Теперь понятно, что к этой части задания нужно подойти особенно внимательно
Исходя из условия задания и критериев оценивания чётко вырисовывается СХЕМА твоего будущего сочинения. Она такова:
1. Вступление. Формулировка проблемы (обрати внимание, что с прошлого года изменился критерий оценки формулировки проблемы: «Экзаменуемый (в той или иной форме в любой из частей сочинения) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. *Если экзаменуемый не сформулировал или сформулировал неверно (в той или иной форме в любой из частей сочинения) одну из проблем исходного текста, то такая работа по критериям К1–К4 оценивается 0 баллов).
2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста ( с этого года тоже изменилась формулировка данного критерия: «Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, в комментариях нет»).
3. Формулировка позицию автора (рассказчика) исходного текста по прокомментированной
проблеме.
4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме . Здесь нужно выразить своё мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора) и аргументировать его (привести не менее 2-х аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) . 3 балла получим, если 1 пример из художественной, публицистической или научной литературы, 1 – из жизненного опыта или 2 примера из художественной, публицистической или научной литературы, 2 балла - приведём не менее 2-х аргументов, опираясь на знания, жизненный опыт или только 1 аргумент из художественной, публицистической или научной литературы; 1 балл - один аргумент, опираясь на знания, жизненный опыт.
5. Вывод.
А ТЕПЕРЬ РАССМОТРИМ КАЖДЫЙ ИЗ ЭТАПОВ РАБОТЫ.
I. Работа с текстом
1. Внимательно перечитай текст. Отметь предложения, в которых, по твоему мнению, содержатся проблема, авторская позиция, комментарий. Сделай пометки на полях или в черновике.
2. Набросай схему сочинения кратко:
Проблема _____
Комментарий___
Авторская позиция______________________________
Аргументы:
1) с опорой на знания, жизненный опыт;
2) из художественной, публицистической или научной литературы (запиши автора произведения и его название).
Это будет основой твоего сочинения.
РАБОТА С ЧЕРНОВИКОМ
ВСТУПЛЕНИЕ (http://ruslitbalandina.ru/?page_id=280)
В критериях оценки сочинения не предусмотрены отдельные баллы за вступление, однако при его отсутствии возникает ощущение структурного и стилистического «провала», страдает выразительность, искренний, эмоциональный тон рассуждения. Поэтому советую его использовать. Вступление должно быть небольшим по объему (2 – 4 предложения), органично связанным с содержанием основной части по смыслу и стилистически.
Приемы, используемые во вступлениях к сочинению
Ключевое слово и ассоциации
Цель приема – выделить ключевое слово текста, определяющее его тему, и представить ряд ассоциаций, которые оно вызывает в вашей памяти или воображении. Эти ассоциации должны быть ярко, образно представлены вслед за ключевым словом, которое образует назывное предложение.
А. П. Чехов… Стоит произнести это имя, и в сознании возникает целый мир образов: бедная русская провинция, уставшие от однообразной уездной жизни интеллигенты, разоряющиеся дворянские усадьбы. Тоска, безбрежная, непреодолимая… За всем этим – боль писателя, человека совестливого, скромного. Создавая его портрет, К. Чуковский не преувеличивает достоинств Чехова, в основе его повествования – воспоминания людей, близко знавших писателя, – актера Вишневского, писателей – Горького и А. Куприна.
Название
Перед экзаменуемым не ставится задача озаглавить свое сочинение, однако если вам легко дается создание заголовков, то название может стать приемом вступления и организовать первую фразу вашей работы.
«Великий „сострадалец“» – так можно было бы озаглавить этот текст, ведь главной чертой личности А. Чехова, на которой сосредоточился автор, стала его щедрая, не требующая благодарности помощь людям.
Ссылка на авторитетное мнение
Это может быть мнение конкретного человека, чье имя нужно назвать, или мнение профессионалов («политики высказываются…», «экономисты провозглашают…»), или же традиционно-исторический опыт, на который можно сослаться в безличной форме («недаром в народе говорят…», «бытует мнение, что…»).
Цитата
Использование цитаты – очень распространенный и выигрышный вариант вступления. Если вы не можете припомнить подходящую цитату, не стоит сильно расстраиваться, так как порой яркое высказывание из исходного текста может стать превосходным началом сочинения.
Из исходного текста: «Каждый человек может быть необыкновенным, если откроет свою душу красоте мира и она властно войдет в эту душу», – пишет Наталья Долинина, предлагая своим читателям задуматься над вечной проблемой духовности человека и общества».
Из другого источника: «Настоящие писатели – совесть человечества», − утверждал великий философ Людвиг Фейербах. И не случайно. Совестливость, скромная оценка себя как творца дают возможность совершенствоваться, искать, ценить тех, для кого ты работаешь. А ведь без этого нет развития…
Вопросы-стимулы
Прием, основанный на использовании ряда вопросов, открывающих сочинение. Одновременно они, как правило, являются формулировкой проблемы. Вопрос не должен быть один, иначе он как бы повисает в воздухе, не производит должного впечатления. Слишком же длинная череда вопросов тяжела для восприятия, так как может привести к потере концентрации внимания. Оптимальное количество вопросов-стимулов – три!
Что такое душа? Когда и почему человек чувствует ее пробуждение? И что она дарует – счастье или страдание? Ответы на эти мучительные вопросы пытается найти в своих размышлениях известный писатель Пришвин.
Картина
Ряд назывных предложений, открывающих сочинение, благодаря описательности, зрительным образам, в совокупности должен создать образ впечатляющей картины. Цель приема – воздействие на эмоции и чувства читателя.
Бескрайняя пустыня… Знойное солнце… Горячий песок… И мертвое безмолвие… Такой станет наша земля, если мы не начнем бережно относиться к природе. И литература должна пробуждать внимание людей к этой проблеме. Именно эта мысль отчетливо звучит в статье С. Залыгина.
Воображаемый оппонент
Этот прием можно использовать при условии, что вы хорошо поняли авторскую позицию. Тогда одному или двум вашим полемическим замечаниям по ее поводу можно придать общий характер.
Возможно, многие сочтут экологические проблемы уделом науки и публицистики. Вероятно, найдутся и те, кто засомневается, что для литературы эта проблематика – важнейшая. С. Залыгин же из числа тех, кто уверен: литература должна воспринять «проблему природы» как безусловно главную проблему современного мира.