Положения мировоззрения Нью Эйдж
К центральным мировоззренческим положениям Нью Эйдж относят «идею трансформации сознания человека, в которой обнаруживается единство реального „Я“ во всей вселенной и всеми другими существами, и идею духовного поиска, предполагающую выявление божественного индивидуального начала и возможность его слияния с Абсолютом».
Выделяют следующие положения мировоззрения Нью Эйдж:
1. Безличный бог (сила)
2. Вечная вселенная
3. Иллюзорная природа материи
4. Цикличная природа жизни
5. Необходимость реинкарнации
6. Эволюция человека в божество
7. Продолжающиеся откровения от неземных существ
8. Тождество человека с богом
9. Необходимость медитации (или других способов изменения сознания)
10. Оккультные практики (астрология, медиумизм и т. д.)
11. Вегетарианство и холистические взгляды на здоровье
12. Пацифизм (антивоенная деятельность)
13. Всемирный (глобальный) порядок
14. Синкретизм (соединение различных религий).
Наиболее популярные элементы, из которых складываются течения Нью Эйдж:
· гимнастика йоги, цигун или тайцзицюань, а также другие виды гимнастик или единоборств, построенные на этой базе или им подражающие. Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых восточными мастерами и их учениками;
· бесконтактный массаж, рэйки, различные виды целительства;
· методы йогической, китайской или буддийской медитаций, динамическая медитация;
· психоделические практики;
· астральные полёты, медиумические погружения, контакты с мистическими существами и инопланетянами;
· бытовая магия, заговоры, заклинания, ритуалы, гадания, использование кристаллов, маятников и других магических предметов;
· мистические группы, чтение мантр, посвящения, духовная иерархия;
· новые религии и секты, неоязычество, шаманизм.
Восприятие времени в Нью Эйдж
В отличие от преобладающего линейного восприятия времени, характерного для западного мира, в Нью Эйдж, как в буддизме и индуизме, распространено восприятие времени как относительного и циклического процесса. В частности, цикличность времени выражена в календаре Майя, используемом в Нью Эйдж.
Ряд течений и авторов (Экхарт Толле, Ли Кэрролл, современные интерпретации буддизма, особенно на базе дзэн, течения, основанные на различных направлениях йоги, и другие) предлагают воспринимать время единым и цельным. Концепция, подразумевающая целостность прошлого, настоящего и вариантов будущего, обсуждается в New Age.
По мнению авторов Нью Эйдж, с точки зрения потустороннего мира время является значимой иллюзией. Авторы New Age подчёркивают трансцендентный характер времени, высказывают мнения, выходящие за рамки линейной концепции понимания времени, говорят о необходимости развития так называемого «межпространственного» восприятия реальности подразумевающего, в том числе, осознание относительности и иллюзорности времени.
Нью Эйдж и религии
Нью Эйдж формирует бесчисленные поп-религиозные группы, духовные организации, обычно на базе какой-нибудь мировой религии, но в постмодернистском виде, или на базе эклектической смеси нескольких религий. Тем не менее, поскольку эти движения действуют в определенном религиозном и социокультурном контексте, они ориентируются на своего адресата, целевую аудиторию. Хотя в их основе лежит синкретическая смесь, они стараются привлечь сторонников из среды людей, изначально воспитанных на конкретной религиозной основе. Поэтому, например, в странах, где традиционно исповедуется христианство, идеологи New Age неизбежно обращаются к личности Христа и вступают в полемику с Библией.
Хотя индуизм привлекает авторов литературы Нью Эйдж, многие индуистские общины по сути закрыты для европейцев, потому что европейцы от рождения не входят в касты. Поэтому под индуистской версией Нью Эйдж часто подразумеваются школы йоги, школы медитации, школы отдельных активистов-проповедников (таких как Ошо или Сатья Саи Баба), расширяющие своё учение или ориентированные преимущественно на западных учеников.
В последнее время появилось немало новых местных и международных религиозных движений и сект, выросших из Нью Эйдж, как на Западе, так и на Востоке:
· Большую известность приобрёл Ошо, разработавший систему динамических медитаций.
· Получили развитие международные суфийские школы, берущие начало от разных мастеров, в частности от Инайят Хана; эти школы рассматривают суфизм как движение самосовершенствования, не привязанное жёстко к исламу.
· Сходная с суфизмом система развития человека, разработанная Г. И. Гурджиевым и развитая П. Д. Успенским.
· Открылось немало центров восточных единоборств и гимнастики, возглавляемых китайскими мастерами и их учениками.
· Получила распространение практика ченнелинга (передачи информации от ангелов и учителей путём вступления с ними в мысленный контакт). Некоторые из ченнелеров собирают многочисленные аудитории и издаются в книжном формате (напр. Рамта, Ли Кэррол, Стив Ротер и др.)
· На постсоветском пространстве значительное распространение (146 филиалов) получил ДЭИР.
Обратное воздействие Нью Эйдж на восточные страны нередко вызывало бурный рост новых религий и их выход из-под контроля.
· Религия као дай возникла во Вьетнаме под влиянием популярного французского спиритизма и привлекла многие миллионы сторонников.
· Религия бахаи возникла в Персии ещё в XIX веке и была жёстко подавлена властями, но распространилась по всему миру и на западе, впитав в себя немало идей Нью Эйдж. Сейчас насчитывает миллионы сторонников.
· Японское движение оомото-кё сочетает традицию с боевыми искусствами и положениями Нью Эйдж.
· В Китае получило распространение движение фалуньгун.
· Болгарское Белое братство.
· Общество Аум Синрикё в Японии, пропагандирующее смесь индуизма с тантрическим буддизмом, христианством и научной фантастикой, оказалось замешано в террористической деятельности.
Случается также, что под маской Нью Эйдж менее многочисленные традиции сильно искажаются и перенаправляются в угоду интересам массовой культуры или коммерции. Наиболее яркий случай произошёл, когда группа американских индейцев высказала резкий протест против профанации их традиции «белыми шаманами», которые в угоду сиюминутным коммерческим интересам исказили традиционный уклад общества.
Другой пример — последователь религии Нью Эйдж и священник Оомото в Беларуси Бумата Мататацу организовал в 1990-х годах финансовую пирамиду «Сэкай», и тысячи вкладчиков потеряли в недрах этой религии свои деньги.
Нью Эйдж в России
На развитие Нью Эйдж в России большое влияние оказали идеи учения Елены и Николая Рерихов Живая Этика (Агни Йога), а также возникшее в 1990-е годы рериховское движение почитателей Агни-Йоги. Однако наряду с рериховским учением в Россию с 1980-х годов проникали все те идеи западного «Нового Века», которые были недоступны массовому читателю в советское время.
К Нью Эйдж в России можно причислить большое количество разнородных теоретических и практических течений, сложившихся под влиянием индийской йоги, теории кармы, суфизма, даосизма и др. К Нью Эйдж можно отнести системы саморазвития, психотренинга, медитации и определённых видов гимнастики, многочисленные новые религиозные движения, занятия целительством и мистические духовные практики.
Одними из центров распространения Нью Эйдж в России являются магазины (иногда называющие себя «холистическими центрами») сетей «Путь к себе», «Белые облака», «Роза Мира», «Логос» и т. д.
Нью Эйдж и медицина
Под влиянием Нью Эйдж возникло немало течений целительства, использующих различные приёмы нетрадиционной медицины — от народных знахарских рецептов и шаманских церемоний до психотерапии и сложных методик «биолокации организма» с применением специального оборудования. Данные методики имеют различную степень эффективности и полезности и осуществляются как в легальной, так и полулегальной и в нелегальной форме.
Помимо традиционных восточных школ (акупунктура, аюрведа, цигун), популярны течения:
· различные психотерапевтические практики;
· религиозные ритуальные практики.
· рэйки, экстрасенсорика и бесконтактный массаж;
· шаманские лечебные ритуалы;
Новые течения нередко выступают с критикой традиционной медицины, утверждая холистический и виталистический подход ко всем системам человека.
В основе нетрадиционной медицины и оздоровительной практики обычно лежат
· положение об энергии (пране, ци), питающей органы и жизненные силы человека;
· выделение особых узловых точек и зон организма (чакры, даньтяни);
· представление о возможности воздействия на энергетические системы человека с помощью сосредоточения мысли, психических практик или с помощью энергетических пирамид, жезлов, талисманов;
· положение о балансе всех энергетических систем человека, заимствованное из индийской медицины, а также пришедшее из китайских учений положение о гармонии начал инь и ян.
Основанные на положениях Нью Эйдж методы целительства воспринимаются в обществе по разному: от официального признания до запрещения применения в связи с опасностью для жизни и здоровья.
Нью Эйдж и культура
Исследование Новой Эры невозможно без понимания её не только как религиозного движения, но также как социокультурного феномена, отражающего трансформацию культуры, сформировавшейся на основе христианских духовных ценностей и нравственных норм, в неоязыческую, наполненную новыми символами, смыслами, ценностными установками. Можно обнаружить много признаков распространения влияния New Age на различных уровнях культуры. В духовной сфере это — широкое бытование веры в астрологию, реинкарнацию, отказ от понятия греха, стремление к оздоровлению с использованием нетрадиционных методик . Ярко проявляются черты New Age и в материальной культуре: наполнение пространства человека оккультными предметами (амулеты, «денежные» лягушки и проч.), обстановка помещений согласно правилам фэн-шуй. Новое религиозное мышление отражается в поведении и образе жизни части населения. Так, во многих крупных городах привычным для многих людей становится посещение занятий йоги, консультаций колдуна или экстрасенсая Очень характерны для эпохи New Age обостренные эсхатологические ожидания. Вольные и невольные адепты учения вовлечены в циклы ожидания необычных «событий вселенского масштаба», которые назначаются на определенные даты. «Конец Света» назначается лидерами New Age уже не в первый раз.
Быстрое распространение идей и предметов в духе «Новой эры» происходит посредством самых современных средств связи и маркетинговых технологий . Много объявлений об открытии новых клубов для «духовного развития», «улучшения кармы» и проч. можно обнаружить во многих популярных газетах и на интернет-сайтах. В новостных телепрограммах наряду с прогнозом погоды нередко объявляют и астрологический прогноз. В широких массах населения прочно укореняется специфический для New Age лексикон, включающий, например, такие выражения, как «энергетический вампиризм», «аура», «энергетика» и т. п. Одна из форм проявления идеологии New Age в массовой культуре — широкое использование символов восточных религий, ассоциация календарного года с образами определённых животных (как в китайском календаре), что порой получает поддержку со стороны государственных учреждений.
Критика
Нью Эйдж подвергается критике с различных позиций. Причисление к Нью Эйдж того или иного течения с точки зрения критики придаёт ему оттенок несерьёзности, отсутствия основательности, глубины и подлинности, а иногда оттенок обмана и шарлатанства. В ряде случаев критики полагают, что те или иные течения способны наносить ущерб традиционным культурным и религиозным воззрениям, что многие положения Нью Эйдж носят псевдонаучный и псевдодуховный характер, а также что движение представляет опасность для личности и общества в целом.
Наука
Научно-рациональная критика указывает на глубокую субъективность многих положений Нью Эйдж, их неповторяемость и непроверяемость для экспериментов, псевдонаучность некоторых учений. Критике подвергаются не имеющие научного обоснования способы лечения, использование сомнительных методик и наукообразной терминологии, в частности, понятий «биополе», «персонального магнетизма» и т. д.
Сегодня в России наблюдается очередной всплеск массового интереса к «паранормальным» явлениям. Опять в ходу «биополе», которое экстрасенсы якобы способны видеть как «ауру» различных цветов (что-то вроде нимба). Развилось целое псевдонаучное направление, называемое «биоэнергетикой» или «биоэнергоинформатикой», в котором причудливо сливаются наукообразные басни о торсионных полях, парапсихология, астрология и элементы различных религиозных культов.
— Е. Б. Александров
.
Религия
Представители некоторых школ буддизма (иногда относимых к необуддизму), например, Оле Нидал, Согьял Римпоче, Тит Нат Хан относятся к Нью Эйджу с сочувствием и используют инфраструктуру центров Нью Эйджа для проведения лекций, встреч и других мероприятий по распространению своего учения. В то же время более консервативные школы буддизма относятся к Нью Эйджу настороженно.
Некоторые традиционные религии, в частности, основные ветви христианства и ислам относятся к Нью Эйджу резко негативно и считают, что его адепты подвергают себя большой опасности духовного самообмана. Суфийские течения ислама отрицательно относятся к утверждениям последователей Нью Эйджа о том, что популярные в этом течении Г. И. Гурджиев, П. Д. Успенский и Идрис Шах будто бы являлись суфиями.
Значительная часть направлений Нью Эйджа критикуется представителем РПЦ, известным деятелем российского антикультового движения А. Л. Дворкиным. Эти направления зачастую обвиняются в использовании манипулятивных техник убеждения и причисляются к деструктивным сектам. Активно критикует различные направления Нью Эйджа известный православный публицист и проповедникАндрей Кураев.