Тема 2.Дирижёрский аппарат. Три состояния мышц. Творческое внимание

ЗНАНИЯ  
Дирижёрский аппарат (положение рук, корпуса, головы, предплечья, кистей рук, мимика)   Составные части руки   Дирижерский аппарат- это совокупность выразительных средств, с помощью которых дирижер воздействует на коллектив исполнителей с целью передачи ему художественно-образного содержания и метроритмической основы музыкального произведения. Под совокупностью выразительных средств дирижера следует понимать его руки, корпус, ноги, голову, мимику, взгляд. Оперативное и эффективное владение выразительными средствами дирижирования называется дирижерской техникой. Дирижерская техника складывается из умения дирижера свободно пользоваться каждым выразительным средством в отдельности. Освоение дирижерской техники начинается с постановки дирижерского аппарата, то есть размещения выразительных средств дирижирования так, чтобы их было удобно использовать в ходе руководства исполнением музыкального произведения. Кисть, запястье, предплечье, плечо.   Задания:1. Дайте определение, что такое дирижёрский аппарат, дирижёрская техника. 2. Назовите составные части руки.  
Три состояния мышц Мышечные состояния: напряжение; расслабление; « рабочее» состояние (одна группа мышц расслаблена, другая удерживает предплечье и кисть в горизонтальном положении) Задания: Назовите три состояния мышц.
«Творческое внимание» «Творческое внимание»: - предплечье || полу и друг другу; - кисть куполообразна, пальцы обращены к хору; - локоть слегка выдвинут вперёд. Задания: 1.Покажите жест «Внимание».  
УМЕНИЯ Вопросы и задания  
Упражнения на выработку правильной дирижёрской постановки и мышечной свободы дирижёрского аппарата: В первую очередь необходимо подчеркнуть важность мышечной свободы дирижёрского аппарата, которая является залогом профессиональных перспектив. В случае возникновения мышечных зажимов, необходимо возвращаться к ниже приведённым упражнениям и вспоминать ощущение исполнительской свободы и добиваться рациональной работы мышц. В противном случае неправильная постановка и длительное дирижирование на зажиме может привести к профессиональным заболеваниям и профнепригодности. 1. Встать ровно, ноги на ширине плеч; 2. Свободно покачать руками вперёд-наазад; 3. Свободно покачать корпусом влево-вправо; 4. Наклоны корпусом вперёд-назад, влево-вправо; 5. Затем снова встаньте ровно и поставьте руки «на внимание»: · Руки свободно располагаются вдоль туловища; · Согните руки в локтях; · Немного выдвиньте руки вперёд; · Из этого положения немного приподнимите руки (плечи не поднимаем) и направьте кисти на хор – поставьте руки на воображаемую дирижёрскую плоскость. ВНИМАНИЕ!!! При выполнении этого упражнения положение кистей рук не меняется при их поднятии; когда руки висят вдоль туловища, кисть – округлая, свободная, куполообразная, при поднятии рук и постановке их на дирижёрскую плоскость округлое положение кисти сохраняется, при этом кисти должны быть || полу. Предплечья должны быть || друг другу. 6. После того, как поставили руки «на внимание», бросаем руки, как плети (они свободно располагаются вдоль туловища). Важно поймать ощущение свободы. Затем снова ставим руки «на внимание». Проделывать это упражнение необходимо столько раз подряд, сколько необходимо для того, чтобы мышцы запомнили правильные ощущения.
Упражнение на гибкость дирижёрского аппарата (плечо, предплечье, кисть):   1. Встаньте ровно, руки свободно располагаются вдоль туловища; 2. Затем поднимите и опустите руки, последовательно включая разные составные части руки: · Плечо; · Предплечье; · Кисть. В результате образуется своеобразная волна. Гибкость мануального аппарата необходима для выполнения музыкальных, художественных задач в работе над музыкальным произведением, а также для свободы дирижёрского аппарата, которая является приоритетной.  
Упражнение на смену мышечных состояний:   1. Поднять предмет, отследить и запомнить ощущения в мышцах – НАПРЯЖЕНИЕ! 2. Поднять шариковую ручку, отследить и запомнить ощущения в мышцах – РАССЛАБЛЕНИЕ! ВНИМАНИЕ!!! Использовать это упражнение в качестве самоконтроля – не допускать перенапряжения в мышцах!!!  
Упражнения на мышечные ощущения: цельнопластичной руки; её составных частей.   Упражнения: 1) Ощущение мышечной свободы дирижерского аппарата. (Руки поднять вверх с напряжением, далее поочередно освобождать кисть, предплечье, плечо, всю руку) на счет: 1, 2, 3, 4. 2) Упражнение на освобождение плеча («Колесо» только плечом вперед, назад, двумя плечами в одну сторону, в противоположные стороны, далее в той же последовательности – всей рукой, обеими руками) 3. Упражнение для кистевой гибкости за столом, стоя: рисунки Тема 2.Дирижёрский аппарат. Три состояния мышц. Творческое внимание - student2.ru , Тема 2.Дирижёрский аппарат. Три состояния мышц. Творческое внимание - student2.ru , , , а) «кулаком» б) «собранной» кистью (1, 2, 3 пальцы вместе) в) «развернутой кистью» (веером) - (I вариант - натянуть кисть, после чего чуть расслабить кончики пальцев; II вариант – опустить кисть вниз, раскрыть с интонацией настойчивой просьбы; III вариант – делать кистью круговые движения, раскрывая ее при движении вверх и собирая при движении вниз)
Оперативно менять мышечные состояния; Удерживать руки в «рабочем» положении при свободном плече. 1.Фиксировать мышечные ощущения при смене мышечных состояний.   2.Выполнять упражнения на координацию мышечных ощущений, мышечной свободы, мышечной памяти.    
Фиксировать положение «творческое внимание» как исходное.   1.Показать жест «внимание».  

В результате пройденной темы, вы должны знать:

Наши рекомендации