Проблемы художественно-эстетического развития учащихся в коллективах бального танца

Говоря о проблеме эстетического развития учащихся в коллективах бального танца нельзя не обратиться к исследованиям, проводимыми многими учеными, такими как: Ю.А. Конаржевский, А.Ф. Лосев, М.М. Бахтин, М.С. Каган и др.

Необходимость системного подхода обусловлена характером избранного для рассмотрения сложного объекта. Принцип системности рассматривается и как способ анализа этих объектов, и как метод синтеза различных знаний для построения в дальнейшем теории эстетического развития личности в системе непрерывного образования. В педагогике системный подход используется и в исследовании педагогических проблем, и в организации процесса обучения и воспитания. Анализ этого процесса надо рассматривать с точки зрения целостности. Под целостностью понимается общее свойство систем любой природы, характеризующее ее уровень развития. Исследователи выделяют две стороны целостности: организованность, свидетельствующая об управлении связями между элементами системы и связями системы с окружающей средой, и упорядоченность, указывающая на преобладание необходимых связей над случайными.

Конаржевский Ю.А. дает определение целостной системе как некоторой совокупности взаимодействующих элементов, спроектированных для достижения определенной цели, и представляющей целостное образование, взаимодействующее со средой [25]. По степени целостности системы подразделяются на суммативные и органически целостные. Используя это положение, можно говорить о процессе эстетического развития в системе непрерывного образования как о суммативном, состоящем из органически целостных подсистем, которые реализуют основную цель, формирования эстетической культуры личности.

Выделяя организационный аспект эстетического развития учащихся в коллективах бального танца, на первый план выступает характерный ей признак ‑ иерархия, то есть система обладает субординационными связями и отношениями между уровнями обучения, подчиненностью и соподчиненностью их, указывая каждому особое место в педагогической системе.

В педагогической науке осуществляется пересмотр ценностей образования. В данном контексте предполагается новое мировоззрение педагогической общественности, в том числе и педагогов в области хореографического искусства. Заинтересованность в развитии личностно-ориентированном обучении учащегося, преодоление узких представлений и требований освоения только качества красоты заученных движений танца музыкально-хрестоматийного сопровождения, что ведет к нарушению понимания естественного телесно-пластического интонирования, реального осмысления процесса хореографического созидания различных форм танцевальной выразительности. Прежняя ориентация на «красивое», «правильное» движение традиционного танца создает противоречие между абстрактным общим идеалом изящной личности и эстетическими запросами подростков в пластическом раскрепощении личности, в их стремлении к эстетическому самоутверждению. Данное противоречие способствует тому, что продолжается формирование поколения, которое, «вступая в жизнь, не отвечают даже минимальным требованиям эстетической развитости» [37, с. 342]. Рамки узких представлений, в области танцевального обучения необходимо пересмотреть, обогатить новыми возможностями хореографического сотворчества педагога и учащихся. Предпосылки для этого обновления наметились в концепции создания танцевального костюма для спортивных бальных танцев, выраженной в художественно-эстетической потребности не только со стороны исполнителей, но и зрителей. Эта концепция просматривается в трудах А.Ф. Лосева и М.М. Бахтина. Раскроем ее принципы, существенные для нашего исследования.

Эстетическая выразительность у А.Ф. Лосева включает в свое содержание всю предметность мира человека и природы, и прежде всего предметность, глубочайшую, определенную, обусловленную мерой предмета, мерой человека [37]. Несмотря на разноуровневость выделяемых понятий: «мера предмета», «мера человека», – такое содержание эстетической выразительности становится воспринятым, если рассматривать их в исходном понятии «бытие», расширяя это понятие до очень больших пределов, «до полного самотождества во всех инобытийных судьбах» [36, с. 234]. Осмысление выделенных принципов эстетической выразительности подсказывает иное содержание процесса хореографического обучения, неразделяемое на существующие отдельные ориентации педагогов в методиках ритмического, музыкального и танцевального содержаний.

По мысли М.М. Бахтина, в художественно-эстетическом все чувственно и осязаемо и в то же время осмысленно и выразительно. «Чувственно оцениваемые качества действительности, предметной и природной среды, внешнего облика самого человека, процессов и результатов его труда, отражаясь в сознании человека, раскрывают не только сущность и меру предметов и явлений, но и эстетическую картину мира в целом» [8, с.113]. Сущность художественно-эстетической выразительности, по мнению, Бахтина М.М. определяется, прежде всего, осмыслением всей картины предметной и природной среды. Для нас это положение оказывается важным для определения границ содержания и ограниченности применения хореографической системы педагогического взаимодействия: на начальном этапе, этапе развития устойчивого интереса учащихся к хореографической, самосозидательной деятельности.

Анализируя различные концепции художественно-эстетического развития личности, сопоставляя их с реальным положением эстетического развития учащихся в коллективах бального танца, мы столкнулись со следующими, противоречиями нашим наблюдениям:

Во-первых, с одной стороны, современное общество сегодня испытывает острый социально-духовный, нравственный и эстетический кризис, с другой стороны, система образования не готова к решению этой проблемы на всех уровнях образования, учебные предметы, в своем большинстве, построены обезличенно, этически нейтрально.

Во-вторых, с одной стороны, спортивные бальные танцы имеют существенный потенциал в области эстетического развития личности, с другой стороны, этот потенциал не реализован в силу неразработанности в педагогической науке проблемы направленной на художественно-эстетическое развитие учащихся в коллективах бального танца посредством создания танцевального костюма.

Выявленные противоречия являются предпосылками разработки творческого взаимодействия, нацеленного на: развитие самооценки учащихся в коллективах бального танца; освоение учащимися ценностей духовно-эмоциональной, образно-чувственной природы мышления, формируя эстетическое мировоззрение, мироощущение и эстетический вкус; посильное приобщение подрастающего поколения к настоящему хореографическому (социально-художественному) процессу и освоению личных свойств телесно-пластической выразительности; обучение невербальной преемственности творческих усилий всех педагогов бального танца и учащихся, учащихся в коллективах бального танца между собой в деле осуществления художественно-эстетического развития учащихся в коллективах бального танца посредством создания танцевального костюма.

Эстетическая культура – мало исследованная область педагогической науки. Ученые-культурологи, исследовавшие многие аспекты культуры, используют разные методы исследования, и традиционные, и нетрадиционные, среди которых есть социологический (В. Келле, М. Ковальзон), историко-типологический (А.М. Бахтин, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян, Ю.В. Рождественский), феноменологический (С.Н. Артановский, В.Е. Давыдович), адаптивный (В.С. Семенов), аксиологический (Л.Н. Столович, Н.З Чавчавадзе), общесистемный (Ю.Б. Бромлей, М.С. Каган), информационный (Л.С. Клейн, И.Е. Ширшов), семиотический (В. Иванов, Ю. Лотман, Б. Успенский), метод моделирования (А.Я. Гуревич, С. Моль, В.А. Штофф), что необходимо иметь в виду при планировании процесса обучения.

По мнению М.С. Каган, «Эстетическая культура ‑ это качественный показатель достижений личности в ее способности чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь» [22, с. 65].

Печко Л.П. рассматривает эстетическую культуру личности как «концентрированное выражение в материальных и духовных формах эстетических отношений к действительности» [46, с. 11].

Столович Л. Н. эстетическую культуру рассматривает как культуру личности и воспитание человека, как систему, которая включает в себя элементы, в процессе общественно-исторической практики, эстетических ценностей; эстетические потребности и способности человека, необходимые для их субъективного осмысления, творчества; создание новых эстетических ценностей в различных видах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве, через эстетическое воспитание [58]. Таким образом, формирование эстетической культуры связано с тенденцией пересмотра традиционных взглядов на систему эстетического воспитания и создание новых подходов, путей его обновления (мировоззрения, мироощущения, эстетического вкуса).

Согласно информационному методу исследования, «культура ‑ это то, что обучает, что дает информацию» [70, с.25]. По мнению И.Е. Ширшова, большая часть хранящихся в ней программ исчезает вместе с образцами или изменяется при смене поколений, эпох, формаций [69]. Данный вывод соответствует и нашим наблюдениям, например, по отношению к такому явлению культуры, как танец. Это культурное явление связано с видоизменением эстетической ценности восприятия в обществе канонов танцевального исполнения спортивных бальных танцах. Согласно данному методу исследования, меньшая часть социокультурных программ, пополняясь, не исчезает, а переходит из поколения в поколение, из одного типа общества в другой, сохраняя в целостности свое информационное ядро. В нашем случае, при исследовании культурных ценностей бальных танцев таким ядром оказываются хореографические традиции, не связанные традиционной системой обучения. В связи с этим в основе эстетического развития учащихся в коллективах бального танца должна быть проработана общая концепция эстетического воспитания в спорте и общая концепция эстетического воспитания в хореографии, развитие этих концепций, увеличение степени их взаимного проникновения друг в друга, произойдёт благодаря целостному образовательному процессу педагогической системы.

Проанализировав инфраструктуру образовательных учреждений обучающих бальному танцу (рисунок 1), которые осуществляют образовательный процесс, можно прийти к выводу, что она должна быть систематизирована, где каждое учреждение является, подсистемным блоком, органически вливающим в целостный процесс художественно-эстетического развития учащихся в коллективах бального танца. Повышение же эффективности функционирования данной системы должно рассматриваться в контексте перспективных педагогических тенденций: культурологического и культуротворческого подходов, концепции подготовки учащихся в коллективах бального танца, решения проблем преемственности, последовательности, суммативности этапов обучения и воспитания в коллективах бального танца, с учётом современных социальных и экономических условий. Необходимо внести изменения во все структурные элементы обучения в коллективах бального танца: в цели; в задачи, в методику эстетического воспитания; в педагогические условия и критерии эстетического развития личности; в деятельность педагогов бального танца; в деятельность учащихся в коллективах бального танца.

Внедряя инновационные тенденции в педагогический процесс, нельзя отказаться полностью от традиционных методов обучения. Обучение танцу рассматривается и в концепции английского педагога и философа Г. Рида [71]. Так же, как Платон, он видел в правильно организованном «эстетическом» воспитании средство от всех социальных бедствий в античную эпоху. Рид полагал, что эстетическое воспитание ‑ своего рода терапия для социальных болезней современного ему общества. «Путь к рациональной гармонии, к физической уравновешенности, к социальной интеграции – это тот же путь, путь эстетического воспитания» [71, с. 355].

Общеобразовательная школа
Детский сад-школа
Школа искусств
Учреждения культуры искусств
Учреждения спорта
Образовательные учреждения
Дворцы спорта
Культурно-спортивные комплексы
Дома культуры
Студии
Центры
Спортивные школы
Дома творчества
Дворцы культуры
Учреждения дополнительного образования
Клубы

Рисунок 1. Инфраструктура образовательных учреждений обучающих бальному танцу

Танцу отводилась заметная роль и в системе Монтессори, где одной из важнейших задач являлось «пробуждение в детях чувство ритма». Включенный и в систему музыкального воспитания «танец должен скорее походить», по мнению Монтессори, «на вольные, веселые, простые движения крестьян на току, чем выученные салонные танцы. Надо учитывать, настаивал педагог, что именно на ритме нужно строить простые легкие танцы» [39, с.99].

В начале 20-х годов концепция эстетического воспитания личности была выработана в Советском союзе. А.В. Луначарский, возглавлявший разработку педагогической концепции, находясь под впечатлением знаменитой А. Дункан, мечтал ввести в уроки школьников предмет «Свободный танец». Отголоски этих намерений как писала Князева И.М. нашли отражение в концепции Единой Трудовой школы, где особенно подчеркивалась роль ритмического воспитания «…Методические занятия ритмическим движениями приводят к общему закреплению воли и повышению жизненной энергии. Характер становится более определенным и активным, четким в действиях и настойчивым в стремлении к намеченной цели: развивается способность к сосредоточению внимания, воспитывается самообладание, дисциплина», ‑ говорилось в одном из документов Наркомпросса той эпохи. Что касается танца, его роль сильно ограничивалась из-за «особого тлетворного влияния Запада» на неокрепшие души отечественной молодежи, как, впрочем, и футбола, подрывающего умонастрой юных. Об этом можно прочитать в пособии для руководителей советских клубов, изданном в 1926 году. Обратимся к документу, хранящемся в Центральном ГОС архиве Октябрьской революции [24, с.57].

Это Протокол совещания от 28.08.1935 г. по вопросу о западных танцах. Ответственные товарищи слушали сообщение Т. Новицкого о том, что сделано Наркомпросом в частности руководства западным и бытовым танцем. И, естественно, высказывались по этому поводу: надо «срочно урегулировать вопрос, так как рабочая молодежь делает западный танец своей профессией и после работы до 4-х часов утра танцует и приходит к 8 часам негодными работниками на работу»; «под флагом западного танца скрываются чуждые люди, и в их руках находится воспитание нашей молодежи, они занимаются бытовым разложением нашей молодежи» [1, с. 13]. Надо мобилизовать внимание общественности, привлекая печать, комсомол, профсоюзы на развенчание фокстрота. Документ интересен тем, что на высоком уровне обсуждались вопросы, как отдыхает молодежь, как научить ее танцевать лучше, что могут сделать для этого работники просвещения. Заслуживает внимание концепция С.Т. Шацкого, настаивавшего на том, чтобы эстетическое воспитание охватывало сферу быта. Для чего было предложено в клубах организовывать «семейные вечера» [1, с. 23]. Их программа отличалась разнообразием, сочетая самодеятельность участников (беседы, игры, пляски) с хорошо подобранными художественными отделениями. Но в учебных планах общеобразовательных школ 30-х годов танец как предмет изучения не значился. Более того, образовательная эстетическая деятельность постепенно вытеснялась из массовой работы в школе. А обучение по таким традиционно принятым в учебном планировании предметам, как музыка и рисование, стало ограничиваться лишь репродуктивным обучением, основанным на идее, что ребенка можно научить лишь ремеслу художника, а художественные способности ‑ это природный дар. Начался разрыв науки и искусства, задача обучения стала отделяться от воспитательных, поделив сферу влияния на обязательное, стандартное обучение и вспомогательное, культурно-просветительное.

О включении хореографии в непрерывное эстетическое образование учащихся подчеркнуто в Решениях Коллегии Министерства образования от 25 мая 1995 года. Но научно-педагогические основы общеобразовательной хореографии до сих пор не разработаны, а широкий спектр изучения хореографических явлений не обозначен.

Ретроспективный анализ контекста различных педагогических концепций позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Роль танца в системах общественного обучения была обусловлена «моделью» идеального типа личности, формулируемой педагогами и философами в авторских концепциях эстетического воспитания личности и художественного образования.

2. Круг педагогических задач, связанных с обучением танцу в гуманитарном образовании, был широк, но однообразен. Несмотря на то, что общим при всем разночтении этих толкований являлось стремление авторов подчеркнуть единство развития тела и души, содержание педагогических задач, в основном, было ограничено воспитательными целями обширного плана, но не образованием новых форм мышления подрастающего поколения.

3. В концепциях эстетического воспитания заботы о формировании широкого спектра целесообразных движений детей были забыты, хотя они явились составной частью развития в самом начале становления и развития человеческой цивилизации.

Данный контекст обзора позволяет выявить обусловленность возникновения задач сообразно с авторскими, сословными или гражданскими позициям педагогов бального танца. Первая историко-педагогическая задача заключалась в развитии системы жестов человека, говорящего религиозные тексты для понимания всеми. Вторая историко-педагогическая задача заключалась в формировании особого стиля сословного, придворного поведения. Третья историко-педагогическая задача была связана с определенным темпом, ритмом церемоний, ритуалов светского характера общения. С наступлением Античной цивилизации предопределяется функциональной целесообразностью синтеза искусств. И сегодня эти задачи эстетического воспитания в коллективах бального танца также являются актуальными для всех образовательных систем.

Анализируя вышесказанное можно сделать вывод о том, что необходимо усилить внимание на эстетические аспекты спортивного бального танца ‑ красоту, артистизм, хореографию, выразительность движений и внешний вид танцевальной пары. Именно это соединение и производит на зрителя ярчайшее впечатление, затрагивая самые различные направления его восприятия от психологии до физиологии. Всемерно поощрять красоту действий и поступков танцоров, учитывать индивидуальный стиль танцевальной пары. Не менее глубокое влияние в бальном танце на эстетическое развитие оказывает и танцевальный костюм, поскольку он подчеркивает и создает имидж танцорам, перевоплощая и отражая индивидуальный стиль своего образа ‑ все это полностью меняет как внешний, так и внутренний облик танцора и неизмеримо его обогащает, формируя эстетический вкус, тем самым повышая уровень их общей культуры.

Наши рекомендации