Охрана физического и психического здоровья детей

Несоблюдение элементарных требований к организации учеб­ного процесса обусловливает в итоге стресс (от англ. stress— на­пряжение). Причинами проявления стресса у младшего школьника на уроке музыки могут быть авторитарный стиль общения учителя с детьми, сильные нервно-психические и физические нагрузки как следствие ошибочного выбора педагогом музыкального материала для музыкально-слушательской и исполнительской деятельности учащихся, шумовое воздействие, непроветренное помещение, страх при оценивании результата работы ребенка на уроке.

С целью сбережения здоровья детей учитель должен перед уроком проветрить кабинет, так как и работа мозга в музыкально-слушательской деятельности Также Необходимопомнить о таких условиях, как достаточное освещениечтопотребуется на уроке в работе учащихся с учебником .Музыка» и творческими тетрадями.

Санитарно-гигиеническими нормами дозируется также время , роботы с компьютером и другой видеотехникой, а также определяютсятребования к удобной мебели.

С учетом недостаточной продолжительности произвольного внимания младших школьников и физического напряжения организма от однообразного положения целесообразна смена видов музыкальной деятельности на уроке. Это будет способ­ствовать балансировке умственной и физической нагрузки и обезопасит нервную и опорно-двигательную системы орга­низма от стресса.

Здоровьесбережению детей на уроке помимо условий, соз­данных учителем, способствует сама музыка, стабилизирующая Положительный эмоциональный фон психического состояния учащихся.

Сведения об использовании музыки в нормализации душев­ного состояния людей, т.е. в психотерапевтических целях, можно цайти в культуре многих стран. Так, к примеру, в трактате «О пи­фагорейской жизни» говорится о том, что Пифагор проводил па­раллель между воспитанием при помощи музыки и врачеванием Человеческих нравов и страстей, что, согласно утверждениям Пифагора, содействовало восстановлению гармонии душевных способностей.

Идеи Пифагора получили развитие в трудах философов Плато­на, Аристотеля и др. К слову, А. Боэций в трактате «Наставления к музыке» упоминает о музыкантах, посредством пения изба­вивших горожан от тяжелых болезней. Аналогичные ситуации описаны в трактатах Д. Царлино, по свидетельству которого звуки музыки возвращали людям рассудок и помогали исцелиться от физических недугов.

Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы. Согласно исследованиям В.И.Пе-трушина, в шведской школе, основателем которой считается А. Понтвик, исходным моментом является концепция психоре­зонанса глубинных слоев человеческого сознания и звучащих гармонических форм. В американском направлении музыкаль­ной психотерапии лечебный эффект основывается на катарсисе, облегчающем состояние пациента. В немецком методе (Швабе, Келер, Кениг) лечение проводится в комплексе воздействий, учитывающих физический, эмоциональный, коммуникативный и органически-регулятивный аспекты.

Обобщая данные разных школ и направлений, В. И. Петрушин приходит к выводу об эффективности использования музыки в психотерапевтических целях в условиях больничной среды и, в частности, отмечает эффект релаксации психологического тонуса у пациентов. Однако следует заметить, что идея воздействия на психику средствами музыкального искусства приемлема | не только в лечебных заведениях, но и образовательных с целью снятия стрессовых состояний детей. Т. И. Бакланова с этой целью предлагает учителю решать на уроках музыки наряду с другими задачами задачу арттерапевтической адаптации учащихся.

Сохранение и укрепление здоровья учеников начальной школы в процессе образовательной деятельности является целью про­граммы «Цветок здоровья» М.Л.Лазарева. Особую роль в данной программе играет музыка, которая рассматривается интеграль­ной основой, позволяющей организовать межфункциональный тренинг организма ребенка. Музыка, по мнению автора про­граммы, может задавать определенный ритм перед началом за­нятия, настраивать на глубокий отдых во время релаксации на заключительном этапе занятия. При этом главным физиологиче­ским механизмом служит механизм виброэрации, оптимизации окислительно-восстановительных процессов в тканях организма за счет внутренней вибрации.

Лабораторные исследования позволили констатировать, что музыка:

— оказывает влияние на частоту пульса, уровень кровяного давления;

— изменяет мышечный тонус;

— активизирует психические процессы;

— стимулирует творческие способности человека.

С целью бережного отношения к ребенку педагогу, занимаю­щемуся вопросами музыкального воспитания детей, необходимы также знания физиологии детей и, в частности, специфики го­лосового аппарата учащихся начальной школы и особенностей развития детского голоса.

Пение детей от 6 — 7 лет до 10—11 лет отличается легким фаль-цетным звучанием, небольшой силой — от пианодо меццо-форте,что объяснимо физиологией голосового аппарата младших школьников (короткие и тонкие голосовые связки, несформиро-ванность голосовой мышцы, малая емкость легких).

Особенности детской физиологии требуют соблюдения охраны и гигиены детского певческого голоса.Учитывая, что пение — процесс физиологический, в котором происходят большие за­траты энергии, а также мобилизация внимания, не следует допу­скать переутомления детей. Необходимо соблюдать оптимальныйритм работы и отдыха голосового аппарата учащихся, используя I) певческой деятельности элементы музыкально-пластического дни жен ия, детские музыкальные инструменты, не допускать форсированного звучания детских голосов, остерегаться испол­нения завышенного по трудности репертуара и не злоупотреблять Неудобной (высокой, низкой) тесситурой1.

В тех случаях, когда голосовой аппарат ребенка не здоров или Вызывает проблемы, учителю следует побеседовать с родителями И и случае необходимости посоветовать проконсультироваться сфониатором.

Наши рекомендации