III. Работа с учебником. 1. Рассмотрите рисунок

1. Рассмотрите рисунок.

– Что вы видите?

– Чем отличается кухня от других помещений в квартире?

Работа парами.

Один ученик находит на картинке следующие изображения: фонари, горшки, тарелки, звёзды – и показывает другому. Второй ученик находит изображения: фонарики, трубы, гармошки, горошки – и показывает первому.

– Что можно сказать о словах? (Разговор о многозначности слов.)

2. Чтение слов:

гостиная, кладовая, столовая, прихожая, мастерская.

– Почему их так назвали?

III. Работа с учебником. 1. Рассмотрите рисунок - student2.ru

IV. Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 26).

V. Итог урока.

Уроки 67–68. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗУЧЕННЫМИ
БУКВАМИ. ЗВУКОВОЙ И ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ.
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА

Цель: упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами.

На этих уроках учитель может использовать материалы тетради «Я читаю», с. 27–32.

Урок 69. ЧУДЕСА РУССКОГО ЯЗЫКА. ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМЫ,
УДАРЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ
ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ, ПОРЯДКА СЛОВ
В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ПОНИМАНИЕ СРЕДСТВ УСТНОГО
ОБЩЕНИЯ (Азбука, с. 74–75)

Цель: формировать представления о значении фонемы, ударения в образовании слов, порядка слов в предложении.

Ход урока

I. Работа над темой.

1. Запись на доске:

а н е м е р е п

– О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, если сможете прочитать слово. (Перемена.)

– Что такое перемена?

Чтение учителем стихотворения Б. Заходера «Перемена».

ПЕРЕМЕНА

«Перемена, перемена!» –

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог.

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели этот Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним бо-о-льшая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди, какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он поставил три подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Покатился кувырком,

На перила сел верхом,

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи,

Попросил списать задачи, –

Словом,

Сделал всё, что мог!

Ну а тут – опять звонок…

Вова в классе плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

– Ничего, – вздыхает Вова, –

На уроке отдохнём!

Можно детям предложить прочитать стихотворение Л. Фадеевой в учебнике на с. 74.

– Что вы думаете?

– Для чего нужна перемена в школе?

– Как нужно вести себя на перемене?

2. Имеет ли слово другие значения?

– Что об этом слове можно сказать? (Многозначное.)

– Какие бывают перемены?

1) Запись на доске:

насос – сосна, ткани – нитка, навес – весна.

– Что заметили? (Поменяли местами слоги.)

2) Какие произошли перемены в этих словах:

лак – мак, рак, бак;

лак – лук, люк, лик;

лак – лай, лад, лаз?

– Какие ещё задания вы могли бы предложить, где происходят перемены?

III. Работа с учебником. 1. Рассмотрите рисунок - student2.ru

II. Работа с учебником (с. 74).

Самостоятельная работа.

Для самостоятельной работы можно предложить детям задание «Кто больше найдёт слов?», где перемена букв даст новые слова. Разгадать кроссворд и ребусы.

III. Работа с учебником (с. 75).

1. Перемена ударного слова даст новую мысль.

Чтение скороговорки разными вариантами:

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

– Все ли варианты здесь записаны?

– Как вы ответили на каждый вопрос?

– А вы любите сушки?

– А по шоссе пойдёте? Почему?

2. Перемена порядка слов придаст новый оттенок мысли.

Чтение предложений.

– Какие произошли перемены?

– Что дают такие перемены?

3. Изменение жестов даст перемену настроения.

4. Перемена настроения даст новое лицо.

– Какие ещё значения, о которых мы не сказали, есть у слова перемена?

5. Запись на доске:

перемена – поменял – сменная (обувь).

– Что можете сказать о словах?

– Хорошо ли меняться?

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие значения имеет слово перемена?

Урок 70. ДВУЗВУЧНЫЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я.
ОДНА БУКВА – ДВА ЗВУКА. БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я – ПОКАЗАТЕЛИ
МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЛЕНТЫ БУКВ (Азбука, с. 76–77)

Цель: познакомить с буквами е, ё, ю, я; показать особенность звуков, которые обозначаются этими буквами.

Ход урока

I. Работа над темой.

Запись на доске:

А Б В Г Д Ж З Й И К

– Что можете сказать об этой записи? (Буквы стоят в алфавитном порядке, но не хватает нескольких букв.)

– Какие буквы забыли написать? (е, ё, ю, я.)

Можно в алфавите закрыть эти буквы и предложить детям их назвать.

Дети называют эти буквы и печатают их в тетрадях или в учебнике
на с. 76.

– Что можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы? (Они гласные.)

– Почему?

– Они особенные. А почему, мы это и должны выяснить на уроке.

Наши рекомендации