ВОПРОС: Когда Великим Постом разрешается постное (конечно) масло, рыба, вино?

Рубрика Архиепископа Аверкия (Таушева)

Извлечение из журнала «Православная Русь».

Типография преп. Иова Почаевского.

Год.

Предисловие

В 1958 году в «Православной Руси» был открыт новый отдел «Вопросы и ответы» с подзаголовком: «В изъяснение церковного благочестия и душепопечения». Ведёт этот отдел еп. Аверкий (Таушев), что обезпечивает авторитетность и церковную обоснованность того освещения, которое даётся недоуменным темам церковной жизни. Задание этого отдела: отвлечь людей от попытки разрешать возникающие вопросы, в области вышеотмеченной, собственным разумением и следованием суждениям текущей литературы, проникнутой духом пытливости – не уяснив предварительно того, какие ответы даёт на эти вопросы Св. Церковь. Именно это только и находит читатель в этом отделе: осведомление о том, как на тот или иной вопрос смотрит Св. Церковь. В таком осведомлении не было особой нужды в те времена, когда церковный народ жил церковной жизнью, из опыта жизни обретая знание Церкви. Теперь, за редчайшими исключениями, даже люди привычно посещающее богослужения и считающие себя в составе церковного народа, опытного знания церковного не имеют. Значительная часть наших богомольцев по условиям жизни принудительно лишена была церковного общения, впервые иногда приходя ныне к Церкви. Значительная часть по собственному изволению обособилась от Церкви и уже из этого устоявшегося обособления ныне в Церковь возвратилась. Часто, поэтому, широко и глубоко неведение в области церковной, и, силою вещей, слагается нередко взгляд на явления церковной жизни совершенно произвольный. А, между тем, есть настоятельная потребность осведомиться о том, как же именно Церковь решает тот или иной вопрос.

Можно было, конечно, откликнуться на эту потребность опубликованием систематического пособия – в этом направлении кое-что сделано и должно быть ещё сделано. Но это путь медленный и неверный, на который прочно может стать только очень незначительное меньшинство. Конкретный ответ на конкретный вопрос доходчивее, да и легче усвояется. К тому же точность и обстоятельность осведомления повышается при таком подходе к делу. Внимание обостряется, интерес усиливается, да и в памяти запечатлевается усвоенное сильнее.

Недолгий опыт практики наших «вопросов и ответов» показал, что метод этот оправдан вполне. Об этом можно судить не только по тому, что не оскудевает редакционный портфель, пополняясь все новыми и новыми вопросами самыми разнообразными. Из писем читателей и из устных их сообщений видно, какой исключительный интерес возник в самом широком кругу к этому отделу. Опыт показал и то, в какой мере настоятельна была нужда в подобном осведомлении. Очень разно воспринимается это осведомление, основанное, повторяем, исключительно на учении Церкви, во всей его строгости. Даже в печати! высказывались сетования на то, что «Православная Русь» не считается с условиями действительной жизни, опираясь на каноны, имевшие ввиду совершенно другую среду и другие обстоятельства. Тем более существенно, чтобы в широкую церковную массу проникали сведения точные о том, как же именно решается тот или иной вопрос канонами. Церковь снисходит к немощи и готова быть милостивой к тем, кто эту немощь несёт к Ней, прося о снисхождении. Но пренебрежения к себе она не терпит. Не берёт на себя отдел «вопросов и ответов» смелости вступать на путь рассмотрения той меры снисхождения, которая была бы уместна – почему без ответа остаются те вопросы, которые именно так бывают поставлены, вводя элемент полемики и усмотрения в оценку того или иного момента церковной жизни. Здесь читатель найдёт только одно – осведомление о том, как на тот или иной вопрос благочестия и душепопечения смотрит Церковь.

Постепенно, номер за номером, накопляется общеполезная сумма осведомления. Образуется справочник. Нечто даже большее образуется: практическая энциклопедия церковности, нанизанная на некую нить практической нужды. Вот почему сочли мы полезным выпустить отдельной книгой всё то, что было помещено за год в этом отделе. Да пойдет это начинание на пользу того большого дела, которое диктуется так повелительно переживаемым нами безвременьем:оцерковления жизни.

+ + +

Перечень вопросов
Чтобы посмотреть интересующий Вас вопрос, щёлкните, пожалуйста, мышкой его название.
Чтобы вернуться в перечень, щёлкните, пожалуйста, мышкой номер вопроса в тексте.

1. Сколько восприемников при крещении.
2. Коленопреклонение (когда).
3. Когда подавать просфоры.
4. Когда Великим Постом разрешается постное масло, рыба, вино?
5. Крестный ходом на освящение пасок и куличей.
6. Священник Англиканской церкви в алтаре?
7. Правила при несении икон прихожанами во время крестного хода.
8. Отказ от эпитимии.
9. Причащать ли прихожан, пришедших к половине литургии (не быв на всенощной)?
10. Допускать ли к Св. Чаше не живущих в церковном браке?
11. Можно ли причащаться у нас, а на службы ходить в другую церковь?
12. Что можно кропить крещенской водой.
13. Какую пищу можно есть во время постов и в постные дни?
14. Кем были установлены правила о постах?
15. Что такое «сплошная седмица»?
16. Почему у православных Великий Пост -- 7 недель, а у католиков -- 40 дней?
17. При двух протоиереях, кто должен служить первым, а кто вторым?
18. Какое значение при бракосочетание имеют «посаженые отец и мать»?
19. Что означало крещение Иоаново во Иордане?
20. Какая разница между крещением Иоанновым и Христовым?
21. Как понимать наименование Иисуса Христа «Сыном Человеческим»?
22. Как понимает Св. Церковь предсмертные слова Сына Божия: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил»?
23. Можно ли сидеть в храме за всенощной во время чтения шестопсалмия?
24. Почему во время чтения Апостола священнослужители садятся, и можно ли в это время садиться также и мiрянам?
25. Было ли общее соборование в Православной Церкви?
26. Есть ли правило стоять в церкви мужчинам справа, а женщинам – слева?
27. Должны ли женщины в храме иметь на себе головной убор?
28. В какие дни года не положено венчать?
29. Какая икона должна находиться за престолом на горнем месте?
30. Почему не должно быть седалищ в православных храмах?
31. Кто допускается в алтарь во время Богослужения?
32. Когда поётся и когда читается на вечерни молитва «Ныне отпущаеши»?
33. Полагается ли кондак по 6-ой песни канона читать или петь?
34. Какое значение имеют священнические облачения разных цветов?
35. Как правильно произносить «отпуст» в конце Богослужений?
36. Могут ли мiряне стоять с зажжёнными свечами во время чтения Евангелия?
37. Можно ли следить за Богослужением по собственному молитвеннику?
38. Присовокуплять ли к молитве «Многая лета»: «Спаси, Христе Боже»?
39. Почему в одних храмах строятся клиросы, в других -- возвышенные хоры?
40. Есть ли текст многолетствования на отпусте «Святейшие Патриархи»?
41. Разрешаются ли в православных храмах католические иконы и распятия?
42. Если православная вера истинная, могут ли другие спастись?
43. Кощунство ли выступление на сцене светских лиц, изображающих духовных лиц?
44. Допустимо ли фотографировать, снимать фильмы и пр. в храме?
45. Допустима ли запись Богослужения или молитв?
46. Что делать с «цепными» письмами?
47. Где должен стоять священник во время причащения Св. Таин мiрян?
48. Где должен быть священник во время литии и как одет?
49. Когда боковые двери алтаря должны быть закрыты?
50. Должны ли священники поминать помянники во время обедни?
51. Почему во время «Верую» одни открывают царские врата, а другие -- только занавес?
52. Можно ли сокращать церковные Богослужения?
53. Почему 2-ая песнь канона употребляется только на великопостной службе?
54. Когда надо делать коленопреклонения во время Божественной литургии?
55. Можно ли нанимать в хор посторонних?
56. Почему мальчики при воцерковлении вносятся в алтарь, а девочки нет?
57. Когда женщине не разрешается посещение храма?
58. Если нет священника, что делать в случае смерти?
59. Могут ли жертвователи указывать, что делать с их дарами?
60. Могут ли дары быть возвращены жертвователям?
61. Когда тушится свет на всенощном бдении и Божественной литургии?
62. Когда кладут поклоны при пении «Честнейшую Херувим»?
63. Может ли прихожанин, женатый на инославной, состоять в Церковном Совете?
64. Допустимо ли сокращать Шестопсалмие на половину?
65. Может ли духовное лицо совершать Богослужения, состоя в масонской ложе?
66. Может ли священник класть снятую с себя фелонь на св. престол?
67. Когда открывают царские врата, занавес?
68. Где должны быть помещены иконы в жилых домах?
69. Как должен молящийся в храме отвечать на каждение?
70. Можно ли делать только поклон, без наложения крестного знамения?
71. Нужно ли креститься с поклоном после каждого прошения на ектении?
72. Могут ли причётники уходить из храма до окончания Богослужения?
73. Можно ли пользоваться электричеством для зажигания лампад?
74. Откуда произошли хоругви в православных храмах?
75. Можно ли заменить исповедь некоторым количеством земных поклонов?
76. Что делать, если некому держать плат во время причащения?
77. Можно ли священнику не быть на вечерне и утрени, а просто творить молитву Иисусову?
78. Можно ли причащаться в греческой церкви, если у них нет исповеди?
79. Смертный ли грех для иерея, который после 12 часов ночи разрешает себе курение или курит тотчас же после потребления Св. Даров?
80. Можно ли читать после сугубой ектении на литургии молитву Божией Матери или особо-чтимому святому?
81. Всякий ли иеромонах может быть духовным отцом и может ли исповедывать?
82. Почему поют всенародно «Верую» и «Молитву Господню»?
83. Когда должны произноситься поучения с амвона?
84. Меня нарекли Владимiр (Василий). Какое имя я должен предпочитать?
85. Можно ли нанимать в хор неправославных?
86. Приемлема ли в церковной практике только одна исповедь, без причастия?
87. Можно ли совершать Таинство Елеосвящения не на Страстной Неделе?
88. Когда ставить аналой посреди храма?
89. Почему строгий пост в понедельник в Петровск., Рождеств. и Успенский посты?
90. Что надо понимать под «вкушением вина»?
91. Допустимо ли держать в алтаре посторонние предметы?
92. Допустимо ли употреблять еврейское кошерное вино для Евхаристии?
93. Допустимы ли в православных храмах католические иконы и распятия?
94. Во время пения «Верую», открывается завеса и царские врата?
95. Правильно ли петь «Взбранной Воеводе» на всех службах?
96. На отпусте вечерни как полагается священнику благословлять народ?
97. Можно ли оставлять икону праздника на аналое до отдания праздника?
98. Можно ли есть поминальную просфору в дни строгого поста?
99. Что нужно есть и делать в сочельник Рождества Христова?
100. Можно ли сокращать панихиду?
101. Что правильно – «Юрий» или «Георгий»?
102. Можно ли на стороне покупать и ставить свечки?
103. Как поются величание и псалом избранный на полиелейной утрени?
104. Должен ли священник на литии кадить иконостас и народ или же только стол с хлебами?
105. Открывать царские врата – при пении «Ныне отпущаеши» или же после «Отче наш»?
106. Если священник служит всенощное бдение без диакона, должен ли он, после чтения Евангелия, стоять перед народом с поднятым Евангелием до конца пения «Воскресение Христово видевше» или же сразу осенять народ и нести Евангелие на середину храма?
106a. Могут ли воскресные/праздничные Богослужения содержать элементы покаяния или сокрушения?
107. Когда на литургии нужно совершать земные поклоны?
108. Можно ли читать Шестопсалмие при электрическом свете?
109. Как смотрит Церковь на «аборты» и употребление противозачаточных средств?
110. Почему нельзя женщинам носить мужскую одежду?
111. Почему Церковь относится отрицательно к танцам и, в частности, к балету?
112. Почему Православная Церковь строго запрещает браки с инославными?
113. Можно ли причащать женщину, живущую с инославным мужем?
114. Можно ли подавать на проскомидию заздравные просфоры?
115. Читается или поётся «С нами Бог» на Великом Повечерии в Великом посту?
116. В какие дни положено читать молитву: «Господи и Владыко живота моего»?
117. Можно ли заменять великое водоосвящение малым?
118. В каких случаях положено совершать чин освящения воды?
119. Когда при выносе св. Плащаницы лик Христа Спасителя покрывается?
120. Откуда и когда взялись пасхи и куличи?
121. Нужно ли класть руку при исповеди на Св. Евангелие
122. Допускаются ли земные поклоны Плащаницей?
123. Как читаются входные молитвы во время пасхальной недели?
124. Установлен ли текст многолетия для литургии и всенощной Св. Синодом?
125. Каковы права «почётного попечителя»?
126. Есть ли звание «почётного старосты»?
127. Является ли только староста хозяином «хозяйственной части»?
128. Как стоять в храме мужьям и женам или семьям с детьми?
129. Кто и как должен печь просфоры?
130. Из чего должны быть свечи и какое нужно масло для лампад?
131. Когда и почему установлено запрещение женщинам входить в алтарь?
132. Может ли быть женщина церковным старостой или псаломщиком?
133. Следует ли петь в Троицкую родительскую субботу «Глубиною мудрости»?
134. Когда преподаётся диакону Пречистое Тело Христово при соборнем служениии?
135. Если пресвитер один, когда он преподаёт диакону Пречистое Тело Христово?
136. Когда во время проскомидии в храме епископ, какой возглас произносит пресвитер?
137. Каким должно быть церковное пение?
138. Какой смотрит Церковь на исполнение регентами собственных композиций?
139. Откуда обычай возлагать св. Чашу на головы верных?
140. Как быть с лицами, живущими в гражданском браке?
141. Могут ли православные мiряне молиться по чёткам?
142. Где должен находиться священник во время пения полиелея?
143. Может ли молодая замужняя женщина выпекать просфоры?
144. Должны ли церковные сёстры исполнять свои обязанности с покрытой головой?
145. Не есть ли знание о Христе единое достояние всех христианских религий?
146. Православный христианин, не считающий грехом лишение своего собрата свободы и имущества в свою пользу, не есть ли еретик больше иноверца, отдающего жизнь за собрата?
147. Может ли женщина во время месячного очищения пить святую воду, зажигать лампаду и петь в церковном хоре?
148. Какие грехи подразумеваются под грехом «против Святаго Духа»?
149. Можно ли во святом алтаре исповедывать и причащать мiрских людей?
150. Правильно ли совершать помазание освящённым елеем на всенощном бдении после прикладывания к св. Евангелию в те воскресные дни, когда литии с благословением хлебов не совершалось и когда елей, следовательно, не освящался?
151. Откуда обычай говорить проповедь после пения: «Буди Имя Господне...» дважды, а уже после проповеди хор поёт: «Буди Имя Господне...» третий раз?
152. Правильно ли произносить «Премудрость прости» между стихами «Блажени есте, егда поносят вам...» и «Радуйтеся и веселитеся...», а затем «Приидите, поклонимся...»?
153. Как должен подходить иподиакон под благословение священника?
154. Имеет ли иподиакон право прикасаться к престолу и переоблачать его?
155. Как следует входить в св. Алтарь в дни будничные и праздничные?
156. Нужно ли переосвящать облачения после стирки или чистки (химической)?
157. Где указано, что женщинам нужно стоять слева, а мужчинам – справа?
158. Может ли священник на проскомидии читать часы на клиросе, а потом -- звонить?
159. Правильно ли помазывать освящённым елеем, когда праздновался полиелейный святой?
160. Можно ли немощного больного, живущего в незаконной связи, причастить?
161. Может ли стать священником женатый на вдове?
162. Как печь просфоры?
163. Является ли праздник Успения Пресвятой Богородицы постным днём?
164. Если Господские и Богородичные праздники совпадают с пятницей или средой, в которые из них упраздняется пост?
165. Кроме Архиерейского Чиновника, существует ли Служебник, в котором Священник или Диакон могут найти особенности архиерейской службы?
166. Можно ли некоторые возгласы и песнопения произносить по-гречески?
167. Откуда взялся обычай пропускать два псалма на первом часе?
168. В каких облачениях служат панихиды и отпевания – в светлых или чёрных?
169. Что из Псалтири полагается читать над усопшим?
170. Закрывать ли царские врата во время Евхаристического канона на литургии?
171. Что такое ересь ИМЯБОЖНИКОВ?
172. Что такое ХИЛИАЗМ?
173. Можно ли совершать Св. Евхаристию на израильском кошерном вине?
174. Можно ли причащать младенцев на литургии Преждеосвященных Даров?
175. Правильно ли называть царей «помазанниками Божиими»?
176. Правильно ли называть священников «отцами»?
177. Когда положено петь акафисты в Великом Посту?
178. Сретение Господне -- праздник Господский или Богородичный?
179. Как полагается петь: «С нами Бог»?
180. Следует ли «Бог Господь, и явися нам» петь безпрерывно?
181. Является ли обязательным чтение тропарей на «блаженных» во время литургии?
182. Можно ли мiрянину следить за богослужением в церкви по книге?
183. По пресуществлении Св. Даров за воскресной литургией какой поклон должны полагать служащие в алтаре и молящиеся в храме, земной или поясной?
184. Считать ли дату назначения на должность псаломщика за начало священнослужения?
185. Можно ли причащать малых детей, если они уже ели?
186. Может ли священник совершать литургию, если никто не придёт?
187. Можно ли применять искусственные цветы при украшении храма?
188. Можно ли ёлку ставить в церкви к празднику Рождества Христова?
189. Могут ли наши священники сослужить с греками на их Рождество?
190. Можно ли мiрянину следить за богослужением в церкви по собственному молитвеннику?
191. Можно ли служить панихиды, акафисты и молебны ещё до отпуста литургии?
192. Может ли католик причащаться и у нас и в католической церкви?
193. Может ли священник, по своему усмотрению, сократить Богослужение?
194. Почему у нас память св. Влкм. Екатерины празднуется 24 ноября, а у греков -- 25 ноября?
195. Как Православная Церковь рассматривает обряд обрезания у иудеев?
196. Можно ли украшать святыни искусственными цветами?
197. Как полагается петь по 9-ой песни канона в дни будничные «Достойно есть»?
198. Правильно ли на утрени Великого Пятка читать Славословие?
199. Можно ли подходить к исповеди, записав свои основные грехи на листе бумаги?
200. Как поступить, если грех, отпущенный ранее, продолжает безпокоить совесть?
201. Можно ли опять причащаться на Пасхальной литургии, если причащался в субботу?
202. Преклонять ли голову на возглас «Оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните»?
203. Почему нельзя праздновать Рождество Христово по новому стилю?
204. Почему грешно устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней?
205. Когда петь «Преблагословенна еси, Богородице Дево»?
206. Какая разница между православным богослужением и «единоверцев»?
207. Где должна находиться св. Плащаница, когда она не употребляется?
208. Можно ли мiрянам проходить по солее во время Богослужения?
209. Правильно ли ценить в пастыре прежде всего его организаторские способности?
210. Допускается ли к занятно должностей в храме лицо, состоящее во втором браке?
211. Когда и какой колокольный звон полагается к разным службам?
212. Почему Церковь не протестует против встреч нового года по н. стилю?
213. Можно ли в храме с одним престолом совершать две литургии?
214. Какой день называется «храмовым праздником»?
215. Сколько нужно вынимать частиц на проскомидии за нескольких одноименных?
216. Как должен действовать священнослужитель, готовящийся к принятию Св. Таин Христовых, служащий каждый день литургию, или говеющий каждую субботу мiрянин?
217. Можно ли подавать поминовения без просфоры поминальной?
218. Не следует ли нашему от чистого сердца стремлению к миру иметь иногда границы?
219. Можно ли встречать ДВА новых года?
220. Не будет ли служение литургии в поздние вечерние часы нарушением традиции?
221. Может ли иподиакон ходить на «вечера» и «балы» и танцевать на них?
222. Можно ли в церкви читать собственные молитвы?

+ + +

Вопросы и ответы

В ИЗЪЯСНЕНИЕ ЦЕРКОВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ И ДУШЕПОПЕЧЕНИЯ

1. ВОПРОС: Мой сын родился в Словении (Югославия), стране исключительно католической. Случайно я узнал, что около Мариеора стоит сербская воинская часть и при ней имеется православный священник. Я его разыскал и просил крестить моего сына, на что он охотно согласился. Он же выдал мне свидетельство о крещении, предварительно спросив имя и фамилию восприемника. Я написал имена обоих восприемников и получил от него озадачившее меня наставление: при крещении полагается один восприемник, а это русские позаимствовали католический обычай и имеют двух восприемников. Много лет тому назад (в 1926 или 1927 г., точно не помню) я рассказал об этом случае покойному Архиепископу Аполлинарию, который, к моему удивленно, подтвердил, что сербский священник был прав. К сожалению, наш разговор был прерван, и так уж случилось, что никогда мне не пришлось более получить разъяснение по этому вопросу. Думаю, что такое разъяснение было бы полезно не мне одному, но и многим другим. Какие обычаи существуют в греческой, румынской, болгарской и других православных церквах?

ОТВЕТ: Институт восприемников, или свидетелей и поручителей за веру крещаемого, обязанных наставлять его в правилах христианской жизни, существует с 1-го столетия христианской эры. Как свидетельствуют первые письменные упоминания о восприемниках, относящиеся ко 2-ому веку, восприемниками в первые века христианства чаще всего бывали диаконы, диаконисы, отшельники, девственницы и вообще лица, посвятившие себя служению Церкви, как способные наставлять крещаемых в истинах христианского веро- и нравоучения. По свидетельству «Апостольских Постановлений» (3, 16), в первые века христианства мужчину обычно воспринимал один диакон, а женщину – одна диакониса. С тех пор и установился в христианской Церкви порядок, в силу которого при крещении требовался только один восприемник одного пола с крещаемым: при крещении лица мужеского пола – мужчина, а при крещении лица женского пола – женщина. По требованию Кормчей Книги (гл. 50, ч. 2), крещаемый, «исходя от спасительные бани, должен быть восприемлен от единоговерного человека».

В древней Русской Церкви до XIV века при крещении полагался только один восприемник, и лишь с XIV в. устанавливается обычай приглашать двух восприемников – мужчину и женщину. Этот обычай Русской Церкви, с течением времени, получил права гражданства не только в силу прочно установившейся практики, но и позднейших указаний Св. Синода, хотя в принципе и до сего времени остаётся необходимость только одного восприемника: мужчины при мужчине и женщины при женщине. Наш Требник, по которому совершается Таинство Крещения, знает только одного восприемника, о милости, жизни, мире, здравии, спасении и оставлении грехов которого и совершается дважды моление на сугубой ектении – после чтения Евангелия и в конце «чина измовения во осьмой день».

Само собой понятно, что восприемником при крещении может быть лицо только православного вероисповедания и при том хорошо знающее, по крайней мере, главнейшие истины христианской веры и нравственности и сущность таинства крещения, а равным образом сущность обетов, которые произносятся им за крещаемого, и которые восприемник обязан передать и разъяснить крещаемому, когда он придёт в возраст. Вследствие этого, восприемниками не могут быть а) малолетние (восприемник не моложе 15 лет, а восприемница – 13 лет), б) совершенные невежды в вере, в) явные грешники и, вообще, лица, упавшие в общественном мнении по своей нравственной жизни, г) раскольники и д) иноверцы.

В крайнем случае, при невозможности, например, приискать православного восприемника, крещение может быть, совершено и без восприемника, как особого лица, которого на этот раз может заменить собой сам священник, совершающий крещение, или псаломщик или же их супруги, сообразно с полом крещаемого. Допускаемое в практике заочное восприемничество не имеет канонического основания, так как по церковному чиноположению восприемник обязан присутствовать при самом совершении таинства крещения, давать положенные ответы за крещаемого, читать за него Символ Веры, ходить с крещаемым вокруг купели и через то торжественно поручиться пред Богом и Церковью в том, что воспринятые им будут истинными христианами.

Необходимо только помнить, что родители ни в коем случае не могут быть восприемниками своих детей: в противном случае само супружество родителей должно быть расторгнуто применительно к 53 правилу VI Вселенского Собора, так как восприемничество создаёт духовное родство, признаваемое Церковью в этом правиле более важным, нежели «союз по телу».

ВОПРОС: Два года тому назад я был в Детройте и обратил внимание, что во время литургии никто не становился на колени. Мне объяснили, что настоятель прихода говорил, что по воскресениям коленопреклонения не полагаются, так как воскресение – особенно торжественный день – память Светлого Христова Воскресения. Так ли это? Первый день Св. Троицы всегда бывает в воскресенье. У нас всегда читается молитва, которую священник предлагает прослушать «преклоньше колена».

ОТВЕТ: К сожалению, в наше время действительно мало кто знает о церковных правилах, касающихся коленопреклонений, а также и о том, что в воскресные дни (так же как и во дни великих Господских праздников и во всю Пятидесятницу – от праздника св. Пасхи до дня св. Троицы) – коленопреклонения отменяются. Об этой отмене коленопреклонений говорит целый ряд церковно-канонических правил. Так 20-ое правило Первого Вселенского Собора гласит:

«Понеже суть некоторые, преклоняющие колена в день Господень (т. е. воскресение), и во дни Пятидесятницы, то дабы во всех епархиях всё одинаково было, угодно Святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Шестой Вселенский Собор в своём 90-м правиле нашёл нужным ещё раз решительно подтвердить это запрещение преклонять колена в воскресные дни, причём обосновал это запрещение тем, что этого требует «честь воскресения Христова» то-есть, что поклоны, как выражение чувства покаянной скорби, несовместимы с праздничным торжеством в честь такого радостного события, как воскресение Господа нашего Иисуса Христа из мертвых. Вот это правило:

«От Богоносных Отец наших канонически предано нам, не преклоните колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в алтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу. Ибо нощь по субботе приемля предтечею Воскресения Спасителя нашего, отселе духовно начинаем песни, и праздник из тьмы во свет приводим, так что с сего времени всецелую нощь и день торжествуем Воскресение».

В этом правиле особенно характерно Выражение: «Да не пребываем в неведении». Очевидно Св. Богоносные Отцы наши не считали вопрос преклонения или непреклонения колен в день воскресный несущественным или маловажным, как это ныне многие, к сожалению, считают, игнорируя это правило: они сочли нужным особым каноническим правилом совершенно точно указать, с какого именно момента Богослужения недопустимо преклонение колен и с какого оно вновь разрешается. Согласно этому правилу коленопреклонения отменяются с так наз. «вечернего входа» на вечерне в субботу и до вечернего входа на вечерне в воскресение. Вот почему нет ничего удивительного в том, что на вечерне в первый день Св. Троицы, хотя он всегда бывает в воскресение, читаются три молитвы Св. Василия Великого с коленопреклонением. Эти молитвы и читаются, как раз после вечернего входа на вечерне, что вполне согласно с требованием вышеизложенного 90-го правила VI Вселенского Собора.

Св. Пётр, Архиепископ Александрийский и мученик, пострадавший за Христа в 311 г. по Р. Хр., правила которого включены в общеобязательный для всех верующих церковный канон и содержатся в «Книге Правил», наряду с другими правилами Свв. Отцев, в своём 15-м правиле, объясняя, почему христиане постятся в среду и пяток, в заключение говорит:

«Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшего в оный: в сей день и колена преклоняти мы не прияли»

А великий вселенский учитель и святитель Василий, Архиепископ Кесарии Каппадокийской, живший в IV веке по Р. Хр., правила которого в количестве 92-х также включены в Книгу Правил и пользовались всегда особенным авторитетом и уважением, в 91-ом правиле, заимствованном из 27-ой главы его книги о Св. Духе, «К Амфилехию», весьма глубоко и, можно сказать, исчерпывающе объясняет всё значение отмены коленопреклонений в дни, когда мы празднуем воскресение Христово. Вот полностью его глубоко-назидательное разъяснение этого древнего церковного обычая:

«Стоя молитвы творим во едину от суббот (то-есть в воскресение), но причину сего не все знаем. Ибо не токмо, яко совоскресшие Христу и долженствующие искати горнего, стоянием во время молитвы, в день воскресения, напоминаем себе о благодати нам дарованной, но и потому сие творим, яко день сей мнится быти неким образом чаемого века. Почему яко начало дней, и у Моисея наречен он не первым, но единым. И бысть, глаголет, вечер, и бысть утро, день един(Быт. 1, 5): аки бы един и тот же день многократно круговращался. И так единый, который есть купно и осмый, означает оный существенно единый и истинный осьмый день, о котором и Псалмопевец упоминает в некоторых написаниях псалмов, назнаменует собою по сем веке грядущее состояние, день непрестающий, невечерний, безпреемственный, нескончаемый, оный и нестареющий век. Итак основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в оный день молитвыв стоянии совершати дабы, при частом напоминании о нескончаемой жизни, мы не оставили в небрежении напутствия к оному преставлению. Но и вся пятидесятница есть напоминание Воскресения, ожидаемого в будущем веке. Ибо единый и первый день, будучи седмикратно уседмеричен, составляет седмь недель святыя пятьдесятницы. Пятьдесятница, начинаясь первым днем седмицы, им же и оканчивается. Пятьдесят крат обращаясь чрез подобные промежуточные дни, сим подобием подражает веку, как бы в круговом движении начинаясь от тех же знаков, на тех же и Оканчиваясь. Церковные уставы научают нас предпочитати в сии дни прямое положение тела во время молитвы, ясным напоминанием как бы переселяя мысль нашу от настоящего в будущее. При всяком же коленопреклонении и востани, мы действуем показуем и то, яко грехом низпали на землю, и то, яко человеколюбием Создавшего нас, паки воззваны на небо. Но не достанет мне времени повествовати о неписаных Таинствах Церковных».

Надо вникнуть в смысл этого постановления церковного, чтобы понять, сколько в нем глубочайшего значения и назидания, коим в наше время многие не хотят пользоваться, предпочитая свое собственное мудрование голосу Св. Церкви. Общий упадок религиозного и церковного сознания в наши дни повёл к тому, что современные христиане как-то перестали, в большинстве своём, ощущать воскресный день, как день радости, как Пасху, которую мы празднуем еженедельно, а потому и не чувствуют, какой несообразностью, каким диссонансом с ликующими песнопениями этого дня является преклонение колен.

ВОПРОС: Я заметил, что в разных приходах разные правила относительно подачи просфор поминальных: в одном приходе их можно подавать только до литургии, то-есть до и во время проскомидии; в других – можно подавать и во время литургии до начала пения Херувимской песни; в третьем просфоры подаются н после Херувимской песни. Существуют ли по этому вопросу какие-либо правила?

ОТВЕТ: Правильно подавать поминальные просфоры за здравие и за упокой, конечно, только во время совершения проскомидии, когда служащий священник вынимает из них частицы, читая поминания. Те, кто подают просфоры уже по окончании проскомидии, во время начавшейся литургии оглашенных, создают для священника, особенно, если он служит один, затруднения, ибо он должен отходить от престола, перед которым служит, к жертвеннику, чтобы вынимать там частицы, из-за чего может происходить замешательство в Богослужении, особенно если таких просфор много. Подавать же просфоры после Херувимской, когда Великий вход совершён и уготованные для пресуществления Св. Дары уже перенесены с жертвенника на престол, следует почитать вообще недопустимым. Поминовение живых и умерших с вынутием частиц после великого Входа (а равно и хранение оных частиц до следующей литургии) ни в каком случае не должно быть допускаемо, как действие не оправдываемое древне-христианской практикой и противное существующему Уставу в Православной Церкви (Рук. д. с. п. 1886, 52; 1887, 51; 1893, 39; Ц. В. 1887, 5; 1897, I; Ц. Вед. 1896, 18).

ВОПРОС: Когда Великим Постом разрешается постное (конечно) масло, рыба, вино?

ОТВЕТ: Постное масло, называемое в Богослужебных книгах «елеем», разрешается Великим Постом, по Уставу Православной Церкви, только по субботам и воскресениям. а также в праздничные дни 24-го февраля (1-ое и 2-ое обретение главы Св. Иоанна Крестителя) и 9 марта (40 мучеников Севастийских), в день чтения Великого Канона (Четверг на 5-той седмице) и в Великий Четверток на Страстной Седмице. В эти дни с елеем разрешается и вино. «Рыбы же во всю св. Четыредесятницу», говорит Устав: «Никако же дерзнем ясти кроме праздника Благовещения Пресвятыя Богородицы (если только он не придётся на Страстной седмице) и Недели Цветоносия», то-есть праздника Входа Господня во Иерусалим (Вербное Воскресение). В Лазареву субботу дозволяется вкушать икру, но не рыбу. А если Благовещение случится на. Страстной седмице, то разрешается вкушать только елей и вино, но не рыбу.

Наши рекомендации