Урок 10. ЛЮДИ — ТВОРЦЫ КУЛЬТУРЫ
Целевые установки урока (планируемые достижения учащихся):
Предметные результаты:
называть признаки, отличающие человека от других живых существ (речь, мышление, память);
определять подходящими словами красоту человеческого труда и радость творчества.
Метапредметные результаты:
передавать словами красоту человеческого труда, творчества, соотнося результаты творческого труда с понятиями «правда», «добро», «красота»;
работать в группе, выполняя доброе дело на общую пользу и радость (вежливо обратиться за советом и помощью; попросить поделиться необходимым материалом; поблагодарить за помощь и предложить свои услуги);
рассказывать о профессиях по фотографиям и рисункам, расположенным в учебнике;
объяснять смысл пословиц.
Личностные результаты:
осознавать красоту человеческого труда, творчества, которые приносят пользу и радость для жизни природы и других людей, дают нам почувствовать, что такое – правда, добро, красота.
Оборудование:К варианту урока с украшением кукол для подарка: у учителя — лоскутки цветных узорных тканей, кусочки тесьмы, бусинки и бисер, небольшие клубочки разноцветных шерстяных ниток, ювелирные изделия; у учащихся — куклы, которых они смастерили на предыдущем уроке «Природа в творчестве человека».
Ход урока
Урок можно провести по-разному. Один из вариантов — экскурсия по школе, знакомящая детей с учителями и сотрудниками, которые в своей работе наиболее ярко могут представить им красоту и радость творческого труда. Другие варианты урока (в зависимости от местных условий):
— посильная работа детей на пришкольном участке;
— изготовление игрушек из природных материалов для подшефной группы детского сада, детского дома и пр.;
— посещение мастерской народного мастера, наблюдение за его работой и выполнение некоторых операций в технологической цепочке.
Эти формы работы могут быть использованы в группе продленного дня, во внеурочной деятельности.
В разработке данного урока авторами предложен вариант с украшением кукол, которых первоклассники изготовили на занятии по теме «Природа в творчестве человека». Эти игрушки могут стать хорошим подарком для детей из подшефной группы детского сада или детского дома.
Актуализация знаний и умений. В начале урока можно предложить детям перелистать учебник от начала до закладки и вспомнить, о каких предметах и произведениях культуры они узнали на предыдущих уроках.
Целеполагание. Учитель: «Что люди умеют делать? Как они это делают? Из каких материалов? Для чего предназначены эти предметы культуры?» Суммируя ответы детей, учитель обобщает: «Люди издавна делали и делают очень много, и, в конечном счете, все друг для друга: летают на космических кораблях, самолетах и вертолетах, водят машины и суда по рекам и морям, строят дома и храмы, освещают города и села, мастерят игрушки, предметы домашнего быта, одежду для повседневной жизни, праздника и сцены, играют на музыкальных инструментах, поют и танцуют, сочиняют литературные произведения, пишут картины, заботятся друг о друге и о природе».
Аналитический этап. Учащиеся рассматривают фотографии на с. 22—23. Учитель: «Какие из этих дел вы уже знаете? О каких узнали впервые?» Затем учитель показывает изящные ювелирные изделия, чтобы убедить детей в мастерстве ювелира. Поясняет, какая сложная работа — старинное ткачество. (Лишь немногие из современных людей умеют ткать, а когда-то это умела делать каждая женщина.) Учитель кратко и емко рас сказывает о важном труде хирургов. От их знаний, ответственности, поистине золотых рук часто зависит жизнь человека. Обращает внимание детей на фотографии танцоров и строителей: и те и другие по-своему сильны, энергичны. Все мастера своего дела несут добро людям и природе.
От лица кукол Мальчика и Девочки учитель разбирает в учебнике на с. 22 нижний рисунок: что делают ребята, для чего и в какое время года.
Далее обсуждается смысл пословиц на с. 23 учебника: чтобы чувствовать себя полноценным человеком, надо быть мастером своего дела; для этого необходимо учиться и осваивать мастерство. Всякое дело нужно и важно, если в нем есть правда, доброи красота.
Тренировочные упражнения. Затем дети выполняют задание № 1 на с. 18—19 рабочей тетради. Учитель: «Что нужно для того, чтобы изобрести нечто новое? (Нужны наблюдательность, знания, смекалка, трудолюбие, желание принести пользу, сделать что-то хорошее). Попробуйте определить словами, какие чувства испытывает герой сказки, судя по выражению его лица, во время своей работы».
В конце урока дети делают подарки для ребятишек из подшефного детского сада или детского дома. Для этого можно красиво нарядить и украсить кукол, которых ученики смастерили на уроке «Природа в творчестве человека». Дети делятся на группы. При этом используется прием жеребьевки с разноцветными клубочками (как на уроке «Мы — люди»). Каждый клубочек определенного цвета остается для работы на столе группы. Дополнительно каждой группе раздаются материалы определенного вида и цвета. В ходе работы дети должны советоваться со своими товарищами. Если для воплощения творческого замысла потребуется материал, нужный по цвету, форме, фактуре, размеру, которого у группы нет, ребята могут обращаться к одноклассникам из других групп с просьбой поделиться. При этом они должны поблагодарить за помощь и в свою очередь пригласить к своему столу за необходимым материалом. К учителю дети мо гут обратиться за ножницами, а также за советом.
Учитель: «Какими словами вы могли бы определить свое настроение во время работы? Придумайте вместе, к какому празднику и как именно вы подарите своих кукол малышам. В какие игры с ними поиграете?»
Выводы и обобщения. В заключение дети отвечают на вопросы: «Что же такое окружающий мир? Почему человек занимает особое место в природе?» (Окружающий мир — это природа, культура и мы, люди. Человек, в отличие от других живых существ, творит культуру. Своим трудом человек преображает мир вокруг. Он старается сделать жизнь краше, а самого себя лучше, добрее, умнее).
Региональный компонент.Используйте произведения народного творчества своего края для данного урока (ювелирные и тканые изделия, детали традиционного костюма в качестве образца для украшения кукол, изображения традиционного жилища).
Физкультминутки.Вспомните текст «Куколка, куколка…» и движения к нему. Придумайте продолжение текста по этой модели и новые движения. Дети могут выполнить ритмические движения в сопровождении народной музыки.
Рекомендации для занятий в семье.Выполните задание № 2 на с. 19 рабочей тетради.