II. Работа с учебником (с. 53)

1. Чтение слогов.

– Дополните слоги до слов. (Ежи, ужи, стрижи, жираф.)

– На что указывает буква ы (и) в этих словах?

– На что указывает буква ы (и) в слогах: ры, вы, зы, ри, ви, зи.

II. Работа с учебником (с. 53) - student2.ru

2. Чтение столбиков со словами.

– Что заметили в словах первого столбика? (Поменяли букву ина ы. Изменился смысл слов.)

– Подчеркните буквы, которые обозначают мягкие согласные.

– Что можно сказать о словах второго столбика?

– Какой частью речи являются эти слова?

– Что можно определить у этих глаголов?

– Что можно сказать о словах третьего столбика?

– Какое задание можно выполнить со словами четвёртого столбика?

– Что нужно помнить, чтобы правильно написать эти слова?

– Почему букве ж не нужна буква ы?

3. Вставьте в слова пропущенные буквы. Объясните написание.

(Снежинки, моржи.)

– Рассмотрите рисунок и найдите на нём снежинки и моржей.

– Каких людей называют «моржами»?

– А вы можете быть «снежинками»? Когда такое возможно?

II. Работа с учебником (с. 53) - student2.ru

– Сейчас мы отправимся в зимний лес, где настоящих снежинок видимо-невидимо. Нам понадобится полезный предмет, чтобы не провалиться в снег. Какой это предмет? (Лыжи.)

– Проходя по лесу, мы будем останавливаться возле тех предметов, в названиях которых есть звук [ж]. Если нового звука не услышим, не останавливаясь, едем дальше.

Дети изображают движение на лыжах.

Медвежата, лиса, ёжик, подснежник, дятел, снежок, берёзка, осинка, кедр.

4. С каких слов обычно начинаются сказки?

– Как ещё могут начинаться сказки?

– Рассмотрите картинку.

– Какую сказку мы сегодня вспомним? («Колобок».)

– С каких слов начинается эта сказка?

– Назовите героев сказки.

– Впишите в кружки первые буквы имён героев сказки.

– Какую роль в этой сказке каждый из вас хотел бы сыграть? Почему?

– Покажите так, чтобы было понятно без слов.

– Прочитайте слова Колобка и продолжите.

Можно предложить детям инсценировать эту сказку.

III. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Почему буква ж не дружит с буквой ы?

– Как нужно писать сочетание жи?

Урок 48. ЗВУКИ [К], [К’], [П], [П'], БУКВЫ К к, П п.
ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО НАЗВАНИЙ
ПРЕДМЕТОВ. КОРЕНЬ СЛОВА. СЛАБАЯ И СИЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
СОГЛАСНЫХ ФОНЕМ (Азбука, c. 54)

Цель: познакомить со звуками [к], [к’], [п], [п’] и буквами, которые их обозначают.

Ход урока

I. Повторение изученного.

Запись на доске:

Жыли в хижыне чижи,

Ежыки, стрижы.

В гости едут к нам моржы,

И жырафы, и ужы.

– Прочитайте четверостишие.

– Что заметили?

– Какое задание можно предложить?

– Исправьте ошибки и объясните написание слов.

II. Работа над темой.

1. В классе таблички со словами: корка, порка, кони, пони.

– Найдите пары слов и прикрепите их на доску. (Корка – порка, кони – пони.)

– Почему так объединили в пары эти слова?

– Чем они различаются?

– Произнесите первые звуки в словах корка, кони.

– Дайте характеристику звукам.

– Бывает ли звук [к] мягким? Докажите.

– Приведите примеры таких слов.

– Напечатайте в тетради букву, которой обозначаются эти звуки.

– Произнесите первые звуки в словах порка, пони.

– Что можно о них сказать?

– Назовите слова, в которых этот звук будет мягким.

II. Работа с учебником (с. 53) - student2.ru

2. Игра «Доскажи словечко».

1) Кто альбом раскрасит наш?

Ну конечно, … (карандаш).

– А знаете ли вы, как образовалось слово карандаш?

Это слово образовано от тюркского кара таш («кара» – чёрный, «таш» – камень.)

2) Что скрипит. Что за хруст?

Это что ещё за куст?

– Как же быть без хруста,

Если я … (капуста).

– А знаете ли вы, что капуста является «родственницей» слову капитан. А слово «капитан» произошло от латинского «капут» – голова, глава.

Но слово капуста появилось раньше слова капитан и тоже было образовано от капут. Капуста чем-то похожа на голову.

3) Кругла, рассыпчата, бела,

На стол она с полей пришла.

Ты посоли её немножко.

Ведь, правда, вкусная … (картошка).

Картофель в Италию завезли из Южной Америки. Он напоминал гриб-трюфель. Вот и назвали его итальянцы тартуфоло. А в немецком языке слово превратилось в картофель. Этот овощ попал в Россию при Петре I, называли его чёртово яблоко. Слово картофель прижилось и зазвучало по-русски – картошка.

Таблички со словами можно поместить на доске.

– Что общего между этими словами? (Начинаются на букву К.)

– Какой звук обозначает эта буква?

– Что можете сказать о словах?

– Сколько предметов обозначают слова?

– Как будет звучать слово, если его поставить во множественном числе?

3. Игра «Кто больше?».

Я найду слова везде:

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке!

– Подберите слова со звуками [п], [п΄] «на полу»:

плинтус, паркет, палас и др.;

«на потолке»:

лампа, побелка, паучок.

– Расскажите всё, что вы знаете, о любом из названных слов.

II. Работа с учебником (с. 53) - student2.ru

Наши рекомендации