Практическая работа № 4. Пейзажное стилевое направление в садово-парковом искусстве Восточных стран
Садово-парковое искусство Китая
Корни развития садово-паркового искусства Китая уходят в XII в. до н. э. (первое упоминание о Пекине), то есть ко времени расцвета ассирийских городов. О старых китайских парках можно судить только по описаниям и рисункам, но устойчивость градостроительных традиций, контролируемых религиозно-философскими учениями (буддизмом, конфуцианством), дает возможность составить довольно полное представление о развитии этого древнего вида искусства. Китайский народ издавна любил природу и понимал ее красоту. В различных видах искусства, особенно в садово-парковом, китайцы стремились воспроизвести наиболее характерные пейзажи своей страны. Интересной формы холмы вулканического происхождения, многочисленные озера и речки, в которых, как в зеркале, отражаются холмы, горы, леса,- вот своеобразный, динамический пейзаж, ставший основой садово-паркового строительства Китая. Художники-садоводы, обобщая наблюдения явлений окружающего мира, с неиссякаемой фантазией создавали прекрасные реалистические пейзажи. Характерным для китайского садово-паркового творчества был глубокий символизм, являвшийся отражением религиозных учений.
Один из первых парков, упоминаемых в китайских исторических источниках, был создан 3200 лет назад и принадлежал императору, или богдыхану, Чеу. Новый богдыхан Му-Уанг, предприимчивый и грозный, побывавший в Персии, Афганистане и других восточных странах, собрал лучших садовников и построил обширные сады с пышными дворцами и храмами. В 247 г. до н. э. китайский престол занял Цзин Хи-Хоанг, который за 41 год своего царствования довел размеры императорских садов до 120 км по окружности. Цзин Хи-Хоанг построил в них столько дворцов, сколько завоевал новых княжеств и царств. В садах создавали искусственные скалы и различные постройки, было посажено около 3000 различных пород деревьев.
Своеобразный рекорд в 197 г. до н. э. установил богдыхан У Ти - китайский Людовик XIV, построивший парк 200 км по окружности. В сравнении с ним Версаль всего лишь маленький партер. 30 тысяч рабов были заняты устройством этого парка, каждая провинция обширного государства доставляла лучшие растения. Преемники У Ти значительно сократили площадь садов, так как больше внимания и средств уделяли их украшению. В искусстве паркостроения выделяются два главных направления: создание крупных императорских парков и небольших садов, расположенных при жилищах и особенно необходимых китайским женщинам, передвижение которых сковывала одежда и обувь. В китайских садах и для украшения интерьеров широко применяли карликовые деревья, которые выращивались в специальных условиях и точно повторяли форму больших.
Самое подробное описание китайского парка можно найти в стихотворении Хси-Ма-Куанга, видного государственного деятеля XI-XII вв. В центре сада располагали главный павильон с библиотекой для отдыха и чтения. Около него был глубокий водоем, образуемый ручьями, текущими с востока. Из этого бассейна вода растекалась в пяти направлениях, что сверху напоминало пять когтей леопарда. В пруду плавали лебеди. На краю каскада, впадающего в пруд, высилась крутая скала, вершина которой изгибалась подобно спине слона и нависала над водой. Наверху был легкий павильон. В нем отдыхали и наблюдали восход солнца. Отдельные рукава ручьев огибали острова, часто сливались, создавая зеркала воды, и, наконец, попадали в лабиринты между скалами, где превращались в бурные каскады. Всюду в саду были разбросаны павильоны и искусственные холмы, соединенные мостами. На лужайках росли душистые цветы, целебные травы и декоративные кустарники. Вокруг амфитеатром высились скалы.
Анализируя описания парков Китая, можно сделать заключение, что их пейзажи подразделялись на три основных типа: устрашающий, смеющийся и идиллический. Китайские паркостроители создавали устрашающий пейзаж, строя искусственные холмы и утесы, нависающие над долиной. Был слышен шум подземной реки, вырванное с корнем дерево преграждало бурный поток. Устрашающий пейзаж обычно сменялся смеющимся. За поворотом дороги темные туи и ели, закрывавшие солнце, расступались и открывали большую долину, украшенную цветами.
И любое время года здесь цвели какие-нибудь растения, и казалось, что весна иногда не покидала эту долину. Светлый, жизнерадостный пейзаж был переполнен контрастами: рядом с плакучей ивой с ее свисающими ветками устремлялись небу стройная остроконечная ель, переплетались туя и белая акация, в окружении хвойных деревьев росли вишни, яблони, миндаль, кусты сирени, камелии, розалии и рододендроны. Третий тип пейзажа - идиллический, или романтический, - навевал легкую грусть. Здесь основным элементом мог быть небольшой островок с хижиной рыбака или ажурная ода на скале, выгнутый мост и ветви плакучей ивы, склоненные к воде. Создание различных типов пейзажей было возможно благодаря большому разнообразию композиционных приемов, умелому использованию законов воздушной перспективы, эффектов, сопровождающих смену времен года. К этому времени относится и появление первых теоретических исследований, способствовавших разработке стройной системы искусства паркостроения.
Специальный подбор деревьев и кустарников помогал достичь определенных целей. Так, четкие сплошные ряды стройных кипарисов в общем ансамбле парка или сада подчеркивали величественность окружающей обстановки, вечнозеленые, хвойные и лиственные породы деревьев создавали иллюзию естественных горных лесных пейзажей.
Вода - обязательный элемент каждого китайского сада. Водоемы покрывали большие площади. Вода омывала искусственно созданные острова и полуострова с узкими изогнутыми перешейками. Большие водные пространства, обогащая парковый пейзаж, позволяли применять многоплановые композиционные решения с использованием воздушной перспективы и архитектурных сооружений на берегах.
Включение в композицию парков водных пространств требовало строительства каменных и деревянных мостов различных размеров. Китайские зодчие возводили их с подлинным искусством. Особенно хороши "горбатые", или "верблюжьи", мостики, в которых арка вместе с отражением в воде составляет замкнутый круг, своеобразную раму, выделяющую часть пейзажа. Большой интерес представляли и зигзагообразные мостики, устраиваемые как на воде, так и на суше. Они ориентировали зрителя на главные элементы пейзажа.
Строительство живописных по цвету и изящных по архитектуре павильонов - излюбленный архитектурный прием в оформлении садов и парков Китая. Особенно часто павильоны размещали у воды. Йодное пространство и свежесть в жаркое летнее время способствовали хорошему отдыху. Не только архитектура, но и названия павильонов и беседок должны были вызывать определенные чувства: "Павильон созерцания и воспоминания", "Беседка, омываемая ароматом леса", "Беседка ожидания инея" и т. д. В парках Китая широкое распространение имели павильоны с пристроенными к ним крытыми галереями, которые связывали отдельные павильоны в единый комплекс. Интересный прием садово-паркового искусства Китая - соединение различных парковых комплексов с помощью проемов в каменных стенах, так называемых проникающих окон. Обычно ажурное заполнение проемов каменных стен было изготовлено из мягких пород камня техникой резьбы, достигшей в Китае высокого уровня развития. Иногда проем оформляли только по контуру, и он был как бы рамкой для пейзажа, находящегося за пределами павильона или стены. К декоративным парковым сооружениям относятся и ворота "пайлоу", начало строительства которых уходит в глубокую древность. Ими были украшены императорские дворцы, места погребений, храмы, монастыри, городские улицы. Своеобразные по архитектуре, являющиеся эффективным композиционным средством, "пайлоу" нашли применение и в парковом строительстве.
Парки Китая известны также большим количеством и разнообразием скульптурных форм, чаще всего львов, курильниц, стел и хуацян - небольших кирпичных стенок со скульптурными украшениями и черепичными крышами. Скульптурные произведения в значительной степени способствовали созданию целостных ансамблей. Они были связующим звеном между грандиозными зданиями и изящными, легкими по своим формам беседками, павильонами, галереями.
На основании этого краткого обзора можно сделать следующие выводы. Садово-парковые ансамбли Китая были трех видов: крупные императорские парки, сады монастырей и храмов и небольшие сады при жилых домах. Идеологическая основа садово-паркового строительства - религиозные верования китайского народа, связанные с одухотворением сил и явлений природы (конфуцианство и даосизм). Композиция парков основана на творческом воссоздании природных ландшафтов Китая с применением следующих принципов: инь - действовать в зависимости от местных условий, цзе - максимально использовать окружающую природу; определять главное и второстепенное; применять контраст - большое и малое, светлое и темное, широкое и узкое, высокое и низкое; в малом добиваться большого эффекта; стремиться к достижению гармонии пропорции и последовательному раскрытию видов; учитывать фактор времени при восприятии пейзажа. Характерные особенности садово-паркового строительства Китая - активное использование камней; обилие водных поверхностей; большое количество и продуманное размещение малых архитектурных форм; тщательный подбор декоративной растительности для создания определенного, заранее продуманного пейзажа.
Садово-парковое искусство Японии
Садово-парковое искусство Японии не имеет столь древних традиций, как в Китае. Поэтому во времена проникновения буддизма в Японию (через Корею) многое было заимствовано у китайских строителей парков. Но по духу японские садово-парковые ансамбли отличаются от китайских, и прежде всего потому, что японцы отточили до филигранного мастерства искусство создания миниатюрных ландшафтов. Для Японии характерен теплый влажный климат, две трети площади страны покрыты лесами. В лесах растут сосна, японский кедр, кипарис, криптомерия, можжевельник, туя, тис, дуб, бамбук, магнолия, азалия, аукуб. Ярко выраженный рельеф и изрезанная береговая линия дополняют живописность ландшафта. Первые сады появились в VII в.
Одним из упоминаемых в исторических документах был сад дворца императрицы Суйко. Можно считать, что особая система создания японского сада сложилась к 714 г., когда была построена столица Хейан, впоследствии город Киото. В это время (VIII-XII) были созданы сады под названием "озера и острова", связанные с особым стилем светской архитектуры - синуэн. Они очень напоминают китайские сады, являющиеся прообразом японского пейзажного садостроения. Этот стиль возник в процессе дворцового строительства и иногда называется также "дворцовым стилем". Он имел массу условностей и диктовал создателям пар-кок обязательное наличие определенных композиционных приемов. Сады были яркими и красочными, залиты солнцем и играли немаловажную роль в церемониальной общественной жизни не только императорского двора, но и аристократии. В те времена сад совсем не предназначался для созерцательного любования им. Позже, когда фактической резиденцией правителей Японии (сегунов) стало селение Камакура (1192-1333), эстетические понятия японского общества претерпевают существенные изменения. Большое влияние на всю японскую культуру, в том числе и на искусство паркостроения, начинает оказывать учение буддийской секты дзэн, которая считала, что единственный источник познания истины - интуиция. Длительное созерцание и самоуглубление, по учению дзэн, могло привести к внезапному озарению - пониманию истины Будды. Но так как эту истину нельзя выразить словами, то наиболее точное ее воплощение достигается в искусстве в момент вдохновения, творческого порыва художника.
В этот период в японской культуре были выработаны три основные категории: син, гё, со. Их применяли в каллиграфии, в икебана и в садово-парковом искусстве. Относительно японского сада категория син предписывала полный набор элементов сада, правду, точность; категория гё - полусимволическую трактовку сада, сжатость, лаконизм; категория со - чистую символику, предельно сжатую, но выразительную форму. Примером может быть "сухой сад", в котором вместо воды главную роль играют песок, камень. Для создания такой сложной садовой системы большое значение имели теоретические разработки по садово-парковому искусству. Самая давняя книга о садах "Сэндзай Хисе" относится к Хэйанскому периоду. В XIII в. появились теоретические сочинения по садовому искусству Иошитзуке Гокийоки, основанные на теории контрастов. В жизнь проводилась идея контрастов двух сил - активной и пассивной. Высокий камень - активное, господствующее начало, лежащий камень - пассивное. Они должны быть противопоставлены. Так, по теории контрастов, около развесистого дерева непременно надо ставить высокий фонарь. Выдающимся мастером и теоретиком садово-паркового искусства был монах Кокуси Мусо (1276-1351), известный также как Сосеки, прославившийся устройством садов с меняющимися пейзажами. Этому выдающемуся представителю школы Тэкр-надзи приписывают создание знаменитых садов: Сайходзи ("Сад мхов"), Тодзи-ин ("Сад воды"), Миесидзи ("Сухая водная гладь"). Позже Соами (1459-1525) в руководстве "Цукияма сансуй дэн" ("Предание о садах") еще более конкретизировал учение о контрастах, разработав 12 стилей простых и морских пейзажей. Например, скалисто-морской стиль требовал высокого водопада, деревьев, разбитых грозой, и морских камней на берегу; стиль трав - круглых холмов и плоских камней, узловатых сливовых деревьев на берегу водоема. Практически эти стили способствовали созданию садов двух типов: холмистого (Цукияма) и плоского (Хи-ракива). К этому времени восходит начало учения о типах ландшафтов, которое в современном паркостроении является общепринятым и играет большую роль при разработке композиции парков. Основой каждой композиции были камни. Теория выделяла 138 главных типов камней: озерные и речные, камни, делящие поток, камни-тропинки, лежачие и т. п. В небольших композициях можно было ограничиться пятью камнями. Лучший пример типа сада, возникшего под влиянием идей секты дзэн,- "Сад камней" при монастыре Рёандзи в Киото, создателем которого считается знаменитый монах-художник Соами. Единственное украшение этого небольшого сада (218,8 м2), замкнутого с трех сторон невысокой каменной стеной,- асимметрично расположенные 15 камней различной формы. В саду нет ничего изменяющегося - растущего и увядающего,- но он не кажется застывшим и мертвым. Сад вызывает все новые и новые впечатления. В зависимости от времени дня и года изменяются освещенность камней, густота отбрасываемых ими теней, величина, оттенок и фактура каждого камня и т. п. Старинный японский сад не знал газона. Вместо него была плотно утрамбованная сырая земля. Ее часто покрывали серебристо-белым или золотистым песком, который украшали бороздками, иногда в виде сложных узоров. Для ходьбы использовали плоские камни, образующие дорожку. Главное архитектурное сооружение - жилой дом, храм - находилось в центре сада. Создатель парка стремился найти для сооружения такую территорию, чтобы из любой ее точки открывались виды на самые лучшие уголки. В зависимости от общего размера сада устанавливали пропорции отдельных компонентов, входящих в общую композицию. Деревья и кустарники подбирали прежде всего по контрастности расцветки, отдавая предпочтение вечнозеленым. Японцы также всегда любили вишню сакуру, персиковые деревья за их красоту во время весеннего цветения, клен за красочное великолепие пурпурной осенней листвы. Нередко поблизости от дома высаживали банановые деревья специально для того, чтобы во время дождя слушать "музыку капель" и дополнять зрительные впечатления слуховыми. Японские садостроители часто использовали эффект журчащей воды. При этом лучшим вариантом был быстро текущий ручей, впадающий в озеро, напоминающее в плане спину черепахи. В центре картины находился водопад. Переходами через маленькие ручьи служили дорожки из плоских камней. Если воды не было, строители создавали сухой ручей, дно которого посыпали песком и оформляли так, будто он наполнен водой.
На садовое искусство Японии особое влияние оказала чайная церемония (тя-но-ю). Сначала чаепития проводили только в дзэнских монастырях, но в XVI в. они превратились в особые торжественные церемонии, проводимые в небольших садах, имевших чайные павильоны. Во время чайной церемонии руководствовались принципом саби (простой), который требовал умения в простых формах выражать сложное и многогранное содержание. Этот обычай был своеобразным протестом против вычурной искусственности аристократии. Участники чайной церемонии проходили через сад с густой растительностью по тропинкам из плоских камней. Основное назначение сада - способствовать сосредоточенности и самоуглублению.
Поэтому в чайном саду не было ничего, что нарушало бы спокойное расположение духа. Основные элементы чайного сада - тропинка из камней, водоем для умывания, колодец, каменный фонарь, то есть все необходимое для проведения церемонии. Скрытый смысл церемонии - развитие тончайшей эмоциональной реакции на естественную красоту природы и произведения искусства. Примером такого сада может быть чайный сад во дворце Хидэеси (1536-1598).
Устройство садов на небольшой территории отточило искусство выращивания карликовых деревьев - бонзай. С помощью специального режима поливки, того или иного состава почвы японцы выращивали деревья и кустарники нужного размера и формы, с определенным оттенком листвы. Стопятидесятилетние деревья, скалы и камни, модели дворцов и храмов - все это могло поместиться на блюде и украсить любой интерьер.
Японский народ отличается необыкновенной любовью к цветам. В Японии уже шесть столетий совершенствуется искусство создания художественных композиций из цветов - икебана. Икебана - термин, который не переводится. Наиболее точно его можно передать так: "сохранение цветов во второй жизни".
Основу композиции икебана составляют сочетание линий и контраст красок. Цветочные композиции помещают в специальную нишу (токонома), которая раньше была в каждом доме.
В заключение о садово-парковом искусстве Японии можно сказать следующее. При всем многообразии японских садов их разделяют на три основных типа: "дворцовые сады", или сады "острова и озера", плоские или холмистые сады храмов и жилых домов и "чайные сады". Идеологической основой строительства садов Японии была буддистская философия, проповедовавшая равновесие между активными и пассивными силами природы. Строители садов руководствовались теоретическими предписаниями Гокийоки, Соами, Мусо, положивших начало учению о ландшафтах. Композиции садов Японии были основаны на принципах: син, гё и со. Создатели парков стремились к естественному равновесию и гармонии свободного и заполненного пространств; они отдавали предпочтение мягкости общего тона, в частности гармонии матового зеленого или серого общего тона. Эти тона излучают ту особую прелесть, которой отличаются произведения искусства, выдержавшие испытание временем, например изделия из почерневшего от старости серебра. В садово-парковом искусстве мох, покрывший скалы и деревья,- это последний, одобряющий штрих природы. Из характерных приемов садово-паркового строительства Японии необходимо отметить такие: использование мотивов или тем, подсказанных природой; включение в композиции озер и потоков, камней; подстрижка деревьев.
Задание: по заданию преподавателя нарисовать план китайского или японского сада (приложение 5).
Контрольные вопросы:
1. Особенности китайского садово-паркового искусства. Основные черты китайских парков.
2. Садово-парковое искусство Японии, отличия от китайского паркостроения.