Хоровая полифония эпохи Ренессанса (15-16 вв.)
Полифония строгого стиля: пение a cappella (в католическом храме хор мальчиков и мужской), в качестве cantusfirmusмелодии григорианского хорала, модусная система ритма, модальные лады, правила контрапункта.
Образный строй. В мессе и духовной музыке воплощались возвышенные и чистые, лишенные мирской страстности и экспрессивности состояния, мысли и образы. Начальный тематический материал имел обобщенный характер. Музыка отличалась плавностью. Современные наблюдения за традиционным исполнением музыки старых мастеров в Сикстинской капелле, соборе св. Марка в Венеции позволили предположить, что темпы по метроному были в пределе от 60 до 112.
Хоровая полифония Возрождения отмечена высоким художественным уровнем и мастерством композиторов, которые достигали разнообразных эффектов звучания голосов и партий. В многохорных сочинениях ими были тонко представлены и обыграны выразительные возможности тембров и регистров, фактурные смены количества голосов, моменты звукоизобразительности. Более обыденные человеческие чувства находили выражение в других жанрах, прежде всего, в мадригале.
Мелодии строгого стиля (Дж.П. Палестрина,Ж. де Пре,Т.Л. Витториа).
Фуга
Это полифоническая форма, в которой тема (или несколько тем) многократно проходит во всех голосах. Фуга складывалась со 2-ой пол. 16века. Расцвет связан с эпохой музыкальной риторики и классической тонально-гармонической системой. В фуге возможны разное количество голосов и тем: одно - и многотемные (двойные, тройные, редко четвертные) фуги, вокальные и инструментальные.
Формы фуги: двухчастная, трехчастная, рондообразная, с чертами старинной сонаты и т. п., у Баха иногда непросто разделить форму на двух- или трехчастную.
Основные элементы фуги: тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта.
Тема (в старинной теории вождь, пропоста). Одноголосная мелодия, проходит во всех голосах, важны их количество и порядок вступления.
Ответ – второе проведение темы (спутник или риспоста). Виды:реальный (точное проведение в тональности D) и тональный (измененное проведение в тональности D).
Противосложения–сопровождающие тему мелодии в других голосах. Виды:удержанные(сохраняютсяпри проведениях темы) или неудержанные (новые).
Интермедии - разделы, не содержащие проведений темы, имеют разработочный характер, строятся на секвенциях. Их расположение в фуге и количество индивидуальны.
Стретта – наложение проведений темы в разных голосах.
Как разбирают фугу?Определяют: тему и все ее проведения, количество и порядок вступления голосов, виды ответа, противосложения, интермедии, стретты. Анализируют тональный план, приемы полифонического развития, виды имитаций, форму,общую логику музыкального развертывания. Часто рисуют схему.
Что слушать в фуге? Проведение темы в разных голосах, регистрах, тональностях, фактурных условиях, сочетание с противосложениями, приемы развития, чередование проведений темы и интермедий.
Выделять ли тему при исполнении? При игре фуги на клавесине, без переключения регистров, сделать это невозможно, в отличие от клавикорда. Слышимость голосовв полифонии создают не сила звука, а комплементарная ритмика, несовпадение цезур, мелодических вершин, плавного движения и скачков, направления движения, регистровое, тембровое, штриховое различие, в вокальной музыке – текстовое.