Общие и уникальные для каждого региона и страны историко-художественные, социальные и национальные свойства искусства
То общее, что имеется в каждой стране, регионе и т.д. – это язык искусства.
Каждый вид искусства, как и наша речь или жесты имеет свой язык. Язык музыки: звук, мелодия, ритм и т.д; язык танца: движение, пластика, мимика и т.д; язык литературы: слово, письменная речь и т.д; язык изображения: линия, пятно, цвет и т.д..
Современный, образованный человек должен владеть, самыми разными языками. Знание разговорного языка и письменной речи других народов помогает в международном общении. С древних времен в таком общении помогал язык жестов, или владение искусством пантомимы, а также точно таким же коммуникатором был и язык искусства. Можно вспомнить, как в фильме Троя герой свергает языческих богов и устанавливает статую Аполлона – свой символ богов, выраженный своим художественным языком, сформировавшимся на своей территории, со своим языком, мифологией, идеологией и традициями. Вспомним, что функция искусства – психовоздействие. Например, в эпоху становления советской власти в условиях поголовной неграмотности населения огромное значение придавалось наглядной агитации. Это можно проследить во все времена, так в Сталинскую эпоху снова вернулся имперский стиль ампир, а в современных поисках, отказе от потребительской техногенной цивилизации (термин современных философов Хайдеггера, Лосева, членов Римского клуба) к экологическому сознанию, художественные образы черпаются из традиционных (восточных) культур, используется их образный язык, который отсылает к лежащим за ним культурным смыслам опыта человеческого общежития.
История больших художественных стилей.
Определение. СТИЛЬ – это стройная СИСТЕМА конструктивных и декоративных элементов. Их комбинация для каждого стиля индивидуальная и уникальная. Важнейшие черты стиля проявляются в пространственной организацииинтерьеров:
– конструктивной организации – АРХИТЕКТОНИКЕ,
– ПРОПОРЦИЯХ,
– ПЛАСТИКЕ,
– ДЕКОРЕ.
Рождается стиль на основе
ü технических возможностей (в том числе возможностей используемых материалов)
ü и функциональных потребностей
Рождение новых архитектурных стилей, приходящих на смену друг другу, вызывается
ü развитием конструкций (графа 3 таблицы: Конструктивные особенности)
ü новыми социальными связями и соответственно пониманием функционального назначения зданий и помещений (графа 11 таблицы: Идеи)
Таблица 1.2. Таблица по истории стилей.
Заполняется по принципу:
№ | Графы | Стиль | Стиль |
1 | Историческое время | ||
2 | Название стиля | ||
3 | Конструктивные особенности | ||
4 | Способ организации пространства | ||
5 | Особенности декора | ||
6 | Свет, пространственные связи, оформление окна | ||
7 | Цвет | ||
8 | Мебель, предметы | ||
9 | Аксессуары | ||
10 | Материалы | ||
11 | Идеи (связаны с социальным функционированием) | ||
12 | Яркая особенность | ||
14 | Имена | ||
13 | Словарь |
Предыстория – первобытная «архитектура».
1). Первобытная «архитектура» - зарождение арх. принципов. Простейшая стоечно-балочная система – архитектурная конструкция, известная с эпохи неолита. С древних времен и до наших дней применяется во всех зданиях, перекрытых плоской или двускатной крышей. В прошлом деревянные или каменные балки укладывали на столбы из того же материала — сегодня вместо природного камня используют металл и железобетон
Рис.1.1. | Первобытная архитектура Дольмен Пулнаброн в Ирландии. Около 4000 года до н. э. Простейшая стоечно-балочная система |
Архитектура древнего мира. Древний Египет. Месопотамия. Вавилонское царство. Крито-Микенская культура.
Древний Египет.
Древнеегипетские зодчие остались верны стоечно-балочной системе, но придали смысл архитектурным формам. Колонны в их храмах стали изображать пальму, лотос или связку папируса. Эти каменные «заросли» рассказывают о загробном лесе, через который души умерших должны пробраться к новой жизни. Так архитектура стала изобразительным искусством.
Рис.1.2. | Древнеегипетская архитектура Гробница фараона V династии Сахуры. Реконструкция Людвига Борхардта Около 2500 года до н. э. Начало оформления колонн |
К периоду архитектуры древнего мира относят и период гречской архаики, крито-микенскую культуру (до V в. до н. э.) .
Крито-микенская архитектура | |
Рис.1.3. Дворец царя Миноса. Крит |
Позже из архитектуры стали делать огромную скульптуру не только в Египте, но и в Междуречье. Но там предпочитали ваять быков, грифонов и других существ животного мира.