II. Работа с учебником «Я читаю?» (с. 7)
1. Разгадайте ребусы.
Можно предложить это задание выполнить самостоятельно (с последующей проверкой).
– Какое слово лишнее? Почему? (Лак – в нём три звука, а в двух других – пять; удача и улица начинаются со звука [у], а лак – с другого.)
2. Придумайте предложения со словами удача, улица, лак.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Назовите слова, противоположные по смыслу.
Урок 14. ЗВУКИ [Ы], [И], БУКВЫ Ы, И, и.
ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ
(Азбука, с. 20, «Я читаю?», с. 8)
Цели: познакомить с буквами Ии, ы, звуками, которые их обозначают; показать роль гласных и, ы после согласных.
Ход урока
I. Повторение.
1. На наборном полотне:
– Что заметили? (Буквы стоят неправильно.)
– Поставьте буквы правильно.
– Что можете о них сказать?
– Какое задание можно предложить? (Разделить буквы на две группы.)
– Разделите эти буквы на две группы.
Дети на наборном полотне выставляют буквы.
2. У учителя на столе находятся кукла, шар, розы, а на доске висят схемы слов.
– Буратино перемешал схемы слов. Незнайка не может справиться с заданием – подобрать к предметам нужную схему слов. Помогите Незнайке.
Дети соотносят предмет и схему.
– Какими гласными буквами можно заменить гласные звуки
в схемах слов?
Дети вставляют гласные из наборного полотна в схемы слов, замечают, что нет на наборном полотне Ы.
II. Работа над темой.
1. – Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Учитель показывает букву Ы.
– На что похожа эта буква?
Мнения детей.
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы,
Все вы знать её должны.
– Что можете сказать о букве и звуке, который она обозначает?
Мнения детей.
2. Игра «Узнай звук».
– Я буду называть слова, а вы, если услышите звук [ы], хлопайте в ладоши.
Кубик, бык, буквы, ворота, прыгалка, рысь и др.
– Где в словах встретился звук [ы]? (В середине и в конце слов.)
– Назовите слова, которые начинаются на [ы].
Дети не смогут назвать таких слов.
– Давайте попробуем найти слова на [ы] в словаре.
Можно взять словарь С. И. Ожегова или любой другой, но обязательно толстый словарь.
– Какой вывод можно сделать?
Вывод: в русском языке нет слов, которые начинаются с Ы.
3. Напечатайте в тетрадях по чтению букву Ы.
III. Знакомство со звуком [и] и буквами И, и.
– Сегодня на уроке мы познакомимся с ещё одной буквой. А какой, вы узнаете, выполнив задание.
1. Учитель называет слова (можно показывать картинки с изображением предметов).
Полка, игрушка, инструмент, ирис и др.
– Какой звук вы услышали первым?
– Какой он: гласный или согласный? Почему?
– Какой буквой обозначается этот звук?
Учитель показывает буквы И, и.
На что похожа буква И?
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил.
– Сколько здесь дощечек? (Три.)
– А какая буква? (И.)
– Почему букв И – две?
– В каком случае мы пишем слова с заглавной буквы?
– Приведите примеры таких слов.
– Напечатайте эти буквы в тетрадях по чтению.
2. Работа с учебником (с. 20).
– Рассмотрите картинки.
– Назовите слова со звуками [и], [ы].
– На физкультминутке мы будем вместе составлять букет.
Я буду называть цветы, а вы должны быстро решить, возьмёте тот или иной цветок в наш букет или не возьмёте. Отбор цветов должен идти по следующему признаку: наличие в сочетании слов звуков [ы], [и].
Если в одном из слов словосочетания есть звук [ы], встают дети I варианта и изображают, как срывают цветы. Если есть звук [и] – встают дети II варианта и делают то же самое.
Красный мак, белый ландыш, синий колокольчик, чёрная роза, жёлтый тюльпан и др.
3. Работа с учебником (с. 20).
– Вставьте в схемы слов нужные буквы.
Это задание можно вынести на доску.
– Почему в первое слово вставили букву И, а во второе Ы?
– Произнесите первый звук в каждом слове.
– Что заметили при произнесении первых звуков в словах?
– Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Как вы думаете, от чего это зависит?
– Это зависит от того, какая буква стоит после согласного. Если стоит буква И, то согласный произносится мягко, а если буква Ы – твёрдо.
Закрепление.