Практическая работа № 3. Садово-парковое искусство Средневековья
В феодальном искусстве ведущее место занимала архитектура. В культуре средних веков (V-XV) выделяют два основных стиля: романский, царивший до половины XIII в., и готический, который сменил романский и господствовал до эпохи Возрождения. На развитие садово-паркового искусства средневековья оказало влияние знакомство с трудами ученых античного мира, посвященными технике обработки земли и приемам композиции парковых пространств. В XIII-XIV вв. большое распространение получило светское образование (Болонский, Парижский, Пражский университеты). Труды таких ученых, как Р. Бэкон (1214-1292), Альберт Великий (1193-1280), создавали фундамент для развития естественных наук. Альберт Великий построил ряд ботанических садов.
Размеры садов, создаваемых в пределах монастырских, дворцовых и городских укреплений, резко уменьшились, что вынуждало паркостроителей уделять больше внимания внутренним садам. Именно внутренний сад стал единственным связующим звеном между жителем города и природой.
В монастырях средневековья одна-две наружные стены выходили за пределы городских укреплений и были связаны с окружающей природой. Монахи-бенедиктинцы свои монастыри строили на плодородной и богатой водными источниками земле, на которой можно было бы закладывать сады. Утилитарные сады и рощи на прилегающих к монастырям и замкам местностях, которые служили для выращивания плодов, ягод, для охоты, отдыха и развлечений, были регулярными. Эстетические вопросы при устройстве таких садов обычно отодвигались на второй план. Подтверждение этому можно найти, изучая планы садов монастыря Сан-Галлен (IX) в Швейцарии, монастырей в Кларвоксе во Франции и в населенном пункте Могила под Краковом. В монастырях средневековья декоративные растения в основном разводили в замкнутом дворике - клуатре. Он был заключен в строгих геометрических формах архитектуры, и уже это требовало регулярной планировки. Клуатр окружали главные строения монастыря. Оформляли его наподобие римского перистильного дворика. Прямые или диагонально перекрещивающиеся дорожки в центре делили участок двора на простые геометрические фигуры. Центр был акцентирован колодцем, деревом или скульптурой. В клуатре выращивали декоративные растения, лекарственные травы и плодовые кустарники. Деревья в саду росли ровными рядами и были в основном местного происхождения, хотя не исключались и экзоты. По периметру сад обычно окружали заслоном из лиственных деревьев (липа, тополь, ясень) для защиты слабых фруктовых древостоев. Из фруктовых деревьев культивировали райскую яблоню, сливу, абрикос. Регулярный характер имели также грядки с лекарственными и декоративными растениями (шалфей, мальва, полынь, рута, чай, мак, богородная трава) - прообраз современных цветников. Грядки формировали в виде высоких призм, откосы которых укрепляли дерном, плетнями из лозы или жердями. Излюбленным элементом средневекового сада были дерновые скамьи, которые располагали в виде выступов на ограде.
Интересным приемом, возникновению которого способствовали небольшие внутренние садовые пространства, был лабиринт, то есть участок, состоящий из специально запутанных садовых дорожек, разделенных стриженой зеленью. Лабиринт обычно вписывали в квадрат или шестиугольник. Прием был позаимствован у строителей храмов, которые делали дорожки из разноцветных камней в форме лабиринта. Проползая на коленях по такой дорожке на полу храма, богомольцы представляли себе, что совершают далекое паломничество (Шартрский собор, 1225 г., Реймский собор, 1250 г.).
Основные объекты садово-паркового строительства средневековья - внутримонастырские сады-клуатры, призамковые и примонастырские, декоративные и утилитарные сады и увеселительные рощи (цветочный луг или сад любви). Для средних веков характерно использование достижений античного естествознания и теории садово-паркового искусства и дальнейшее их усовершенствование. Можно выделить такие особенности садового строительства средневековья: геометричность планировки внутренних садиков; рядовые посадки и стрижка деревьев, лабиринт, феодальный тип синтеза искусств, то есть подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение их общей идее, символика.
Сады были небольших размеров и замкнуты. Большие сады разбивали на отдельные участки. Они напоминали озелененные дворики - патио. Дворики соединялись небольшими калитками, расположенными так, чтобы композиция соседнего сада воспринималась внезапно. Украшали их очень скромно: водоемы и скамейки отделывали глазурованными фаянсовыми плитками. Вода протекала по неглубоким каналам или поднималась вверх тонкими струями фонтанов. Деревья были преимущественно одной породы. Искусство мусульманского Востока (исламское) - типичное искусство феодального общества, отличающееся количественной монументальностью, схематизмом и абстрактностью. Мусульманская архитектура была обусловлена идеологией феодальной аристократии, которая всеми силами поддерживала религию ислама как могущественное орудие угнетения и эксплуатации социальных низов. Из раннего периода развития исламской архитектуры до нашего времени дошло большое количество сооружений в основном двух типов: сооружений культового назначения (мечети) и медресе - высшие духовные учебные заведения. Почти все помещения группировались вокруг большого двора, оформленного крытыми галереями.
Наиболее известными, дошедшими до наших дней шедеврами арабского садово-паркового искусства, являются сады в Испании. Гидротехнические познания римлян, развитые мавританскими учеными, позволили арабам за короткое время превратить скалистую Испанию в цветущий сад. Неиссякаемым источником влаги для арабов были покрытые снегом горы. Самые известные произведения садового искусства находились в Кордове, Толедо, Севилье и Гранаде. Главный дворец эмиров Гранады - Альгамбра (Красный дом) - начали строить в 1252 г. Строительство продолжалось 100 лет. В это же время рядом на возвышении был сооружен парк Генералиф. Название дворца, очевидно, объясняется своеобразным видом стены протяженностью 3500 м, которая состоит из красных кирпичных клеток, заполненных бетоном. Вход в ансамбль Альгамбра оформлен порталом и рядом берестов. За порталом находился главный двор ансамбля (47 X ХЗЗ м) - Двор мирт - с огромным прямоугольным бассейном (45X7 м), окруженным густыми шпалерами мирт. И Альгамбра, и Генералиф не знают недостатка и воде, поступающей с гор Сьёрра-Невады. Чем жарче день, тем больше там воды, так как снег на вершинах гор тает интенсивнее. Бассейн Двора мирт украшен с торцов двумя простыми фонтанами, а над живой изгородью из мирт возвышаются широкие кроны платанов. Двор оформлен алебастровыми колоннами и сводами, которые отражаются в спокойных подах бассейна. За Двором мирт следует Двор львов, устланный каменными плитами. Этот двор был украшен узким каналом и фонтаном на центральной оси. Окружали двор легкие аркады на колоннах. В саду росли шесть апельсиновых деревьев. У подножия фонтана, состоящего из чаши, которую окружали 12 мраморных львов, собиралась вода со всех многочисленных фонтанов Альгамбры. Отсюда она уходила в подземный канал и ниже орошала долину между Альгамброй и Генералифом, сплошь покрытую роскошной растительностью.
Сад третьего двора - Даракса, или Двора решетки,- украшают четыре кипариса и установленный в центре чашевидный тонкоструйный фонтан, очень изящной работы. Дворик выложен узорным рисунком. В саду растут розы, жасмин, олеандры и апельсиновые деревья. Из сада к возвышенности с летним дворцом Генералиф ведет длинная аллея с двойными рядами кипарисов.
Сад Генералиф (в переводе Архитектурный сад) - бывшая летняя резиденция мавританских эмиров. Он расположен на склоне холма в виде террас, поднимающихся выше Альгамбры на 150 м. Интересен дворик с беломраморным каналом длиной 40 м, заполненным водой. С каждой стороны канала поднимаются ввысь тонкие струи воды, которые скрещиваются над ним и образуют водяной свод. По краям дворика растут апельсины и кипарисы. Перспектива сада заканчивалась беломраморным портиком. Разнообразная растительность и водные устройства были главными элементами закрытых садов Генералифа, разбитых на террасах. Вьющиеся розы, глицинии, плющ покрывали каменные ограды; магнолии, олеандры, кипарисы, пальмы, столетники, жасмин, мимоза, ирисы, нарциссы, мальвы образовывали неповторимые сочетания. С террас Генералифа открывался красивый вид на Альгамбру и город.
После изгнания арабов с Пиренейского полуострова традиции арабской архитектуры не умирают. Они образуют стиль, известный под названием мудехарского (мудехары - мусульмане, оставшиеся на освобожденной территории Испании). К памятникам мудехарского зодчества относится замок Алькасар в Севилье (XIV-XV), построенный по образцу Альгамбры. Он состоит из ряда двориков, из которых наиболее известен двор Марии Падиллы.
Максимально простое оформление арабских садовых участков роднит их с лучшими образцами античного садово-паркового искусства и свидетельствует о тонком художественном вкусе восточных мастеров, умевших минимальными средствами создать максимальный эффект. Из характерных особенностей арабского садово-паркового искусства необходимо выделить следующие: геометрическая планировка на замкнутом пространстве с активным включением различных видов оград в общую композицию; ассимиляция культуры садово-паркового строительства завоеванных народов; ограниченное применение декоративных устройств (скульптуры, балюстрад); использование в качестве основных элементов ансамбля рельефа (террасы), растительности (стрижка) и воды (фонтаны и каскады); учет индивидуальных свойств растений. На смену суровому средневековью пришла эпоха Возрождения. Ее благотворное влияние раньше других ощутила Флоренция. Еще в XIV в. этот богатый город стал центром искусства и культуры всей Северной Италии. Красивый флорентийский пейзаж с пологими холмами, между которыми протекала река Арно, казалось, был специально создан для строительства загородных вилл с террасными садами. Все во Флоренции, от названия города и до названия знаменитого кафедрального собора Санта Мария дель Фиоре, связано с цветами и свидетельствует о большой любви флорентийцев к природе. Сады вилл во Флоренции сыграли важную роль в развитии садового искусства Италии. Вместо закрытой и схематической композиции дворов средневековья появляется форма жизнерадостного, связанного с природой сада. В нем находили применение все достижения садового искусства античности и технические усовершенствования, рожденные бурным развитием эпохи. Типичными флорентийскими виллами XV в. можно считать виллу Медичи во Фьезоле близ Флоренции, построенную Микелоццо (1396-1472), и виллу в Поджо а Кайяно, которую возвел Джулиано да Сангало (1445-1516). Центрическая композиция виллы, подчиняющая себе сад и связанная с ним террасами и лестницами, свидетельствует о характерном для того времени представлении о господствующем положении человека в природе. Тип загородной виллы дальнейшее развитие получил в Риме, продолжавшем в общих чертах художественные традиции Флоренции. Хозяйственное значение виллы отошло на второй план или вовсе исчезло. Большое влияние на строительство садов и парков Италии оказало творчество таких видных архитекторов и художников, как Браманте (1444-1514), Рафаэль (1483-1520), Палладио (1508 - 1580), которые изобрели много новых замечательных художественных приемов. В 1503 г., решая сложную задачу соединения построек Ватикана в единый ансамбль, архитектор Браманте создал длинный двор и сад на разных уровнях. Он применил совершенно новый прием завершения композиции вдоль длинной оси с одной стороны нишей, а с другой - зрелищным амфитеатром. Двор Бельведер использовали как сцену для представлений, а окружающие части сада как декорации. Этот прием стал характерным для Италии XVI в. и был повторен в амфитеатре сада Боболи и виллы папы Пия. В вилле Мадама в Риме (1517) Рафаэль использовал и развил найденный Браманте прием композиции интерьера в открытом пространстве сада. Здесь впервые в садово-парковом искусстве применены принципы анфиладности и разделения сада стеной из стриженой зелени. Вилла Мадама состоит из трех частей: первая - в форме квадрата, по характеру планировки напоминающая сады раннего средневековья; вторая - в форме круга с портиками по периметру, в которых размещены скульптуры; третья - в форме стадиона с трибунами.
Строго спланированные, регулярные части садов гармонировали с природой и особенностями местности. Вечнозеленые растения, камень и вода - основные средства садово-паркового искусства - в Италии начинают играть существенную художественную роль в композиции целого. Расположенные вдоль одной или нескольких композиционных осей и сменяющиеся в строгой последовательности подпорные стены, лестницы, скамьи, боскеты, фонтаны были рассчитаны на создание разнообразных эффектов. Сначала перспективы сада строили в основном параллельно склонам. Позже их направляли главным образом поперек рельефа, пронизывая весь ансамбль и раскрывая дальние виды. В этом отношении примером может быть вилла д'Эсте в Тиволи (1540). Типичные для римских вилл черты варьировались в зависимости от конкретных условий местности, а также личных вкусов заказчиков. Так, в вилле Ланте близ Витербо архитектора Виньолы (1507-1573), расположенной на сравнительно небольшом склоне, регулярный сад строго симметричен, а ось водяных устройств совпадает с основной осью всего сада. Идея постепенного перехода от солнечного партера к прохладной тени верхнего сада и далее в лес выражена здесь с особой четкостью. В больших увеселительных резиденциях в этот период появились новые элементы оформления садового пространства: открытый театр, окруженный стриженым кустарником, небольшой закрытый сад хозяина дома (собственный сад), большие водные каскады.
Задание: по заданию преподавателя нарисовать план средневекового монастырского, дворцового сада (приложение 3,4).
Контрольные вопросы:
1. Какие типы садов существовали в средневековой Европе?
2. Особенности арабских садов и парков средневекового периода.
3. Готический и Романский стили в искусстве и паркостроении средневековья.