Становление российского дизайна
Если в Западной Европе формирование дизайна в начале нашего века стимулировалось прежде всего стремлением промышленных фирм повысить конкурентоспособность своих изделий на рынке, то в дореволюционной России подобный заказ со стороны промышленности еще не был сформирован, не было его и в молодой Советской республике. Советский дизайн берет свои истоки в левых течениях художников и теоретиков (социологов и искусствоведов).
Наряду с различными авангардными художественными течениями в послереволюционной России нарождается движение "Производственное искусство", уходящее корнями в футуризм начала ХХ века и проявляющееся в объединении искусства и техники. С производственным искусством связаны такие имена художников-авангардистов, как А.Родченко, Эль Лисицкого, В.Татлина.
Его сторонники отрицали старое станковое искусство, провозглашая новое искусство, как «новую форму практической деятельности». Движение это зародилось вне промышленной сферы: с одной стороны, оно опиралось на художников левых течений, которые в процессе формально-эстетических экспериментов "выходили" в предметный мир, а с другой - на теоретиков. Поэтому производственное искусство носило ярко выраженный социально-художественный характер. Один из теоретиков Производственного искусства Б.Арватов называл искусство «высшей квалификацией мастерства». Художественную деятельность он обычно отождествлял с формообразующей деятельностью. Отсюда - чем квалифицированнее сделана вещь, тем она художественнее.
Теоретик производственного искусства Б.Кушнер приходит к выводу, что художник должен войти в производство, заменив в нем инженера, став «художниками-инженерами». Фактически это стало первым теоретическим обоснованием зарождающейся, принципиально новой проектной культуры, получившей позднее название «дизайн».
Однако работа в промышленности — эта новая область деятельности художника — не сразу приобрела в нашей стране систематический характер. В первые годы после окончания гражданской войны перед государством стояли другие, более неотложные задачи скорейшего возрождения промышленного потенциала страны, восстановления разрушенных фабрик и заводов. Напряженный ритм первых пятилеток, а затем Великая Отечественная война также не способствовали широкому и систематическому привлечению художника на производство.
Началом организованного дизайна можно считать первые послевоенные годы. Появляются организации, ведущие работы по художественному проектированию промышленных изделий на основе использования наиболее ценных достижений 20-х годов.
У нас в стране до последнего времени для обозначения понятия «дизайн» использовались термины: «художественное конструирование» - процесс проектирования, «промышленное искусство», «техническая эстетика» - сфера деятельности. И специалист-дизайнер именовался как «художник-конструктор», ведущий институт дизайна - "Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики", а самый популярный в 60-80гг. XX в. отечественный журнал по дизайну - «Техническая эстетика».
ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН
После 1917 г. в молодой советской стране была осуществлена реорганизация системы художественного образования. Во многих городах были созданы учебные заведения нового типа - Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). Основной идеей их создания был отход от академических методов обучения, введение новой системы организации индивидуальных мастерских. Каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя.
В Москве на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи ваяния и зодчества были созданы соответственно Первые и Вторые СГХМ, которые затем в 1920 году были слиты во ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские. В 1927 году они были реорганизованы в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН). В 1930 году на его основе созданы Высший архитектурно-строительный институт, Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института.
Целью ВХУТЕМАСа была "подготовка художников - мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования".
ВХУТЕМАС состоял из восьми специализированных факультетов: архитектурного, деревообделочного, металлообрабатывающего, полиграфического, текстильного и керамического, а также чисто художественных факультетов - живописного, скульптурного.
Деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь в ходе подготовки первого отечественного отряда дипломированных дизайнеров ("инженеров-художников"), шел сложный процесс поиска и уточнения сферы дизайна и профиля деятельности дизайнера, уяснения роли дизайнера в формировании этой сферы творчества, метода дизайн проектирования.
Обучению студентов на всех факультетах предшествовала общая художественная подготовка. Преподавание в Мастерских велось по направлениям: графический, плоскостно-цветовой, объемно-пространственный, пространственный. Дисциплины: "Графика", "Цвет", "Объем" и "Пространство" преподавались студентам всех специализаций.
Во ВХУТЕМАСе был введен макетный метод проектирования. Его автор Н.Ладовский считал, что будущий архитектор должен учиться мыслить объемно-пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объеме, и лишь затем переносить отработанную в объеме композицию на бумагу. Такой метод помогал расковать фантазию на этапе выработки новых приемов средств выразительности.[4]
В 1957 г. был создан Международный совет организаций индустриального дизайна (ИКСИД). В его задачу входит содействие развитию художественного конструирования во всем мире, выработка согласованного понимания социальных целей и задач дизайна, повышение уровня профессиональной подготовки художников-конструкторов. С 1965 г. членом этой организации в лице ВНИИТЭ стала наша страна
На Генеральной ассамблее ИКСИДа, состоявшейся в Лондоне в 1969 г., определена формулировка дизайна. «Согласно ей дизайн — это творческая деятельность, целью которой является формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека».[5]
Литература
Волкотруб И.Т. Основы художественного конструирования. Моделирование материалов и биоформ. Киев. «Вища школа»., 1982
Михайлов С.М., Кулеева Л.М. Основы дизайна. Учебник для вузов.- М., «Союз дизайнеров», 2002.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Учебное пособие для студентов пед. вузов. М., Издательский центр «Академия», 1999