Тема 9. «В мире вечного»
Бывает так, что природа настраивает вас на высокую волну размышлений, на строгий торжественный лад. Подробности и частности данной местности вдруг охватят на второй план и теряют для вас свою значительность. Земля же предстает как часть мироздания — вечного, незыблемого, таинственного. Резко меняется масштаб вашего восприятия природы. Теперь она несколько подавляет своим величием, отстраненностью. И вы уже не можете наделять природу, как обычно, своими повседневными, преходящими чувствами — пе-
чалью, радостью, тревогой. Не можете быть с нею как бы «на равных».
Общаясь с миром вечного, человек мыслит иными, возвышенными категориями, вступает в область высоких нравственных и философских откровений. Такое восприятие природы заставляет увидеть ее необычно. Преображаются земля и небо, иными становятся их взаимосвязь и само понимание пространства. Космичность земли явственнее проступает в пустынных местностях с открытыми горизонтами. Но ощущение вечного, если оно родилось в вас, может быть связано с самыми разными мотивами — грядой холмов, небом, большим пустырем на окраине города, самим городом, если воспринимать его сверху, и т. д.
Выполните пейзаж или цикл пейзажей с натуры или без нее, в тоне или цвете и постарайтесь выразить ваше понимание вечного. Может быть, работа над этой темой побудит вас искать новые, непривычные формы выражения.
УПРАЖНЕНИЯ*
Выберите и попробуйте осуществить сначала какое-то одно, а потом и другие упражнения. Не огорчайтесь, если самые первые ваши попытки создания объемно-пространственных композиций окажутся не совсем удачными. Такая работа требует известного опыта. Вооружитесь терпением. Скоро ваша неприспособленность к новому натурному материалу пройдет, и вы будете общаться с ним увереннее. Если наши упражнения полюбятся вам и вы почувствуете вкус к такой композиционной работе — выполняйте предложенные упражнения по мере возможности.
Упражнение 1. На ровной или неровной поверхности-основании устройте вертикальную, легкую по ощущению постановку. Пусть она выразит рост взаимосвязанных или отдельно стоящих форм. Назовите ее для себя «Гимн солнцу». Расположите постановку так, чтобы, выполняя эскиз, смотреть на нее чуть снизу.
Упражнение 2. Расположите формы на плоской поверхности так, чтобы создавалось ощущение их спокойного, замедленного по ритму существования. На этот раз устройте постановку внизу так, чтобы смотреть на нее сверху. Компози-ция ваша будет называться так: «Спят корабли в затоне».
" На с. 17—19 рассказано об упражнениях и специальной натуре, нужной для работы. На с. 28—30 можно прочесть о работе над постановкой натюрморта.
Упражнение 3. Работая над постановкой, организуйте подсветку при помощи переносной лампы. Меняя расположение форм, поищите такую их группировку и такое освещение, которые дадут интересное расположение теней на поверхности основания — плоской или ступенчатой. Тема вашей композиции: «Южный городок».
Упражнение 4. Устройте постановку, выражающую беспокойное движение, скопление, сутолоку форм. Воспользуйтесь подсветкой, и пусть она поможет вам усилить впечатление беспокойства. Назовите свою работу «Причудливый мир камней и скал».
Упражнение 5. Придумайте такую композицию, где в пространстве будет жить какая-то одна вертикальная форма или несколько тесно сгруппированных форм. Найдите такое соотношение их к окружающему пространству, которое лучше выразит ощущение одиночества, 'заброшенности. Назовите упражнение «В пустынном краю».
Упражнение 6. Поищите силуэтное решение. Найдите ритмическое расположение вертикальных форм на фоне бумажного экрана, подсветите его сзади. Ваша тема: «Лунный свет за деревьями». В этом случае можно использовать рулончики бумаги разной высоты, надрезав их у основания звездочкой и наклеив на картонные плашки. Для такой постановки вам могут пригодиться и свечи.
НАТЮРМОРТ
Сначала поговорим о постановках, потому что этот вид композиционной работы очень важен для художника. Между тем учащиеся повышенного курса, казалось бы, имеющие уже немалый опыт в устройстве постановок, редко радуют нас композиционными удачами в натюрмортах. Особенно обидно, когда вялое, банальное и лишь внешне благополучное устройство натуры принадлежит способному живописцу или одаренному рисовальщику.
Чем опытнее художник, тем углубленнее ведет он работу над постановкой. Иногда она состоится далеко не сразу. Тут торопливость может обернуться большим творческим просчетом, поэтому художник так долго переставляет с места на место предметы, двигает их, заменяет одно другим, что-то добавляет, от чего-то отказывается, ищет нужное освещение, свое место по отношению к натуре и т. д. Непосвященному человеку такое топтание или метания художника вокруг постановки могут показаться странными (почему же так бесконеч-
но долго?). Но он занят серьезнейшим делом: уточняет свой замысел и как бы примеривает натуру к себе, к своей идее, даже прикидывает решение будущего натюрморта. Он творит, думает.
Художник вживается в постановку, стараясь почувствовать ее и со стороны и как бы изнутри, понять те сложные взаимоотношения, те связи, которые образует между предметами их соседство. Когда-то прекрасный педагог ЗНУИ Василиса Ивановна Губарева написала статью о композиции. Там есть хороший пример, приведем его: «...У предметов тоже есть характер, как и у людей. Например, чайники. Вспомните, какие вам приходилось видеть чайники. Одни могут быть маленькими, щеголеватыми, другие громадными, добродушными; могут быть сверкающими модниками, а могут (быть прокопченными, перевязанными веревочкой чайниками-старичками. И взаимосвязь между предметами бывает такой же, как и между людьми. Попробуйте один и тот же предмет поставить в различные компании. Поставьте, например, тот же чайник сначала среди маленьких чашечек на столе, а потом на полу среди бидонов, ведер и т. д. Здесь разница не только в том, что он будет выглядеть то маленьким, то большим, но различными будут и взаимоотношения предметов. Среди чашек чайник важно подбоченится, будет выглядеть господином, царем. Во второй же компании он будет чувствовать себя затерянным, маленьким, обиженным — «бедным родственником»*.
Не всегда художник в образном раскрытии натуры вот так очеловечивает для себя предметы, но в постановке они действительно наделяются для него новыми чертами и качествами. Это уже не просто тот или иной бытовой, утилитарный предмет, но и нечто иное — воплощение творческой мысли художника в произведении. Предметы могут многое рассказать о жизни людей, о своих хозяевах, но прежде всего они говорят о самом художнике, его настроении, чувствах и мыслях.
Важно понять, что после первой, может быть, еще отвлеченной идеи этот рассказ начинает осуществляться именно в работе над постановкой, когда происходит осознание начальной стадии замысла. Еще нет рисунка, еще нет живописи, но в художнике уже живет их предчувствие. И если он творчески работает над постановкой, она подсказывает ему многое. В том числе иногда и способ работы, очень существенные его стороны. Потому что одна постановка может настроить на большой, другая — на маленький размер рисунка или этюда.
* О развитии творческих способностей самодеятельных художников. Сборник. М., «Советская Россия», 1976, с. 123—124.
Одну захочется писать маслом, а для другой понадобится пастель, черная гризайль или перо. Постановка часто диктует и формат работы, а сильное ощущение данной формы и данного пространства может определить потребность в той или иной густоте или прозрачности красочного слоя, штрихах, мазке и т. д.
В работе над постановкой существенно и простое физическое общение с предметами. Вы держите их в руках, ощущаете их формы и материальность, тяжесть или легкость, плотность, упругость, податливую мягкость, гладкость или шероховатость и т. п. И это живое ощущение остается в вас и потом помогает в работе.
Каждый художник по-своему обходится с натурой. Один чувствует потребность резко менять характер постановок, другой сознательно ограничивает себя небольшим кругом натуры, уже знакомой в работе. Он вновь и вновь обращается к ней, все глубже постигая себя, свою идею. Так могут возникнуть очень близкие по характеру композиции, однако каждая из них будет неповторимой.
Увлекательны постановки из подобных, сходных, почти одинаковых или одинаковых предметов. Тут они нередко совсем утрачивают свою бытовую суть, прямую причастность к повседневной жизни и становятся материалом для создания композиционных ритмических структур. Такие работы, подобно стихам или музыке, обретают особый пластический язык и могут вызвать самые возвышенные мысли и чувства, как их вызывают и более сложные по живописно-ритмическим структурам произведения.
Мы предложим вам различные задания и разные формы работы с натурой. Не торопитесь с выбором темы. Не останавливайтесь на той или иной из них лишь потому, что постановка оказывается для вас легко доступной и все нужные предметы под рукой. Выберите то, что вызывает в вас больший эмоциональный отклик, большее желание. Может быть, поначалу такое желание покажется даже неосуществимым, но все-таки попытаться стоит. В этом случае при большой заинтересованности вы и нужные предметы разыщете или замените их так, что постановка только выиграет от такой замены.
Напоминаем, что каждую тему, каждый из предложенных вариантов вы вправе повернуть как-то по-своему. Более того, наша тема и ее изложение могут натолкнуть вас и на что-то совсем отличное от предложенного нами в задании.