Охрана физического и психического здоровья детей
Несоблюдение элементарных требований к организации учебного процесса обусловливает в итоге стресс (от англ. stress— напряжение). Причинами проявления стресса у младшего школьника на уроке музыки могут быть авторитарный стиль общения учителя с детьми, сильные нервно-психические и физические нагрузки как следствие ошибочного выбора педагогом музыкального материала для музыкально-слушательской и исполнительской деятельности учащихся, шумовое воздействие, непроветренное помещение, страх при оценивании результата работы ребенка на уроке.
С целью сбережения здоровья детей учитель должен перед уроком проветрить кабинет, так как и работа мозга в музыкально-слушательской деятельности Также Необходимопомнить о таких условиях, как достаточное освещениечтопотребуется на уроке в работе учащихся с учебником .Музыка» и творческими тетрадями.
Санитарно-гигиеническими нормами дозируется также время , роботы с компьютером и другой видеотехникой, а также определяютсятребования к удобной мебели.
С учетом недостаточной продолжительности произвольного внимания младших школьников и физического напряжения организма от однообразного положения целесообразна смена видов музыкальной деятельности на уроке. Это будет способствовать балансировке умственной и физической нагрузки и обезопасит нервную и опорно-двигательную системы организма от стресса.
Здоровьесбережению детей на уроке помимо условий, созданных учителем, способствует сама музыка, стабилизирующая Положительный эмоциональный фон психического состояния учащихся.
Сведения об использовании музыки в нормализации душевного состояния людей, т.е. в психотерапевтических целях, можно цайти в культуре многих стран. Так, к примеру, в трактате «О пифагорейской жизни» говорится о том, что Пифагор проводил параллель между воспитанием при помощи музыки и врачеванием Человеческих нравов и страстей, что, согласно утверждениям Пифагора, содействовало восстановлению гармонии душевных способностей.
Идеи Пифагора получили развитие в трудах философов Платона, Аристотеля и др. К слову, А. Боэций в трактате «Наставления к музыке» упоминает о музыкантах, посредством пения избавивших горожан от тяжелых болезней. Аналогичные ситуации описаны в трактатах Д. Царлино, по свидетельству которого звуки музыки возвращали людям рассудок и помогали исцелиться от физических недугов.
Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы. Согласно исследованиям В.И.Пе-трушина, в шведской школе, основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепция психорезонанса глубинных слоев человеческого сознания и звучащих гармонических форм. В американском направлении музыкальной психотерапии лечебный эффект основывается на катарсисе, облегчающем состояние пациента. В немецком методе (Швабе, Келер, Кениг) лечение проводится в комплексе воздействий, учитывающих физический, эмоциональный, коммуникативный и органически-регулятивный аспекты.
Обобщая данные разных школ и направлений, В. И. Петрушин приходит к выводу об эффективности использования музыки в психотерапевтических целях в условиях больничной среды и, в частности, отмечает эффект релаксации психологического тонуса у пациентов. Однако следует заметить, что идея воздействия на психику средствами музыкального искусства приемлема | не только в лечебных заведениях, но и образовательных с целью снятия стрессовых состояний детей. Т. И. Бакланова с этой целью предлагает учителю решать на уроках музыки наряду с другими задачами задачу арттерапевтической адаптации учащихся.
Сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы в процессе образовательной деятельности является целью программы «Цветок здоровья» М.Л.Лазарева. Особую роль в данной программе играет музыка, которая рассматривается интегральной основой, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Музыка, по мнению автора программы, может задавать определенный ритм перед началом занятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. При этом главным физиологическим механизмом служит механизм виброэрации, оптимизации окислительно-восстановительных процессов в тканях организма за счет внутренней вибрации.
Лабораторные исследования позволили констатировать, что музыка:
— оказывает влияние на частоту пульса, уровень кровяного давления;
— изменяет мышечный тонус;
— активизирует психические процессы;
— стимулирует творческие способности человека.
С целью бережного отношения к ребенку педагогу, занимающемуся вопросами музыкального воспитания детей, необходимы также знания физиологии детей и, в частности, специфики голосового аппарата учащихся начальной школы и особенностей развития детского голоса.
Пение детей от 6 — 7 лет до 10—11 лет отличается легким фаль-цетным звучанием, небольшой силой — от пианодо меццо-форте,что объяснимо физиологией голосового аппарата младших школьников (короткие и тонкие голосовые связки, несформиро-ванность голосовой мышцы, малая емкость легких).
Особенности детской физиологии требуют соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса.Учитывая, что пение — процесс физиологический, в котором происходят большие затраты энергии, а также мобилизация внимания, не следует допускать переутомления детей. Необходимо соблюдать оптимальныйритм работы и отдыха голосового аппарата учащихся, используя I) певческой деятельности элементы музыкально-пластического дни жен ия, детские музыкальные инструменты, не допускать форсированного звучания детских голосов, остерегаться исполнения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять Неудобной (высокой, низкой) тесситурой1.
В тех случаях, когда голосовой аппарат ребенка не здоров или Вызывает проблемы, учителю следует побеседовать с родителями И и случае необходимости посоветовать проконсультироваться сфониатором.