ВОПРОС: Почему грешно устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней?

ОТВЕТ: Потому, что по церковным понятиям день начинается с вечера накануне праздника, и вся эта ночь пред наступлением праздника, по истинно-христианским понятиям, является святой ночью, в которую уместно заниматься только молитвенной подготовкой к празднованию воспоминаемого события, а для тех, кто собирается за Божественной литургией причаститься Святых Христовых Таин, чтением молитвенного правила ко Св. Причащению и сосредоточенному приготовлению себя к принятию этого величайшего христианского таинства.

Грешно и потому устраивать увеселения в кануны воскресных и праздничных дней, что это отвлекает христиан от посещения Богослужения – всенощного бдения накануне и Божественной литургии утром в самый день праздника. Кто собирается вечером в субботу или накануне праздника идти на какое-нибудь увеселение, у того мысли заняты этим увеселением и приготовлением себя (особенно, если это так называемый «бал», к которому многие современные лже-христиане готовятся как к какому-нибудь «священнодействию», разодевая и украшая себя), и такой едва ли пойдёт в церковь на вечернее Богослужение. Тот же, кто провёл на этом увеселении большую часть ночи, как это обычно теперь делается, уже не в силах будет утром достаточно рано пробудиться ото сна, чтобы пойти в церковь к Божественной литургии.

Пришло ли бы кому-либо из современных христиан, ещё не потерявших совсем веры и совести, устраивать увеселение в пасхальную ночь?

А между тем, каждый воскресный день, по своему значению, есть ни что иное, как та же, в сущности, Пасха Христова, празднуемая еженедельно, и ночь перед ним есть та же пасхальная ночь. КТО ЗАНИМАЕТСЯ УСТРОЙСТВОМ УВЕСЕЛЕНИЙ И ПОЗВОЛЯЕТ СЕБЕ ПРИНИМАТЬ УЧАСТИЕ В НИХ В ТАКУЮ ПРЕДПРАЗДНСТВЕННУЮ НОЧЬ, ТОТ ТЯЖКО ГРЕШИТ, ИБО ОСКВЕРНЯЕТ СВЯТЫНЮ ПРАЗДНИЧНОГО ДНЯ. Как свидетельствует Слово Божие, история христианской Церкви и письменные памятники первых времен христианства, первые христиане всю ночь перед наступлением воскресного или праздничного дня проводили в общей молитве, откуда и получили начало наши так наз. «всенощные бдения», весьма сильно теперь по немощи и лености человеческой сокращенные и урезанные. Об этом ясно говорит такой важный письменный памятник, как «Апостольские Постановления»: «С ВЕЧЕРА ДО ПЕНИЯ ПЕТУХОВ ПРЕБЫВАЙТЕ ВО БДЕНИИ, МОЛИТВАХ И ПРОШЕНИЯХ К БОГУ, ЧИТАЯ ДО ПЕНИЯ ПТУХОВ ЗАКОН, ПРОРОКОВ, ПСАЛМЫ, И, ПРОЧИТАВ ЕВАНГЕЛИЕ, ПРЕДЛАГАЙТЕ НАРОДУ БЕСЕДУ».

Уместно ли, прилично ли современным христианам, не утруждающим себя теперь такой действительно «всенощной» молитвой в храме, как-то иначе проводить эту святую ночь наступления праздника?

Ведь это только явные враги нашей св. веры и Церкви богоборцы-большевики намеренно устраивали в пасхальную ночь и вообще в часы праздничных церковных Богослужений разные развлечения и увеселения для того, чтобы попытаться отвлечь людей от посещения храма Божия.

Напрасно ссылаются на то, что такие увеселения допускались и в прежней царской Россни. Даже наши гражданские законы решительно запрещали это. Ещё царь Алексий Михайлович в 1648 году издал указ, которым повелевалось приходить в церковь в воскресные дни на вечерню, утреню и литургию и запрещалось «всякое пьянство и всякое глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми». Ослушавшегося приказано «бить батоги нещадно» и даже ссылать. Замечательна статья 26-ая нашего знаменитого «УЛОЖЕННИЯ» 1648 года: законы, ограждающие святость воскресного дня относятся в ней к периоду времени, НАЧИНАЯ С СУББОТЫ ЗА ТРИ ЧАСА ДО НАСТУПЛЕНИЯ ВЕЧЕРА. Даже Император Пётр I, введший у нас, по образцу Запада, так наз. «ассамблеи», тем не менее особым указом разрешил их устраивание НЕ РАНЬШЕ ОКОНЧАН1Я В ВОСКРЕСНЫЙ ДЕНЬ ЛИТУРГИИ. Он же 17 февраля 1718 года издал указ, обязывающий всех ходить в воскресные дни к вечерне, заутрени и литургии. Императрица Елизавета Петровна указом от 1743 г. запретила открывать до окончания литургии в воскресные дни кабаки. Император Павел I указом 22 октября 1796 г. запретил театральные представления «во все субботы». Наконец, в 1833 году при имп. Николае I трудами знаменитого Сперанского был составлен «СВОД ЗАКОНОВ РОСС1ЙСКОЙ ИМПЕРИИ», в XIV томе которого была помещена особая статья «ОБ ОХРАНЕ СВЯТОСТИ ВОСКРЕСНОГО ДНЯ». Статья эта решительно запрещает всякие игрища, музыку, театральные представления и всякие иные общественные забавы и увеселения ПРЕЖДЕ ОКОНЧАНИЯ ВОСКРЕСНОЙ ЛИТУРГИИ.

И если с началом «прогрессивного» XX века всё у нас в России расшаталось, и эти законы, как и многие другие, перестали соблюдаться, ТО ВЕДЬ ЭТО ИМЕННО И ПРИВЕЛО ЦАРСКУЮ РОССИЮ К СТРАШНОЙ КАТАСТРОФЕ – К КРОВАВОМУ БОЛЬШЕВИЗМУ.

Крайне странно поэтому, нелогично и неразумно, помышляя о спасении России, вместо того, чтобы исправлять ошибки прошлого, следуя во всём наставлениям нашей Матери-Церкви, настойчиво повторять эти ошибки, как делают это только неразумные капризные дети – только потому, что так им «хочется».

Наши рекомендации