III. Работа с учебником. 1. Рассмотрите рисунок
1. Рассмотрите рисунок.
– Что вы видите?
– Чем отличается кухня от других помещений в квартире?
Работа парами.
Один ученик находит на картинке следующие изображения: фонари, горшки, тарелки, звёзды – и показывает другому. Второй ученик находит изображения: фонарики, трубы, гармошки, горошки – и показывает первому.
– Что можно сказать о словах? (Разговор о многозначности слов.)
2. Чтение слов:
гостиная, кладовая, столовая, прихожая, мастерская.
– Почему их так назвали?
IV. Работа с тетрадью «Я читаю» (с. 26).
V. Итог урока.
Уроки 67–68. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗУЧЕННЫМИ
БУКВАМИ. ЗВУКОВОЙ И ЗВУКОБУКВЕННЫЙ АНАЛИЗ.
ПОНИМАНИЕ СМЫСЛА ТЕКСТА
Цель: упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами.
На этих уроках учитель может использовать материалы тетради «Я читаю», с. 27–32.
Урок 69. ЧУДЕСА РУССКОГО ЯЗЫКА. ЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМЫ,
УДАРЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ СЛОВ. ЗНАЧЕНИЕ
ЛОГИЧЕСКОГО УДАРЕНИЯ, ПОРЯДКА СЛОВ
В ПРЕДЛОЖЕНИИ. ПОНИМАНИЕ СРЕДСТВ УСТНОГО
ОБЩЕНИЯ (Азбука, с. 74–75)
Цель: формировать представления о значении фонемы, ударения в образовании слов, порядка слов в предложении.
Ход урока
I. Работа над темой.
1. Запись на доске:
а н е м е р е п
– О чём мы будем говорить на уроке, вы узнаете, если сможете прочитать слово. (Перемена.)
– Что такое перемена?
Чтение учителем стихотворения Б. Заходера «Перемена».
ПЕРЕМЕНА
«Перемена, перемена!» –
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели этот Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-льшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он поставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Покатился кувырком,
На перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил,
Сходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи, –
Словом,
Сделал всё, что мог!
Ну а тут – опять звонок…
Вова в классе плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
– Ничего, – вздыхает Вова, –
На уроке отдохнём!
Можно детям предложить прочитать стихотворение Л. Фадеевой в учебнике на с. 74.
– Что вы думаете?
– Для чего нужна перемена в школе?
– Как нужно вести себя на перемене?
2. Имеет ли слово другие значения?
– Что об этом слове можно сказать? (Многозначное.)
– Какие бывают перемены?
1) Запись на доске:
насос – сосна, ткани – нитка, навес – весна.
– Что заметили? (Поменяли местами слоги.)
2) Какие произошли перемены в этих словах:
лак – мак, рак, бак;
лак – лук, люк, лик;
лак – лай, лад, лаз?
– Какие ещё задания вы могли бы предложить, где происходят перемены?
II. Работа с учебником (с. 74).
Самостоятельная работа.
Для самостоятельной работы можно предложить детям задание «Кто больше найдёт слов?», где перемена букв даст новые слова. Разгадать кроссворд и ребусы.
III. Работа с учебником (с. 75).
1. Перемена ударного слова даст новую мысль.
Чтение скороговорки разными вариантами:
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
– Все ли варианты здесь записаны?
– Как вы ответили на каждый вопрос?
– А вы любите сушки?
– А по шоссе пойдёте? Почему?
2. Перемена порядка слов придаст новый оттенок мысли.
Чтение предложений.
– Какие произошли перемены?
– Что дают такие перемены?
3. Изменение жестов даст перемену настроения.
4. Перемена настроения даст новое лицо.
– Какие ещё значения, о которых мы не сказали, есть у слова перемена?
5. Запись на доске:
перемена – поменял – сменная (обувь).
– Что можете сказать о словах?
– Хорошо ли меняться?
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие значения имеет слово перемена?
Урок 70. ДВУЗВУЧНЫЕ ГЛАСНЫЕ БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я.
ОДНА БУКВА – ДВА ЗВУКА. БУКВЫ Е, Ё, Ю, Я – ПОКАЗАТЕЛИ
МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. ПРОДОЛЖЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЯ ЛЕНТЫ БУКВ (Азбука, с. 76–77)
Цель: познакомить с буквами е, ё, ю, я; показать особенность звуков, которые обозначаются этими буквами.
Ход урока
I. Работа над темой.
Запись на доске:
А Б В Г Д Ж З Й И К
– Что можете сказать об этой записи? (Буквы стоят в алфавитном порядке, но не хватает нескольких букв.)
– Какие буквы забыли написать? (е, ё, ю, я.)
Можно в алфавите закрыть эти буквы и предложить детям их назвать.
Дети называют эти буквы и печатают их в тетрадях или в учебнике
на с. 76.
– Что можете сказать о звуках, которые обозначают эти буквы? (Они гласные.)
– Почему?
– Они особенные. А почему, мы это и должны выяснить на уроке.