврами.
2. Технические возможности и эстетика здания.
1). Массу камня поддерживают арки полуциркульной формы (сложная инженерная задача). При сооружении таких арок используется деревянная основа – «кружала», на которые один за другим укладываются камни. Каменная конструкция приобретает устойчивость только тогда, когда «ЗАМОЧНЫЙ КАМЕНЬ» вставал на свое место.
2). Вторая техническая проблема – перекрытие внутреннего пространства церкви. Сначала создались цилиндрические, а затем крестовые своды. Они давили на стены огромной тяжестью, требовали их массивности, не позволяли сделать большие пролеты.
Технические возможности и ограничения сказались на эстетическом облике здания.
3. Основные черты эстетики здания (архитектоники):
1) господство горизонтали, выявлена и подчеркнута вещественность камня. Общий облик приземистый, основательный, массивный.
2) Постройки романского стиля отличаются простотой объемов, компактностью форм, строгостью, суровостью и торжественностью силуэта.
3) Выразительность здания достигается массивностью стен, прорезанных узкими окнами, расчлененных ЛОПАТКАМИ и декорированных архитектурными ФРИЗАМИ, ПОРТАЛАМИ, АРКАТУРАМИ. Массивность стен вызвана горизонтальным распором арочных конструкций. Этим же вызвано и появление такого специального элемента стиля как КОНТРФОРС, а затем и АРКБУТАНЫ[3] (на рис.1.4. они отчетливо видны).
Характерные элементы: перспективные ПОРТАЛЫ, мощные башни, галереи, контрфорсы, аркбутаны.
4. Основные понятия – элементы декора, характеризующие стиль:
КОНТРФОРС – конструктивный элемент поперечная стенка, массивное каменное ребро или вертикальный выступ, выполненный для усиления основной несущей конструкции, чаще всего стены. Воспринимая распор от сводов и другие горизонтальные усилия, контрфорсы обычно имеют плавное или ступенчатое увеличение поперечного сечения.
БАЗИЛИКА – один из типов раннехристианского храма (в плане вытянутый крест, имеет символический смысл – идею крестного пути). В объем базилики уже включены две башни фасада. Внутреннее помещение храма членилось рядами мощных колонн на 3 – 5 частей – «нефы». Их длинные аркады отделяют центральный неф от боковых.
ПОРТАЛ – архитектурно оформленный проем, являющийся обычно входом в здание. С Х! века получают распространение перспективные порталы в виде ряда уступов, в углах которого колонны соединены АРХИВОЛЬТОМ. Уступы как бы уходят в глубину, уменьшаясь в размерах.
АРХИВОЛЬТ – деталь, повторяющая очертания арки, составляет оформление арочного проема, благодаря чему дуга арки рельефно выделяется из плоскости стены. АРОЧНАЯ КЛАДКА и ПРОФИЛИРОВКА архивольта делают его важным элементом декора фасада здания.
ПРОФИЛИРОВКА – использование обломов (профилей).
ЛОПАТКА – плоский вертикальный выступ стены без базы и капители, характерна для романской архитектуры и древнерусского зодчества.
В светской и церковной архитектуре сложились типы сооружений:
ДОНЖОНЫ – главная башня феодального замка, имела круглый или четырехугольный план, бойницы и амбразуры. Впоследствии башни украшались МАШИКУЛЯМИ – навесные бойницы, часто с зубчатым завершением. Помимо основного оборонительного назначения использовались в качестве архитектурного декора.
ЗАМКИ – массивные сооружения (донжон) и высокая каменная стена, повторяющая рельеф местности, окруженная рвом, через который перекинут подъемный мост.
ДВОРЦЫ – парадные здания, отличающиеся большими размерами и монументальностью форм.
МОНАСТЫРИ – комплекс церковных, жилых и хозяйственных построек, окруженных крепостной стеной. Мощные стены с башнями выполняли защитную функцию.
Со временем замковые ансамбли утрачивают оборонительное значение, превращаются в дворцовые ансамбли, сохраняя признаки замкового зодчества.
В период средневековья в основе городских поселений Европы – бывшие Римские военные лагеря, являющиеся административными и торговыми центрами на пересечении всех дорог. Регулярная планировочная основа городов.
Городским храмом является СОБОР – центр жизни города.
Готика.
Когда основным заказчиком собора становятся самоуправляемые общины, цеха, бюргеры, появляется универсальный общеевропейский стиль – готика.
Готический стиль зародился во Франции, связывается с именем готов, в 410г. разграбивших Рим. Падение «вечного города» Рима знаменует конец античности.
Таблица 1. Три яркие готические культуры:
Века | 12 в.– начало 13 в. | 13 в | 14 – 15 вв |
Наименование стиля | Ранняя готика | Зрелая, или высокая готика | Поздняя готика |
Сфера социальной реализации | Город – Города – коммуны Города – республики Города частных владельцев | Рыцарство Система городского самоуправления, которая в 12 веке в Магдебурге закрепляется юридически–«магдебургское право», обеспечивает права и свободы граждан. Кодекс чести рыцаря – определенные нравственные нормы общения воинов в битве, на турнирах, в быту. Культ личностного служения вассала сюзерену. | Карнавал – Явление народной жизни, стихия телесно-чувственных образов и представлений. Гармоничное сочетание трагического и комического. |
Школы готики:
- Французская «пламенеющая» (напоминающий языки пламени узор оконных переплетов)
- немецкая – «кирпичная» (церкви с узорной кладкой из глазурированного и фигурного кирпича)
- английская – «перпендикулярная» (вытянутые в длину соборы упрощенной архитектуры)
Особенности (основные характеристики) готической архитектуры:
1). Более совершенная опорная система зданий, в здании выделился опорный каркас.
2). Крестовый нюрверный свод (рис.1.1.): кладка его начиналась с 2х диагонально перекрещивающихся арок – нюрвер (ребер перекрытия, которые облегчали плиты свода).
3). Началось использование СТРЕЛЬЧАТЫХ АРОК (см. билет), они обладали меньшим распором (давлением на стену), нагрузка была направлена вниз, на опору.
4) укрепление опоры подпорным уступчатым столбом. Башни у входа также играли роль погашения распора арочных конструкций по продольной оси.
Готический стиль: технические возможности и эстетика дизайна экстерьера и интерьера.
Готический стиль отличает динамизм устремленных вверх форм храма, устойчивая каркасная система, огромные прорезные окна, многоцветные витражи и гобелены.
Конструктивные элементы (опоры, контрфорсы) выносились наружу.
Украшением фасадов служили СТРЕЛЬЧАТЫЕ АРКИ (один из самых характерных мотивов готики).
Цветные ВИТРАЖИ – главный вид готической живописи.
На фасадах соборов помещались статуи и аллегорические фигуры.
Эпоха готики – расцвет книжной миниатюры, резьбы по камню и кости, обработка металла, сочетающегося с камнями и эмалью.
Основные понятия – элементы декора, характеризующие стиль:
ПИНАКТЛИ – небольшие башенки, увенчанные шпилями, остроконечные столбики, пирамидки и т.п.
ЩИПЕЦ – 1) верхняя часть торцовой стены, ограниченная скатами. Щипец не имеет горизонтального карниза, в отличие от ФРОНТОНА, 2) элемент декора готического здания в виде треугольника, венчающего окно, портал и др.
ФИАЛЫ – декоративное венчание ПИНАКЛЕЙ, КОНТРФОРСА, ЩИПЦОВ в виде стержня с КРЕСТОЦВЕТОМ.
КРЕСТОЦВЕТ – декоративный элемент в виде стилизованного цветка с крестообразно расположенными лепестками.
Ажурные ВИМПЕРГИ – высокий остроконечный фронтон треугольной формы над окном или порталом. Богатый декор вимперга составляют ажурная или рельефная резьба, а также скульптурные детали, КРАБЫ и венчающий его КРЕСТОЦВЕТ.
КРАБЫ - стилизованные изогнутые листья как бы плавно выходящие из основной детали
До середины 18 века готический стиль в эстетическом сознании отождествлялся с явным нарушением художественного вкуса, с «варварством».
Переосмысление значения готики для европейской культуры произошло в начале Х1Х века в период предромантизма, и оказало существенное влияние на становление европейского и американского романтизма. Готический стиль стал объектом для подражания и стилизации (неоготика).