ВОПРОС: Можно ли служить панихиды, акафисты и молебны ещё до отпуста литургии, сразу после заамвонной молитвы?
ОТВЕТ: Совершенно недопустимо. После заамвонной молитвы, по уставу совершается только заупокойная лития (но никак не полная панихида) да ещё некоторые указанные уставом чины, как напр., великое освящение воды на Богоявление. Молебны, акафисты и панихиды должны совершаться только после отпуста Божественной литургии.
ВОПРОС: Может ли католик причащаться, по своему усмотрению, и у нас и в католической церкви?
ОТВЕТ: Никак не может. Причащать Св. Христовых Таин можно только того, кто сознательно присоединился к Св. Православной Церкви. Римо-католиков взрослых мы присоединяем по третьему чину, то-есть через исповедь, отречение от заблуждений римско-католического исповедания и причащение Св. Христовых Таин, после чего, конечно, присоединённое таким образом к Св. Православию лицо уже нигде не может и не должно причащаться, кроме Св. Православной Церкви. Над детьми, крещёными в католичестве (до 12 лет), должно совершать предварительно ещё Мiропомазание.
ВОПРОС: Может ли священник, по своему усмотрению, сократить Богослужение, как например, упразднить литию, когда она положена по уставу, и считается ли это большим упущением?
ОТВЕТ: Сокращение Богослужения – в наше время очень больной вопрос. Правда, в Уставе есть замечание, на которое многие любят ссылаться: «Аще настоятель изволит», – но если мы разберёмся, в каких случаях это замечание употребляется, то увидим, что это замечание относится не к праву сокращать Богослужение, а наоборот – расширять Богослужение – делать его более торжественным, а, следовательно, и более продолжительным. Например: в целом ряде случаев, на ряду, в начале Богослужения, в дни, когда положена служба повседневная, указано: «АЩЕ НАСТОЯТЕЛЬ ИЗВОЛИТ, ТВОРИМ БДЕНИЕ», то-есть: положена служба обычная, будничная, но, если настоятель хочет, можно совершать торжественное праздничное всенощное бдение. Но нигде мы не найдём, чтобы, по воле настоятеля, а тем более, по воле псаломщика, регента или церковного старосты (как это теперь нередко бывает!), можно было сокращать Богослужение, делать его менее торжественным, нежели это положено по уставу, как например выбрасывать литию из бденной службы, непременной составной частью которой лития всегда является.
Всякое сокращение Богослужения, если таковое теперь, по человеческой немощи, лености, отсутствию молитвенного горения и должного духовного подъёма, неофициально допускается, должно быть разумным – таким, чтобы при этом не страдала целостность и полнота того назидания, которое Св. Церковь, как наша заботливая Мать, в этом богослужебном чинопоследовании нам предлагает.
ВОПРОС: Почему у нас память св. Великомученицы Екатерины празднуется 24 ноября, а у греков -- 25 ноября?
ОТВЕТ: Известны три жития св. великомученицы Екатерины. Одно из них, принадлежащее Метафрасту, указывает днём мученической кончины св. Екатерины 25 ноября, что и принято греками.
ВОПРОС: Как Православная Церковь рассматривает обряд обрезания у иудеев? В связи с тенденцией, которая наблюдается в американских госпиталях, из соображений, якобы, гигиены, обрезывать новорожденных младенцев, вопрос этот ныне становится весьма актуальным. 1. Допустимо ли обрезание с религиозной точки зрения? 2. Какие могут быть последствия с физиологической точки зрения? 3. Может ли отразиться эта операция на психике ребенка?
ОТВЕТ: Обряд обрезания у иудеев в своё время – в эпоху Ветхого Завета имел великое значение и совершался над всеми младенцами мужеского пола в 8-ой день по рождении их, В ЗНАМЕНИЕ ЗАВЕТА БОГА С АВРААМОМ, как с родоначальником избранного народа Божия, каковым были иудеи в Ветхом Завете. «Авраам был девяносто девяти лет, и Господь явился Аврааму и сказал ему: Я БОГ ВСЕМОГУЩИЙ: ХОДИ ПРЕДО МНОЮ И БУДЬ НЕПОРОЧЕН, И ПОСТАВЛЮ ЗАВЕТ МОЙ МЕЖДУ МНОЮ И ТОБОЮ... ЗАВЕТ ВЕЧНЫЙ В ТОМ, ЧТО Я БУДУ БОГОМ ТВОИМ И ПОТОМКОВ ТВОИХ ПОСЛЕ ТЕБЯ... ТЫ ЖЕ СОБЛЮДИ ЗАВЕТ МОЙ, ТЫ И ПОТОМКИ ТВОИ ПОСЛЕ ТЕБЯ В РОДЫ ИХ... ДА БУДЕТ У ВАС ОБРЕЗАН ВЕСЬ МУЖЕСКИЙ ПОЛ... И СИЕ БУДЕТ ЗНАМЕНИЕМ ЗАВЕТА МЕЖДУ МНОЮ И ВАМИ (см. кн. Бытия гл. 17 ст. 1-14).
Это повеление об обрезании было повторено затем Моисею, как вождю избранного народа Божия, что видно из кн. Исход XII, 44 и кн. Левит XII 3. С тех пор иудеи с особой точностью и тщательностью соблюдали этот обряд обрезания. Обрезание стало главным посвятительным актом, обязательным для каждого мужчины-израильтянина, желающего быть полноправным членом избранного народа Божия.
Избранным народом Божиим в Ветхом Завете иудеи были потому, что в их среде Господь Бог подготовлял спасение для человечества в лице Воплотившегося Единородного Сына Божия – Господа Иисуса Христа, Который по плоти был иудеем и, как все иудеи, исполняя закон, принял в 8-ой день по Своем рождении, обрезание, обязательное для всех иудеев (праздник Обрезания Господня наша христианская Церковь празднует ежегодно 1 января).
Но с приходом в мiр Спасителя мiра и совершением Им великого дела искупления человечества, Ветхий Завет прекратил своё существование и должен был уступить своё место Новому Завету. Об этом ещё задолго заранее предсказывали ветхозаветные пророки, как например, св. Пророк Иеремия: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, – не такой завет, какой Я заключил с отцами их... тот завет Мой они нарушили. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: ВЛОЖУ ЗАКОН МОЙ ВО ВНУТРЕННОСТЬ ИХ И НА СЕРДЦАХ ИХ НАПИШУ ЕГО, И БУДУ ИМ БОГОМ, А ОНИ БУДУТ МОИМ НАРОДОМ» (1ерем. XXXI, 31-34).
Возвышенный евангельский закон Божий, написанный на сердцах людей Воплотившимся Единородным Сыном Божиим и запечатленный Пречистою Кровью Его, и был тем НОВЫМ Заветом, который пришёл на смену Ветхому Завету, как это особенно вразумительно изъясняет в своих посланиях Св. Апостол Павел.
Вместе с Ветхим Заветом потеряли своё первоначальное значение и все ветхозаветные обрядовые установления, в том числе и обряд обрезания. Обряд обрезания был даже формально и официально отменен на Апостольском Соборе в Иерусалим в 51 году по Р. Хр., о чём нам повествует 15-ая глава Книги Деяний Апостольских. Вот почему св. Апостол Павел в своём послании к Галатам, среди которых были сильные несогласия по вопросу о важности обрезания, ясно и решительно пишет: «Вот я, Павел, говорю вам: ЕСЛИ ВЫ ОБРЕЗЫВАЕТЕСЬ, НЕ БУ-ДЕТ ВАМ НИКАКОЙ ПОЛЬЗЫ ОТЬ ХРИСТА» (Гал. V, 2-3), «ИБО ВО ХРИСТЕ ИИСУС НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ НИ ОБРЕЗАНИЕ, НИ НЕОБРЕЗАНИЕ, А НОВАЯ ТВАРЬ» (Гал. VI, 15).
Отсюда должно быть ясно, что кто ТЕПЕРЬ УПОРНО ДЕРЖИТСЯ ОБРЕЗАНИЯ, ТОТ ТЕМ САМЫМ ОТВЕРГАЕТ НОВЫЙ ЗАВЕТ, ПРИНЕСЕННЫЙ НА ЗЕМЛЮ САМИМ ВОПЛОТИВШИМСЯ СЫНОМ БОЖИИМ, И ПОПИРАЕТ ПРЕЧИСТУЮ КРОВЬ ЕГО, ПРОЛИТУЮ ЗА СПАСЕНИЕ МIРА, – ТОТ НЕ ХРИСТИАНИН И ВРАГ ХРИСТОВ, тем более, что, по словам св. Апостола Павла, обрезание в Новом Завете заменено Таинством Крещения, приобретшим всю силу и значение первого (см. Колос. II, 11-12) и имеющим ещё большую силу и значение, как «совлечение тела греховного плоти» и «совостание Христу» с «прощением нам всех грехов».