Как помочь людям выяснить, чего они хотят?
Потребности делятся на два класса:
-осознаваемые Покупателем в данный момент времени.
-неосознаваемые.
- Пример:
- Вам нужны зимние ботинки. У нас восемь моделей. Чтобы я смогла Вам подобрать ту, которая подошла бы именно Вам, скажите, на что при выборе ботинок Вы обращаете внимание в первую очередь?
- Они должны быть теплые, из натуральной кожи, на толстой подошве и молнии.
- Давайте посмотрим вместе. Вот модель, которая отвечает вашим требованиям. Посмотрите, пожалуйста. Возьмите в руки.
- Эти ботинки тяжелые.
В нашем примере Покупатель делает по поводу ботинок следующие утверждения:
«Теплые, из натуральной кожи, на толстой подошве» - именно эти ключевые слова свидетельствуют о его явных потребностях на данный момент времени.
Если Покупатель не осознает какую – либо из своих потребностей, но она у него есть, то такая потребность называется скрытой. Выражает ее Покупатель в форме критики, возражения.
В нашем примере он критикует ботинки, выбранные Продавцом: «Они слишком тяжелые».
Запомните! Любое возражение Покупателя свидетельствует о наличии у него скрытой, то есть неосознаваемой, потребности.
Чтобы мастерски работать с возражениями Покупателя, надо понимать, что возражение – это скрытая потребность, которую он нам продемонстрировал.
Задача Продавца – сделать так, чтобы Покупатель осознал свою скрытую потребность. Тогда она станет явной, и Продавец сможет либо подобрать товар, который соответствует этой потребности, либо аргументировать качества демонстрируемого товара в соответствии с этой скрытой потребностью.
Но для этого Продавец сам должен осознать потребность Покупателя.
Переформулировать негатив в позитив. В нашем примере негатив – «они слишком тяжелые».
Значит, это потребность в чем??? Это потребность в том, чтобы вещь излишне не обременяла человека, не мешала легко двигаться. «Обувь должна быть теплой и легкой или теплой и с толстой подошвой?» - об этом и надо спросить.
1.2. Как задавать правильные вопросы?
1.2.1. На стадии «тестирование» нужно не просто «разговорить» Покупателя. Задавать необходимо вопросы, которые помогут Вам выявить его основные потребности. Обычно у Покупателя бывает одно преобладающее желание, задавая вопросы, вы можете выявить, какое именно. Здесь и будут уместны открытые вопросы:
· «В каких сапожках Вы бы хотели ходить?»
· «Что для Вас важно в первую очередь?»
Негативно сформулированный вопрос может привести к тому, что мы изначально подсказываем Покупателю отрицательный ответ:
· «Могу ли я Вам чем-нибудь помочь?» (- Материально, пожалуйста!)
· «Вам подсказать что-нибудь?» (- Спасибо, не надо!)
1.2.2. На закрытые вопросы покупатель в 10 раз чаще отвечает отрицательно, т.е. «нет». Вывод: закрытые вопросы следует применять лишь тогда, когда мы хотим выяснить факты.
1.2.3. Альтернативные вопросы – один из самых эффективных видов влияния и убеждения при продажах. Прием основан на том, что человеку предлагается сделать выбор. Поэтому когда нам важно, чтобы человек сделал прогнозируемый выбор, следует использовать именно альтернативные вопросы:
· «В этой модели вам больше нравится ее дизайн или характеристики материала?»
· «Вам удобнее решить все сейчас или потратить время, чтобы приехать еще раз?»
Альтернативный вопрос при ограниченном выборе.
Нет ничего глупее, чем спросить Покупателя: «Какой цвет вы предпочитаете?» - а потом долго и нудно объяснять, почему именно этого цвета у вас и нет. Поэтому, если у вас ограниченный выбор каких-либо условий, включайте этот выбор в ваш вопрос изначально в виде заданных альтернатив:
· «Вы предпочитаете более изящную модель на высоком каблуке или удобную на низком ходу?»
· «Вы предпочитаете классическую модель, которая надолго останется актуальной или более современную, которую в скором времени все равно придется менять и снова тратить деньги?»
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ТОВАРА
1. Список преимуществ в виде характеристик, которые можно перевести в выгодные для покупателя:
- Весь товар сертифицирован.
- Возможность получить консультацию.
- Гарантия.
- Мы на рынке уже 15 лет.
- Имидж «интеллигентной» компании.
- Большой ассортимент товара и т.д.
2. Нормы взаимодействия с покупателем:
2.1. Можно:
- Строить взаимоотношения с покупателем с учетом особенностей его восприятия и манеры общения (подстройка).
- Предлагать только те варианты, которые возможны.
- Поддерживать корпоративный стиль, имидж.
- Доводить до каждого покупателя, что он покупает УНИКАЛЬНУЮ, сделанную только для него продукцию.
- Обеспечить покупателя тем объемом информации о товаре, которую покупатель хочет получить.
- Прилагать максимум усилий, чтобы покупатель составил наиболее благоприятное мнение о магазине.
- Стараться поддерживать отношения, как с потенциальными покупателями, так и с постоянными клиентами.
- Соблюдать правила работы с конфликтными ситуациями и возражениями.
2.2. Недопустимо:
· Разделять покупателей по уровню достатка, воспитанности, интеллекта, вкуса и т.д.
· Прерывать покупателя, когда он говорит.
· Предлагать покупателю то, что он не хочет покупать.
КАРТА ПРОДАЖИ
этап | цель | необходимые действия |
Контакт | Создать атмосферу доверия Подготовить покупателя к восприятию предлагаемого товара и вас как продавца · Установить доверительные отношения · Добиться взаимопонимания · Начать процесс продажи | · Встретить покупателя (эмоциональный настрой) · Расположить покупателя к общению · Заложить основу для дальнейшего взаимодействия с продавцом |
Тестирование | Выявить потребности покупателя | · Выявить уже имеющиеся потребности · Выявить скрытые потребности · Сформировать новые потребности Возражения клиента на этом этапе свидетельствуют о наличии у него скрытой потребности. Необходимо чтобы клиент осознал свою скрытую потребность, это максимально приближает его к желаемому приобретению. |
Применение | Приблизить покупателя к покупке, учитывая его потребности. Необходимо сосредоточиться на клиенте, его желаниях и потребностях, на том, что он получит, когда приобретет этот товар. | · Предложить конкретный товар · Дать подержать, померить, посмотреть · Уточнение и формирование потребностей · Создание ценности товара (подчеркивание значимости, ценности каждый раз как только покупатель отмечает положительную характеристику товара) |
Убеждение | Проверить истинное желание выбора | · Активное участие в выборе (примерке): эмоциональная вовлеченность, искреннее желание помочь · Уточнение истинного желания · Использование самых веских аргументов · Принятие решение о покупке Необходимо добиться понимания ценности вашего предложения, тогда исчезает страх перед совершением покупки. Убедите покупателей в мудрости выбора. |
Завершение продажи | Встретиться с покупателем еще раз при посещении магазина, положительное эмоциональное состояние покупателя после покупки | · Сопровождение клиента при непосредственном приобретении товара (организационный момент, радушный хозяин) · Ориентация на последующее приобретение товара · Приглашение еще раз посетить магазин + аргумент (новая коллекция, поступления) |
КАРТА ПРОДАЖИ
№ | Этап продажи | Фразы, вопросы |
1. | Контакт | Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер! Здравствуйте! Да-да, слушаю вас! Поздороваться взглядом. Доброжелательный взгляд. |
2. | Тестирование | Какая из этих моделей вам нравится? Что для вас важно в первую очередь в модели, которую вы хотели бы приобрести? Что в этой модели вам нравится больше всего? В какой модели вы бы хотели ходить? Что вас смущает? |
3. | Применение | Давайте посмотрим вместе. Как вы себя чувствуете в этой обуви Вам будет проще понять после примерки. |
4. | Убеждение | Вы довольны своим выбором? |
5. | Завершение продажи | Поздравляю с покупкой! У вас очень хороший вкус! Носите долго! Приходите! Будут новые поступления. Мы сами очень ждем! |