Эстетика и творчество Г.Ф. Генделя
Бах и Гендель представляют один этап развития музыкальной культуры, но являются представителями противоположных позиций в искусстве. Личность Баха воспитана на устоях немецкой музыкальной культуры. Его личная и творческая жизнь протекала по традиционным немецким устоям. Гендель же учился в Италии, где овладел искусством оперного письма. Вернулся в Германию и вскоре уехал в Англию, где и прожил до конца своих дней. Бах жил представлениями внутреннего порядка. Свою жизнь он видел в посвящении церкви и искусству. Он был итогом развития немецкой культуры. Гендель изначально мыслили гораздо более активно, очень мало использовал немецкую традицию. Жизнь Генделя прошла на виду у всей музыкальной общественности. Он был человеком светской культуры. Его музыка воплощает именно эти традиции. Его произведения — оратории, оперы, камерные произведения. Гендель становится родоначальником нового жанра - «музыка открытого пространства» (музыка на воде и музыка фейерверка, «фленерный жанр»). Следи ближайших друзей Генделя были Маттизон и Кайзер — создатели гамбургского оперного театра, на примере общения с которыми Гендель подробно изучил особенности функционирования оперных театров. Сюжеты своих опер и ораторий Гендель черпал в мифах и современных сюжетах. Путешествуя по странам, Гендель нанимался на службы к разным вельможам, писал на заказ в разных традициях. В Англии становится одним из участников Королевской Академии музыки. Ездит в Германии нанимать итальянских музыкантов для Академии. Театр существует недолго, потому что в то время очень активна вражда блюстителей национальных традиций и представителей итало-любителей.
Культура и эстетика эпохи Просвещения
В конце XVIII века музыкальное искусство достигает философской глубины, грандиозных обобщений и способность проникать в человеческую душу (индивидуализм). XVIII век вошел в историю как век просвещения. Целая группа людей посвятила себя выяснению вопросов об основах бытия, выяснению природы человека, его прав и возможностей. Ученые-философы выступали в роли общественных деятелей, мыслителей, публицистов. Свои идеи они излагали в философских трудах, трактатах и т. д. Их основной лозунг был природное равенство людей, а также всемогущество человеческого разума. Их выводы были основаны на прогрессе естественных наук и на освобождении разума от религиозных догм. Они враждебно относились к эпохе средневековья, превозносили античность с ее идеалами. В целом, культура носит светлый, оптимистический склад. Свою задачу эти деятели видели в просвещении людей. Особенно сильное влияние просветительство оказало на Германию и Францию .Чуть раньше, в конце XVII века, отдельные просветительские тезисы появляются в Англии — роман Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо», где показывается естественный человек, существующий свободно, вне социальных предрассудков и обладающий активной жизненной силой. Во Франции движение просветительства оказалось особенно сильным. Причиной этого послужило изменение политического строя в стране — распад французской абсолютистской монархии и, как следствие, французская буржуазная революция. Художественное творчество Франции представлено двумя направлениями — классицизм и рококо. Классицизм происходит от слова «классикус», что означает образцовый. Античное искусство рассматривалось как идеальное, ему старались подражать.
Наиболее ярко искусство классицизма проявилось в драматическом театре, в творчестве трагиков Корнеля и Россина. Они определили каноны классического искусства: ценность человеческой личности, идеи нравственности, морали, преданности и долга, подчинение своих интересов общественным. Они провозгласили искусство идеи, то есть торжество разума. Они же, в частности Мольер, изобрели закон трех единств в театре — единство времени, места и действия. Примерно к 20-30-м годам XVIII века наблюдается кризис классицизма, на смену чему приходит рококо.
Рококо кардинально противоположно классицизму и является реакцией на него. Изысканность, грациозность, изящество, орнаментика, милизмы, камерность. В музыке это творчество клависинистов. К французским просветителям относятся Вольтер, Дидро, Руссо, Монтескье, д'Аламбер (1720-1780). Они были авторами первых энциклопедий по различным вопросам человеческого бытия. Особенно среди них выделялся Руссо. Он был автором первой французской комической опер «Деревенский колдун». Также, он выступал за пантеизм (культ природы). Он был автором первого романа в письмах «Новая Элоиза». Он выступал за чувства. Руссо был первым и единственным, кто нарушил культ разума. Он является первой волной идеи романтиков.
Симфонические искания Й. Гайдна
Мангеймская школа и формирование симфонии. Формирование сонатной формы в творчестве Д. Скарлатти
Структура классической симфонии. Роль Й. Гайдна и В. Моцарта в формировании симфонии и квартета.