ВОПРОС: Где должен стоять священник во время причащения Св. Таин мiрян и детей – в царских вратах или на амвоне?
ОТВЕТ: На это нет указаний в уставе и это не является чем-либо существенным, почему практика в этом отношении различна. К тому же не во всех храмах есть солея и амвон, а если и есть, то не везде одинаковой ширины. Священник, причащающий мiрян, должен стоять в таком месте и в таком положении, чтобы это было удобно и ему самому и мiрянам, подходящим к св. чаше, и не нарушало бы благочиния и благоговения. Во всяком случае, он должен непременно стать так, чтобы мiряне, подходящие к св. чаше, не могли бы споткнуться на ступенях солеи и толкнуть св. чашу.
ВОПРОС: Накануне двунадесятого праздника, во время совершения литии, одни священники становятся в притворе, другие – на середине храма, третьи – не в ризе, а в подряснике. Как правильнее?
ОТВЕТ: По церковному уставу лития должна совершаться впритворе, о чём говорится совершенно ясно: «Исходим в притвор, поюще стихиру храма или праздника, совершающе литию» (Тип. гл. 2 и Служебник, послед. вечерни). Это исхождение в притвор имеет глубокое символическое значение. В древности притвор назначался для кающихся и оглашенных, которые не имели права стоять в храме вместе с верными. Исхождение в притвор на литию на всенощном бдении символизирует собою то, что Господь наш Иисус Христос снисшел к кающимся грешникам, что и стоящие в притворе могут ожидать милости от Господа и оставления грехов своих. С другой стороны, исхождение верных в притвор, вместе со священнослужителями, обозначает глубокое смирение верных, готовых поставить себя на одно место с кающимися грешниками и оглашенными и молиться вместе с ними. Вследствие этого совершать литии посередине храма неправильно. Если в храме нет притвора, как это, к сожалению, теперь часто бывает в новосооружаемых заграницей храмах, под предлргом экономии места (при чём забывается, что притвор – необходимая составная часть православного храма), то совершать литию нужно всё же не посередине храма, а у самых входных дверей в храм.
Так как лития – служба не торжественная, то по уставу священнослужители должны выходить на неё не в ризах, а только в епитрахилях. Монашествующие при этом облачены в мантиях, а обычные приходские священники должны надевать епитрахиль поверхрясы, но, конечно, не быть в одних подрясниках, который вообще являетсянижнейодеждой священника, в коей не подобает без рясы совершать богослужение.
ВОПРОС: Всегда ли боковые двери алтаря должны быть закрыты, кроме пасхальной недели?
ОТВЕТ: Конечно. Это ясно видно именно из указания устава, что во всю светлую седмицу «врат царских олтаря, великих же иот стран малыхпо всем церквам не затворяем»^ Значит, во всё остальное время года эти врата должны быть закрыты.
ВОПРОС: Должны ли священники поминать помянники во время обедни, так как одни поминают, а другие нет?
ОТВЕТ: Помянники о здравии и о упокоении должны поминаться на проскомидии, и это поминовение имеет главнейшее и существеннейшее значение для поминаемых, ибо вынимаемыя за здравие и упокой частицы погружаются при окончании Божественной Литургии в Кровь Христову со словами «Отмый, Господи грехи поминавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами святых Твоих». поминать, сверх этого, все эти имена, если о том не было нарочитой просьбы подавших поминание, на самой литургии, за ектинией не следует, ибо от этого внимание молящихся утомляется и отвлекается от сосредоточенного молитвенного участия в главной евхаристической части Божественной литургии.
Совершенным произволом, противным самому духу нашего церковного устава, является вставка за воскресной и вообще праздничной литургией заупокойной ектении и пение каких бы то ни было заупокойных песнопений, как, напр., «Со святыми упокой» или «Вечная память». Для этого существуют специальные заупокойные литургии в дни так называемых «родительских суббот». «Заупокойной» может быть литургия и в любой будничный день, когда нет никакого праздника, предпразднества или попразднства, и когда по уставу в конце всех положенных тропарей и кондаков, после малого входа, поётся на «Славу» «Со святыми упокой».
Почему в праздничные дни неуместногласное поминовение усопших за Богослужением, прекрасно объясняет наш выдающийся и высокоавторитетный канонист Матфей Властарь, автор известной «Синтагмы», который говорит так: «в Господские праздники не благочестиво поминать, умерши и не благолепно совершать память мучеников. Ибо когда торжествуется царская победа, тогда нет обычая плакать о падших на брани».
Ввиду этого 169-ое правило Номоканона при Большом Требнике гласит: «В дванадесятодневном (то-есть в период времени между Рождеством Христовым и Богоявлением), в первую седмицу Четыредесятницы, и в Великую Седмицу (то-есть Страстную), и в Светлую Неделю, в недельные (то-есть воскресные) дни, и в великие праздники, помины не бывают: прочее же всё лето поминаются православные христиане».
Этим сила и значение моления за усопших нисколько не умаляются, ибо за проскомидией усопшие поминаются ежедневно в течение целого года, а поминовение за проскомидией и есть как мы уже сказали самое важное и существенное. Соединять же торжественные, ликующие воскресные и праздничные песнопения с заупокойными в одном Богослужении само по себе звучит каким-то диссонансом, не говоря уже о прямом запрещении Церкви это делать. Характерно в этом отношении и поучительно для нас то, как поступил в подобном случае высоко-авторитетный для нас приснопамятный Московский святитель Митрополит Филарет. Получив в субботу вечером известие о смерти своей любимой сестры, он в воскресение пишет письмо своим родным, в котором говорит: «сегодня (то-есть в воскресение) помянули мы почившуютайно, а завтра будетоткрытое поминовение» (Письма к родным № 247).
Пример нашего великого святителя – урок для тех свящеинослужителей, которые в нарушение церковного устава вставляют на воскресной литургии заупокойную ектению, да еще с поминовением громадного количества имён, рассеивая этим молитвенное внимание молящихся.