Характеристика типов изложения
Экспозиционное изложение. Главное – показ темы, образа произведения. С психологической точки зрения - восприятие направлено на их запоминание и дальнейшее узнавание. Музыкально-выразительные средства: ясность интонаций, ритма, гармонии, четкость мотивно-фразового строения, общей структуры и каденций, преобладание тональной устойчивости или определенности.
Серединное изложение. Задача – создание неустойчивости и организация процесса развития. С психологической точки зрения - восприятие направлено на слышание того, что происходит с темами-образами произведения или анализ “событий”. Музыкально-выразительные средства: дробление тематизма (иногда новая тема), секвенционное и разработочное развитие его элементов, одновременно с этим бывает их варьирование или полифоническое изложение, тонально-гармоническая неустойчивость, отклонения и модуляции, в конце части – доминантовый предыкт, свободное построение общей структуры.
Заключительное изложение. Основное – убедительное завершение части или произведения. Музыкально-выразительные средства: утверждение главной тональности - дополнительные каденции, тонический органный пункт (с отклонениями к s), использование интонаций темы, их регистровые чередования.
Смешанное изложение. Все виды изложения легко сочетаются друг с другом, и в музыке тогда возникает смешанный тип. Иногда имеется явное преобладание какого-либо из типов, но с добавлением элементов другого.
Соотношение функций частей музыкальной формы и типов изложения.
1. Экспозиционная функция – экспозиционный тип изложения.
2. Серединная функция – серединный тип изложения.
3. Заключительная функция – заключительный тип изложения.
4, 5, 6. Вступительная, связующая и репризная функции - не имеют однозначных признаков. В них часто бывает совмещение функций поэтому и смешанный тип изложения (варьированная реприза сочетает экспозиционный и серединный тип).
В основе классической музыкальной формы лежат два элемента – тематизм и тональный план. В произведении, по сути, все разделяется на темы и не-темы (в старинной теории - тема и ход). Не-темы или ходы – это связки, разработки. Композиторы Нововенской школы Шенберг и Веберн говорили о твердых и рыхлых структурах (fest и locker). Принадлежность музыкального материала тому или иному виду вызывает соответствующий тип изложения.
Тема 6. Тема в музыкальном произведении.
Представление о теме существует во всех видах искусства, где его связывают с содержательной стороной произведения или творчества. Используется и более расширительный термин – тематик
Музыкальная тема
При слушании или разборе музыкального сочинения в центре нашего внимания также оказывается его тематическая сторона, и понятие темы становится одним из основополагающих.
Тема в музыке имеет несколько аспектов:cодержательный (идея, образ, настроение, “герой”произведения) и структурный (категорияформы) – раздел или часть формы.
Дать однозначное или универсальное определение теме в музыке непросто. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к произведениям разных исторических эпох и жанров. Легко ли ответить на вопрос: “Где тема в прелюдии До мажор И. С. Баха из первого тома ХТК?”
В старинной полифонии строгого стиля, как и во многих явлениях музыки XX века может не быть темы в традиционном понимании, например: у А. Шнитке есть “Вариации на один аккорд”.
В теории известнытакие словосочетания, как: тематическое ядро,тематическая ячейка, лейт-гармония, лейт-ритм, лейт-тембр, микротема[18], макротема (занимающая все произведение) и другие – все они отражают особенные проявления тематизма.
В музыке нашего времени, как отмечаютисследователи, тематизм“стал всеуровневым в плане масштабном, всеэлементным в отношении средств музыкального языка и всефактурным по составу голосов”[19], то есть, вся музыкальная ткань произведения может считаться тематически значимой.
Итак, вопрос,что считать темой, является дискуссионным. Высказываются идеи о том, что “общее представление о теме должно быть скорее системой понятий”[20], предлагается сохранение “единой сущности” и приэтом - установление “множественности понятий”[21]. Распространен ифункциональный подход, когда определяется роль или круг значений темы в произведении, что позволяет отнести тот или иной материал к теме. Но важно учитывать, что тема – явление исторически изменчивое и связано с особенностями музыки и творчества в ту или иную эпоху.
Из истории.Термин “тема” пришел из риторики, хотя в теории встречался с XV – XVI веков. Он был связан с голосами в полифонии. В XVII – XVIII вв. распространение получило “Учение об инвенции”, которое “послужило общему пониманию темы как не случайного, а специально подобранного материала”[22]. Согласно такому представлению, тема и invention(изобретение) – синонимы.
С эпохи гомофонии утверждается мнение о теме как построении типа периода, хотя в Германии был популярен термин главная партия, а в XIX веке, как и раньше в Италии (по отношению к арии) – мотив. В нашем языке тоже сохранилось выражение: спеть мотив песни.
Фуга, вариации и соната – это жанры, сыгравшие особо значительную историческую роль в формировании классической музыкальной темы.