Тема 1. Введение. Роль и значение дирижирования в подготовке музыкального руководителя
ЗНАНИЯ | |
История дирижирования. Анализ хоровых партитур. | ДИРИЖИРОВАНИЕ — искусство управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, ансамблем); осуществляется специальным лицом — дирижером (капельмейстером, хормейстером). Искусство дирижирования основано на исторически развившейся системе жестов, базирующейся на общепонятных, встречающихся в жизненной практике, движениях. Важнейшим, специфическим дирижерским движением, обеспечивающим единство исполнения, является так называемый ауфтакт. Система ауфтактов оформлена в специальных циклических движениях— дирижёрских сетках. Кроме ауфтактовых (предупреждающих, ритмически оформленных) движений, дирижер пользуется и другими, напр., сопровождающими жестами, применяет различные, условные жесты. Большое значение при дирижировании имеют также взгляд, мимика, поза и вообще весь облик дирижера. Совокупность дирижёрских средств направлена на воплощение исполнителями художественного образа, который, находясь в сознании дирижера, служит путеводным маяком творческого процесса. Поскольку дирижирование — специфический вид исполнения (не непосредственно, а через других музыкантов, певцов), решающее значение играет способность воздействия дирижера на исполнителей, дирижёрская воля. В народном искусстве совместное пение издавна направлялось одним лицом — запевалой. В Древней Греции это был предводитель хора — корифей, отбивавший такт ногой. Еще в древности, а затем в средневековье развилось искусство хейрономии. ХЕЙРОНОМИЯ (греч. cheir — рука, nomos — закон) — старинный способ управления хором при помощи системы условных движений рук и пальцев; используя также мимику и движение головой, дирижер указывал темп, метр, ритм, направление мелодии (вверх, вниз), оттенки. Xейрономия возникла до н. э. на Востоке, развилась в Древней Греции; в средние века была широко распространена в церковной вокальной музыке западно-европейских стран и Византии. С хейрономией связана средневековая система записи вокальной музыки невмами (греч.— кивок, жест, знак), которые как бы фиксировали жесты рук при управлении хором. С усложнением многоголосного пения и оркестровой игры в 15 в. возник способ дирижирования при помощи баттуты, которой дирижер отбивал счетные доли. С развитием системы генерал-баса (17—18 вв.) исполнением нередко управлял органист или клавесинист, сидя за инструментом. Имело место и двойное дирижирование: кроме клавесиниста, дирижировал и скрипач-концертмейстер (который в последствии, с отмиранием генерал-баса, стал единственным дирижером). Бывало также тройное дирижирование, когда в упр. исполнением участвовали клавесинист, концертмейстер и объединявший их дирижер. В европейской музыке до 19 в. дирижер был композитором, педагогом, исполнителем своих соч. В связи с усложнением музыки и повышением требований к качеству коллективного исполнения в 1-й полов. 19 в. выделилась спец. профессия дирижера как исполнителя (и не только своей музыки, не только со своим коллективом). В области развития дирижёрской техники произошла окончательная замена звукового способа управления зрительным—при помощи жеста и мимики. Первым стал дирижировать палочкой (в 20-х гг. 19 в.) Л. Шпор; одним из первых гастролирующих дирижеров был К. М. Вебер; Р. Вагнер начал дирижировать, обратившись лицом к оркестру (а не к публике, как было раньше), что значительно усилило воздействие дирижера на исполнителей. Дирижирование, как искусство достигло расцвета на рубеже 20 в. (Малер, Никиш, Сафонов, Тосканини и др.); научно-методическая разработка вопросов дирижирования. началась сравнительно, недавно. Принципы дирижирования остаются во всех случаях постоянными, общими, однако в зависимости от способов исполнения дирижирование приобретает свои особенности, отражающиеся на жесте. Специфика дирижирования хором заключается: а) в управлении в какой-то мере певческим процессом (дозировка дыхания — глубина вдоха, нередко задержка его перед атакой, характер атаки, степень прикрытости звука, его опертость); б) в управлении строем, главным образом при помощи предупреждающих жестов; в) во влиянии на произношение текста (его четкость, осмысленность, ясное снятие при окончаниях на согласных). дирижирование хором осуществляется обычно без палочки (некоторые дирижеры не пользуются палочкой и при управлении орк.)Н.В.РОМАНОВСКИЙ Хоровой словарь. Вопросы и задания: 1.Дать определение – что такое «дирижирование» 2.Кто такой запевала? 3.Кого в Древней Греции называли корифеем. 4.Что такое БАТТУТА, для чего нужна? 5. Что такое ХЕЙРОНОМИЯ. АНАЛИЗ ХОРОВОЙ ПАРТИТУРЫ— один из компонентов, необходимое условие для успешной, репетиционной работы. Задача анализа хоровых партитур — прочувствовать и осознать содержание произведения и средства, которыми оно выражено. В классах хорового дирижирования (консерваторий, музыкальных училищ) практикуется как устно, так и письменно в виде аннотации или подробного разбора произведения. Анализ хоровых партитур обычно включает: а) общие сведения о произведении. и его авторах, б) литературный текст и его использование композитором, в) анализ музыкально-выразительных средств (форма, фактура, тематизм, мелодика, гармония, метроритм, динамика, агогика, артикуляция и т. д.), г) вокально-хоровой анализ (характеристика партий, их использование), д) исполнительский план (репетиционный процесс, интерпретация, особенности дирижирования). В зависимости от специфики произведения в анализе может акцентироваться та или другая сторона. Вопросы анализа хоровых партитур освещаются в ряде трудов по хороведению. АННОТАЦИЯ {лат. замечание) — краткое изложение содержания книги или музыкального произведения; аннотация по дирижированию включает следующие сведения: полное название хора, авторы музыки и текста, даты их жизни, жанр, форма, фактура, тональность, темп, метр, ритмические особенности, динамика, звуковедение, состав хора, диапазон каждой партии и общий, тесситура, приемы хорового изложения. Вопросы и задания: 1. Назовите составляющие анализа хоровой партитуры. Составьте письменно для себя памятку, план анализа хоровых партитур. 2.Раскройте содержание анализа хоровой партитуры. 3.Сделайте письменно вокально-хоровой анализ на примере произведения своей программы по дирижированию (лист-приложение); 4. Сделайте письменно музыкально- теоретический анализ хоровой партитуры на примере вашей программы по дирижированию ( лист-приложение) |
УМЕНИЯ | Вопросы и задания |
Игра хоровых партитур на ф-но. Анализ вокально-хоровой партитуры (теоретический и вокально-хоровой) Пение горизонтали и вертикали. | 1.Запишите свою программу: 2.Играйте произведение с сопровождением по нотам. 3. Играйте произведение a`cappella, выучите его наизусть. Очень важно знание дирижера партитуры наизусть («у хорошего дирижера партитура в голове, у плохого – голова в партитуре»). 1. Сделайте письменно вокально-хоровой анализ на примере произведений своей программы по дирижированию (лист-приложение). 2. Сделайте письменно музыкально-теоретический анализ хоровой партитуры на примере своих произведений по дирижированию (лист-приложение) 1.Спойте голоса по горизонтали каждой хоровой партии (сочинение с сопровождением и сочинение a`cappella вашей дирижёрской программы). 2.Спойте вертикаль вашей хоровой партитуры (сочинение с сопровождением и сочинение a`cappella). |
ВАРИАНТ приведённого ниже учебно-исполнительского анализа хоровой партитуры по В.Л. Живову.
1. Историко-стилистический анализ: знакомство с конкретными общественно-историческими условиями, в которых протекала жизнь и деятельность композитора и поэта, формировались их эстетические взгляды; характеристика основных черт творчества поэта и композитора; типичные черты хорового письма композитора.
2. Анализ поэтического текста: оценка содержания стихотворения, его идеи и основных художественных образов; анализ структуры стихотворения, определение границ частей; выявление главных слов и понятий, определяющих смысл предложений.
3. Анализ музыкально-выразительных средств, с помощью которых воплощается данное содержание: целостный художественно-образный анализ мелодики, гармонии, ритма и метра, темпа, динамики, тембра, фактуры; определение границ частей музыкального сочинения, структуры каждой из частей, фиксация и анализ каденций в связи со структурой текста; сопоставление музыкально-тематического материала и определение глубины контраста или, наоборот, тематического единства; определение формы целого; жанровый анализ; выявление линии развития каждого голоса; определение кульминаций в каждой партии; сравнение волн нарастания и убывания гармонической яркости с волнами мелодическими, ритмическими, темповыми, динамическими; сопоставление кульминаций частей и нахождение главной, центральной кульминации произведения, характеристика соотношения формы текста и музыки, музыкальной фразировки с фразами текста.
4. Анализ исполнительских средств выразительности: анализ приемов, при помощи которых художественно-образное содержание сочинения можно донести до слушателя наиболее ярко и убедительно; анализ использования темповых колебаний, динамических оттенков, тембровых красок, различных способов звуковедения и штрихов, артикуляции, фразировки в зависимости от требуемого характера образа, эмоционально-выразительных или формообразующих задач.
5. Анализ дирижерских исполнительских средств и приемов: обоснование использования той или иной дирижерской «плоскости», более тяжелого или более легкого жеста, более крупного или более мелкого, плавного или отрывистого в зависимости от характера музыки, конкретных требований музыкального развития, динамики, темпа, тембра, фактуры, фразировки, характера звуковедения и штрихов; анализ способов дирижерской передачи логической связи между фразами, выявления частных и общей кульминации и т. д.
6. Технический вокально-хоровой анализ: обоснование и оценка интонационных, ансамблевых, дикционных, ритмических и прочих технических трудностей, связанных со спецификой хорового «инструмента», и нахождение путей их преодоления.
7. Разработка плана репетиционной работы: определение основных задач в работе с хором над разучиванием произведения, учет трудных и более простых моментов; нахождение целесообразных приемов, ускоряющих процесс разучивания; расчет репетиционного времени.
В результате пройденной темы, вы должны знать: