Исторические этапы развития формы рондо
1. Рондо французских клавесинистов (старинное, простое, куплетное) – с конца
XVII до 1 пол. XVIII вв. (Шамбоньер, Луи и Франсуа Куперен, Рамо и др.).
Преобладающие черты:
1. Монотематичность (однотемность, монотематическое рондо) – когда эпизоды (куплеты) строятся на материале рефрена, они имеют разработочно-вариационный характер.
2. Многочастность – более 5 частей (Пассакалия Куперена состоит из 17 частей).
3. Форма рефрена – период, повторения рефрена почти точные, иногда несколько раз подряд.
4. Форма эпизодов – более свободны по структуре; распространено полифоническое изложение. Заключительный эпизод играет роль “коды”, в нем могут быть общие формы движения и более активный характер и темп.
5. Связующие разделы и кода – отсутствуют, но возможны короткие переходы.
6. Программность – пьесы часто имеют названия изобразительного характера.
7. Тональный план - включает родственные тональности и одноименную.
Исключением стали рондо Ф. Э. Баха. В них яркие контрасты, смелые тональные планы, варьирование и транспонирование рефрена, использование музыкальной риторики.
II. Классическое рондо (эпоха венских классиков).
Типовой вариант:
1. 5 частей.
2. Новый тематизм в эпизодах.
3. Формы частей - не только период, а и простая двух- или трехчастная форма.
4. Рефрен - при повторениях может варьироваться.
5. Дополнительные разделы - связки и кода (бывает кодовое проведение рефрена, реже эпизода).
6. Соотношение эпизодов – имеет часто такой вид:
I эпизод - меньший | II эпизод- больший |
Структура – свободная, из ряда построений (может быть и четкая форма). | Структура – четкая форма (типа трио в сложной трехчастной форме): простая двух- или трехчастная, реже период |
Тональность – D или параллельная. | Тональность – S |
Классическое рондо используется в пьесах, финалах сонатно-симфонического цикла, вокальных произведениях. В быстрых рондо тематизм песенно-танцевальный; в медленных - лирический.
Зрелый этап в развитии классического рондо и рождение рондо-сонаты связывают с именем Моцарта. Его произведения сложны для анализа, так как очень разнообразны и имеют особенности. Встречаются как в инструментальной, так и в оперной музыке. Стоит обратить внимание, что Бетховен в сонатах часто словом рондо обозначал рондо-сонаты.
Варианты классического рондо:ABACA, ABAB1A (B1 – в другой тональности, черты сонатности, П.п.).
Есть особые виды рондо:ABAразработка A, AA1ACA, ABAA1A.Редко встречается в музыке четное рондоBACA…
Крометого, бывают формы с добавочным рефреном,это не рондо, в них между частями (простой или сложной трехчастной формы) вставляется повторяющаяся тема (добавочный рефрен).Например,в ABA добавляется R и получается ARBRAR.
III. Послеклассическое рондо (эпоха романтизма, русская музыка XIX века, современная).
Возможные черты:
1. Многочастность (Шуман, “Венский карнавал”, Iч.-11 частей, Глинка, “Вальс-фантазия - 9 частей).
2. Формы рефрена и эпизодов – сложные. Части и завершенные, и разомкнутые (тенденция к слитности).
3. Яркий контраст между частями – смена жанра, темпа, фактуры, размера.
4. Программность – используется в любых жанрах (оперных номерах, вокальной музыке), возникают оригинальные жанровые сочетания, напрмер: рондо-сюита в “Картинках с выставки” Мусоргского.
5. Тональный план - включает далекие соотношения.
Рондо в вокальной музыке.
Количество частей не регламентировано, на что влияет поэтический текст. Рефрен и эпизоды или эпизоды между собой могут быть тематически связаны. Тональный план имеет свободный характер. Часто проявляется рефренность на уровне таких построений, как: фраза, предложение.
Тема 13. Вокальная музыка
Главное отличие вокальной музыки от инструментальной заключается в наличии литературного текста.Есть красивые легенды о первоначальном синкретизме (единстве) музыки и слова. В них утверждается, что люди когда-то не говорили, а пели, что у каждого была своя песня, поэтому и сейчас тембр голоса любого человека неповторим. Языки были тональными, то есть, мелодичными, от повышений и понижений высоты голоса зависел смысл слов.
Некоторые современные ученые также считают, что поэзия древнее прозы: она – “божественный язык”, а проза - “земная речь”, отражающая суетность жизни.
Интересно, что в Древней Греции законы перед их принятием пропевались. И в церкви тексты и молитвы читаются нараспев или поются.
Немного о слове
Слово в обычной жизни – средство общения, с помощью слов мы мыслим, самовыражаемся, передаем знания. В нем содержится понятие, иногда не одно, поэтому существуют толковые словари. Слово способно вызвать эмоциональный отклик и нести образную информацию. Каждый народ говорит на своем языке.
Известно, что слова могут иметь древние корни, но менять со временем значение. Это исторический процесс, связанный с общей эволюцией человечества. Слово живет, обогащаясь новыми, более высокими и современными смыслами, но бывает и устаревает, выходит из обращения или деградирует, так как люди его используют в низких значениях.
Известно христианское понимание великой силы и значения слова.В Библии есть знаменитые строки: “В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (Евангелие от Иоанна). Слово (греч. Логос) отождествляют с Иисусом Христом. “И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца”.
Человек предупрежден о большой ответственности за свое отношение и обращение со словом. В Евангелие от Матфея приводятся слова Иисуса Христа: “Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.”
В слове есть тайна, которая человеку неизвестна, но о ней думали многие великие люди: “Слово – человеческая энергия, и рода человеческого, и отдельного лица”, но оно и “выводит ум за пределы субъективности и соприкасается с миром, что по ту сторону наших собственных психических состояний”, “слово магично и слово мистично” (П. Флоренский). “В языке действуют творческие первосилы человека, его глубинные возможности, существование и природу которых невозможно постичь, но нельзя и отрицать”(Гумбольдт).
Слово обладает энергией. Согласно некоторым эзотерическим представлениям, буквы алфавита имеет свою энергию, которая кодируется с помощью цифр, образуется цепочка: энергия – цифры – буквы – слова, и далее: предложение → текст. Смысл и характер текста (религиозный, научный, бытовой) определяют его энергетическую мощь. Над текстом стоит мысль, она также разной силы у людей.
Что же происходит, когда соединяются сила слова и музыки? Какова роль литературного текста в вокальном произведении?