II. Работа с учебником (с. 53)
1. Чтение слогов.
– Дополните слоги до слов. (Ежи, ужи, стрижи, жираф.)
– На что указывает буква ы (и) в этих словах?
– На что указывает буква ы (и) в слогах: ры, вы, зы, ри, ви, зи.
2. Чтение столбиков со словами.
– Что заметили в словах первого столбика? (Поменяли букву ина ы. Изменился смысл слов.)
– Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные.
– Что можно сказать о словах второго столбика?
– Какой частью речи являются эти слова?
– Что можно определить у этих глаголов?
– Что можно сказать о словах третьего столбика?
– Какое задание можно выполнить со словами четвёртого столбика?
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова?
– Почему букве ж не нужна буква ы?
3. Вставьте в слова пропущенные буквы. Объясните написание.
(Снежинки, моржи.)
– Рассмотрите рисунок и найдите на нём снежинки и моржей.
– Каких людей называют «моржами»?
– А вы можете быть «снежинками»? Когда такое возможно?
– Сейчас мы отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобится полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет? (Лыжи.)
– Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых есть звук [ж]. Если нового звука не услышим, не останавливаясь, едем дальше.
Дети изображают движение на лыжах.
Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.
4. С каких слов обычно начинаются сказки?
– Как ещё могут начинаться сказки?
– Рассмотрите картинку.
– Какую сказку мы сегодня вспомним? («Колобок».)
– С каких слов начинается эта сказка?
– Назовите героев сказки.
– Впишите в кружки первые буквы имён героев сказки.
– Какую роль в этой сказке каждый из вас хотел бы сыграть? Почему?
– Покажите так, чтобы было понятно без слов.
– Прочитайте слова Колобка и продолжите.
Можно предложить детям инсценировать эту сказку.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Почему буква ж не дружит с буквой ы?
– Как нужно писать сочетание жи?
Урок 48. ЗВУКИ [К], [К’], [П], [П'], БУКВЫ К к, П п.
ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО НАЗВАНИЙ
ПРЕДМЕТОВ. КОРЕНЬ СЛОВА. СЛАБАЯ И СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ (Азбука, c. 54)
Цель: познакомить со звуками [к], [к’], [п], [п’] и буквами, которые их обозначают.
Ход урока
I. Повторение изученного.
Запись на доске:
Жыли в хижыне чижи,
Ежыки, стрижы.
В гости едут к нам моржы,
И жырафы, и ужы.
– Прочитайте четверостишие.
– Что заметили?
– Какое задание можно предложить?
– Исправьте ошибки и объясните написание слов.
II. Работа над темой.
1. В классе таблички со словами: корка, порка, кони, пони.
– Найдите пары слов и прикрепите их на доску. (Корка – порка, кони – пони.)
– Почему так объединили в пары эти слова?
– Чем они различаются?
– Произнесите первые звуки в словах корка, кони.
– Дайте характеристику звукам.
– Бывает ли звук [к] мягким? Докажите.
– Приведите примеры таких слов.
– Напечатайте в тетради букву, которой обозначаются эти звуки.
– Произнесите первые звуки в словах порка, пони.
– Что можно о них сказать?
– Назовите слова, в которых этот звук будет мягким.
2. Игра «Доскажи словечко».
1) Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно, … (карандаш).
– А знаете ли вы, как образовалось слово карандаш?
Это слово образовано от тюркского кара таш («кара» – чёрный, «таш» – камень.)
2) Что скрипит. Что за хруст?
Это что ещё за куст?
– Как же быть без хруста,
Если я … (капуста).
– А знаете ли вы, что капуста является «родственницей» слову капитан. А слово «капитан» произошло от латинского «капут» – голова, глава.
Но слово капуста появилось раньше слова капитан и тоже было образовано от капут. Капуста чем-то похожа на голову.
3) Кругла, рассыпчата, бела,
На стол она с полей пришла.
Ты посоли её немножко.
Ведь, правда, вкусная … (картошка).
Картофель в Италию завезли из Южной Америки. Он напоминал гриб-трюфель. Вот и назвали его итальянцы тартуфоло. А в немецком языке слово превратилось в картофель. Этот овощ попал в Россию при Петре I, называли его чёртово яблоко. Слово картофель прижилось и зазвучало по-русски – картошка.
Таблички со словами можно поместить на доске.
– Что общего между этими словами? (Начинаются на букву К.)
– Какой звук обозначает эта буква?
– Что можете сказать о словах?
– Сколько предметов обозначают слова?
– Как будет звучать слово, если его поставить во множественном числе?
3. Игра «Кто больше?».
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
– Подберите слова со звуками [п], [п΄] «на полу»:
плинтус, паркет, палас и др.;
«на потолке»:
лампа, побелка, паучок.
– Расскажите всё, что вы знаете, о любом из названных слов.