Становление российского дизайна

Если в Западной Европе формирование дизайна в на­чале нашего века стимулировалось прежде всего стрем­лением промышленных фирм повысить конкурентоспо­собность своих изделий на рынке, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искус­ствоведов).

Наряду с различными авангардными художественны­ми течениями в послереволюционной России нарождается движение "Производственное искусство", уходящее корнями в футуризм начала ХХ века и проявляющееся в объединении искусства и техники. С производственным ис­кусством связаны такие имена художников-авангардистов, как А.Родченко, Эль Лисицкого, В.Татлина.

Его сторонники отрицали старое стан­ковое искусство, провозглашая новое искусство, как «но­вую форму практической деятельности». Движение это зародилось вне промышленной сферы: с одной стороны, оно опиралось на художников левых течений, которые в про­цессе формально-эстетических экспериментов "выходили" в предметный мир, а с другой - на теоретиков. Поэтому производственное искусство носило ярко выраженный социально-художественный ха­рактер. Один из теоретиков Производственного искусства Б.Арватов назы­вал искусство «высшей квалификацией мастерства». Художественную деятельность он обычно отождеств­лял с формообразующей деятельностью. Отсюда - чем ква­лифицированнее сделана вещь, тем она художественнее.

Теоретик производственного искусства Б.Кушнер приходит к выводу, что художник должен войти в производство, заменив в нем ин­женера, став «художниками-инженерами». Фак­тически это стало первым теоретическим обоснованием за­рождающейся, принципиально новой проектной культуры, получив­шей позднее название «дизайн».

Однако работа в промышленности — эта новая область деятельности ху­дожника — не сразу приобрела в нашей стране систематический характер. В первые годы после окончания гражданской войны перед государством стояли другие, более неотложные задачи скорейшего возрождения про­мышленного потенциала страны, восстановления разрушенных фабрик и за­водов. Напряженный ритм первых пятилеток, а затем Великая Отечествен­ная война также не способствовали широкому и систематическому привле­чению художника на производство.

Началом организованного дизайна можно считать первые послевоенные годы. Появляются орга­низации, ведущие работы по художественному проектированию промышленных изделий на основе использования наиболее ценных достижений 20-х годов.

У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художествен­ное конструирование» - процесс проектирования, «промыш­ленное искусство», «техническая эстетика» - сфера дея­тельности. И специалист-дизайнер именовался как «худож­ник-конструктор», ведущий институт дизайна - "Всесоюз­ный научно-исследовательский институт технической эс­тетики", а самый популярный в 60-80гг. XX в. отечествен­ный журнал по дизайну - «Техническая эстетика».

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН

После 1917 г. в молодой советской стране была осуще­ствлена реорганизация системы художественного образования. Во многих городах были созданы учебные за­ведения нового типа - Свободные государственные художе­ственные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мас­терской избранного им руководителя.

В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем в 1920 году были слиты во ВХУТЕ­МАС - Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художествен­но-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его основе созданы Высший архитектурно-строительный ин­ститут, Московский полиграфичес­кий институт, Художественный факультет Московского текстильного института.

Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников - мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессиональ­но-технического образования".

ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, метал­лообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факульте­тов - живописного, скульптурного.

Деревообделочный и металлообрабатывающий фа­культеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе под­готовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров ("инженеров-художников"), шел сложный про­цесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в фор­мировании этой сферы творчества, метода дизайн проектирования.

Обучению студентов на всех факультетах предшество­вала общая художественная подготовка. Преподавание в Мастерских велось по направлениям: графи­ческий, плоскостно-цветовой, объемно-пространственный, пространственный. Дисциплины: "Графика", "Цвет", "Объем" и "Пространство" преподавались студентам всех специализаций.

Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод проек­тирования. Его автор Н.Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно-простран­ственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме, и лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Такой метод помогал расковать фантазию на этапе выработки новых приемов средств вы­разительности.[4]

В 1957 г. был создан Международный совет организаций индустриально­го дизайна (ИКСИД). В его задачу входит содействие развитию художест­венного конструирования во всем мире, выработка согласованного пони­мания социальных целей и задач дизайна, повышение уровня профессиональ­ной подготовки художников-конструкторов. С 1965 г. членом этой органи­зации в лице ВНИИТЭ стала наша страна

На Генеральной ассамблее ИКСИДа, состоявшейся в Лондоне в 1969 г., определена формулировка дизайна. «Согласно ей дизайн — это творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной пред­метной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека».[5]

Литература

Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Моделирование материалов и биоформ. Киев. «Вища школа»., 1982

Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов.- М., «Союз дизайнеров», 2002.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М., Издательский центр «Академия», 1999

Наши рекомендации