II. Работа с учебником (с. 52)
1. Рассмотрите картинки.
– Что можете сказать?
– В каких случаях нас так называют? Почему?
– В каком значении в этих случаях употреблены понятия?
– О ком говорят: «Орлом глядит, орлом летает»? По выражению В. Даля, значит «молодцом».
– Да и сейчас нередко говорят: «Он – орёл» или «орлиный взгляд».
– Как по-настоящему зовут мальчика и девочку? (Роза и Миша.)
2. Чтение текста «У кого арбуз?».
Вначале все дети читают каждое предложение жужжащим чтением и самостоятельно отвечают на вопросы.
– Прочитайте первое предложение.
– Сколько человек будут инсценировать его?
Назначаются актёры. Ещё раз кто-то читает первое предложение, а «актёры» разыгрывают его. Затем читают второе предложение и разыгрывают его.
– Как будете передавать смысл третьего предложения? (Кто-то говорит Розе: «Роза, дай Мише арбуз!».)
Арбуз может быть у Розы, а может лежать на столе или ещё где-нибудь. В инсценировке должны участвовать три человека. В последнем случае: Розе и Мише дали арбуз – трое или больше.
– С каких слов начинаются вопросительные предложения?
(Со слова У.)
– Что вы о нём можете сказать?
– Какую роль играет предлог в этих предложениях?
– Можно ли в данных предложениях заменить предлог у на другие предлоги? Почему?
– Найдите предложение по схеме:
– Докажите свой выбор.
– Подчеркните в нём «опасные места».
– Как проверить написание слова арбуз?
3. Разгадайте ребусы и запишите отгадки.
(Зинаида, знание, журнал, Назар.)
– Какое задание можно предложить к этим словам?
– Что общего между этими словами? Чем различаются?
– Что можете сказать о словах Зинаида и Назар?
– Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
III. Заучивание стихотворения.
Жонглёра пожалел обжора:
– Жаль, ужинать ему не скоро.
Тарелок много, много блюд,
Но в них жаркого не дают.
– Какой звук чаще всего вы слышали в этом четверостишии? О нём мы продолжим разговор на следующем уроке.
IV. Итог урока.
– Что нового узнали?
– О чём интересном вы хотели бы рассказать сегодня дома?
Урок 47. ЗВУК [Ж] – ВСЕГДА ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗВУК.
ДВИЖЕНИЕ КАК ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО
(Азбука, с. 53)
Цель:формировать представление о том, что [ж] – всегда твердый звук.
Ход урока
I. Работа над темой.
– Отгадайте загадки, а отгадки напечатайте в тетрадях.
Один ученик печатает отгадки на доске.
1) Они по снегу быстро мчатся
И провалиться не боятся.
(Лыжи.)
2) Мухи белые летели,
На дворы, на крыши сели.
Не сочтёте белых мух,
Что летают, словно пух.
(Снежинки.)
3) Ты к обеду положи
Ложки, вилки и … (ножи).
– Разделите слова на слоги и поставьте ударение.
– Произнесите второй слог в первом слове.
– Какой звук вы слышите после [ж]?
– Что можно сказать о звуке [ж]? (Он всегда твёрдый.)
– На что указывает буква ы (и) в словах после согласной?
– А как вы думаете, нужна ли буква и после буквы ж? Почему?
– Какой вывод можно сделать?
В ы в о д: после ж пиши всегда и.
– Исправьте в записанных словах ошибки, если вы допустили.