Условия возникновения дизайна

Государственное образовательное учреждение

Красноярский краевой колледж культуры и искусства

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

Курс лекций

Составитель: Вамбольдт Е.А.

Минусинск

Государственное образовательное учреждение

Красноярский краевой колледж культуры и искусства

Предметно-цикловая комиссия декоративно-прикладного творчества

ОСНОВЫ ДИЗАЙНА

Курс лекций

По специальности 071302 «Социально-культурная деятельность и

Народное художественное творчество»

Специализации «Декоративно-прикладное творчество»

Минусинск

Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии

« » 2006 г., протокол №

Председатель ПЦК: Н.И.Чапурина

Составитель: Е.А.Вамбольдт

ВВЕДЕНИЕ

Среди предметов художественно-эстетического цикла одно из важных мест занимает дизайн.

Формируясь и совершенствуясь на протяжении развития культуры человеческого общества и самого человека, дизайн стал дисциплиной, изучаемой в системе среднеспециального и высшего образования, наряду с изобразительными и декоративно-прикладными дисциплинами. При освоении дизайна основное внимание обращается на изуче­ние правил, приемов и средств композиции, цветоведения, основ формооб­разования, моделирования, макетирования и комплексного проектирования. Упражнения с двухмерным и трехмерным пространством закрепляют знание категорий композиции, а главное, развивают ощущение ритма, глубины про­странства, движения и др.

«Одна из характерных черт культуры настоящего времени — все пронизывающая проектность. Обучение основам дизайна должно осуществляться во взаимодействии с обучением изобразительной грамоте как средством выражения проектной идеи, художественного образа. Художественное проектирование любой вещи требует умения рисовать, чертить, моделировать из бумаги, картона, лепить из глины или пластилина. Кроме того, необходимы знания теоретического курса рисунка, композиции, ДПТ, черчения, лепки, моделирования. Особое внимание при этом обращается на раздел «Цветоведение» и такие вопросы, как свойства цвета, его прикладные воз­можности в формировании предметной среды»[1]

Цель курса лекций научить пониманию языка дизайнера, умению пользоваться основными принципами и приемами дизайнерского проектирования для достижения художественного выражения в творчестве, развить способность соединять воедино назначения, функцию, художественное воплощение той или иной идеи.

По прохождении курса студенты должны иметь основные понятия о целях, задачах и возможностях решения своих идей в художественном оформлении и в дизайне, как на графическом уровне, так и посредством языка пластического и объемного моделирования.

Согласно учебному плану на прохождение курса «Основы дизайна» отводится 64 часа (7-8 семестры).

Большая часть материала изложена в форме лекций, закрепляемых самостоятельными теоретическими и практическими заданиями. Весь курс состоит из 17 разделов, имеющих сквозную нумерацию, объединенных для простоты изложения и систематизации материала в 7 больших лекций (тем). В качестве закрепления лекционного материала проводятся устные или письменные опросы. Значительная часть времени (весь 8 семестр) уделена освоению основ графического дизайна и методам художественно-оформительского искусства. Здесь в качестве основного метода обучения используются самостоятельные практические задания, чередующиеся с лекционными занятиями. Целью практической части курса является умение использовать полученные теоретические знания в выполнении работ по составлению эскизных проектов, макетов; грамотно использовать цвет и композицию в графических работах и моделях, самостоятельно разработать проект иллюстрации и обложки книги.

В ходе работы с данным курсом возможна некоторая корректировка. При составлении календарных планов можно вносить обоснованные изменения в содержание, последовательность изложения материала, не нарушая логики изложения и требований к уровню подготовки выпускников, определённых государственным образовательным стандартом.

Содержание

Лекция 1. Дизайн. Основные понятия и история развития.......................................................... 5

1. Основные понятия и история развития дизайна....................................................................... 5

Лекция 2. Специфика и виды современной дизайнерской деятельности................................ 13

2. Специфика проектно-художественной деятельности дизайнера.......................................... 13

3. Виды современной дизайнерской деятельности..................................................................... 16

Лекция 3. Дизайн и современная техника. Особенности конструирования объектов дизайна 23

4. Дизайн и современные материалы............................................................................................ 23

5. Дизайн и современные технологии.......................................................................................... 26

6. Особенности конструирования объектов дизайна.................................................................. 29

Лекция 4. Дизайн и человек............................................................................................................ 35

7. Эргономика как основа дизайн-проектирования.................................................................... 35

8. Мода и стиль в дизайне.............................................................................................................. 38

Лекция 5. Проектный язык дизайнера. Дизайн-проект и его стадии......................................... 42

9. Объемно-графические средства моделирования объектов дизайна...................................... 42

10. Дизайн-проект и его стадии....................................................................................................... 44

Лекция 6. Цвет и композиция в дизайне....................................................................................... 47

11. Цвет в формообразовании объектов дизайна.......................................................................... 47

12. Композиция в дизайне................................................................................................................ 54

Лекция 7. Графический дизайн.................................................................................................... 56

13. Основные виды графического дизайна.................................................................................... 56

14. Художественно-оформительские материалы........................................................................... 57

15. Шрифты в художественно-оформительском искусстве......................................................... 74

16. Искусство оформления книги................................................................................................... 79

Заключение....................................................................................................................................... 84

Литература........................................................................................................................................ 85

Библиографический список

Лекция 1. Дизайн. Основные понятия и история развития

План лекции:

1. Основные понятия и история развития дизайна........................................................................ 6

1.1 Понятие "Дизайн"............................................................................................................................. 5

1.2 Условия возникновения дизайна.................................................................................................... 6

1.3 У истоков современного дизайна................................................................................................... 7

1.4 Становление российского дизайна............................................................................................... 10

1.5 ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН............................................................................................................... 11

Основные понятия и история развития дизайна

Дизайн стал феноменом художественной культуры XX века. Появившись на рубеже XIX и XX столетий, он стремительно ворвался в нашу жизнь и превратился в один из самых распространенных и влиятельных видов проектно-художественной деятельности. И сегодня трудно себе представить какую-либо сферу человеческой деятельнос­ти, в которой бы не трудился дизайнер. Дизайн облегчает человеку работу и быт, определяя во многом стиль его жиз­ни. Он стремится к созданию максимально комфор­тной для человека среды на основе специальных научных исследований, изучения оптимальных условий жизнедея­тельности человека, его взаимодействия с современной тех­никой.

Дизайн ориентируется на передовые технологии и материалы, самые современные технические достиже­ния и веяния моды, высокие потребительские свойства выпускаемых изделий, рассчитанные на самые разнообраз­ные вкусы людей.

1.1. Понятие "Дизайн"

Свою историю слово «Дизайн» берет от итальянского "disegno"- понятие, которым в эпоху Ренессанса обознача­ли проекты, рисунки, а также лежащие в основе работы идеи. Позднее, в XVI в. в Англии появляется понятие "design", которое дошло до наших дней и переводится на русский язык как замысел, чертеж, узор, а также - проек­тировать и конструировать.

Дизайн — это проектирование объектов, в которых форма соответствует их назначению, соразмерна фигуре человека, экономична, удобна и при этом еще и красива.

Следует обратить внимание на то, что между дизайном и прикладным искусством существует тонкая связь. Их можно назвать даже двумя сторонами одной медали. Оба этих искусства направлены на создание эстетической предметной среды. Для произведений дизайна и декоративно-прикладного искусства характерны польза, прочность и красота. Как же различить эти произведения? Иногда массовость изделий считают верным признаком объектов дизайна, а уникальное творение художника относят только к декоративно-прикладному искусству. На самом деле все гораздо сложнее.

Любой предмет прикладного искусства, например, расписная шкатулка, также может выпускаться на фабрике в тиражах, близких к массовым. В свою очередь произведение дизайна тоже может быть уникальным, например, в моделировании одежды. Поэтому массовость можно считать существенным, но недостаточным и необязательным признаком дизайна. Важнее все-таки то, что предмет прикладного искусства есть прежде всего по существу объект искусства. Шкатулка даже с изъяном или неиспользуемая по назначению остается предметом искусства, в то время как неработающий станок даже с оригинальными формами — вещь ненужная, поскольку в красоте и пользе станка главенствует польза, а в шкатулке — красота ее формы и росписи.

Утилитарная (сообразующаяся исключительно с практической выгодой или пользой) направленность объектов дизайна еще один важный его признак. Следует лишь иметь в виду, что понятия «удобство», «польза» трактуются исключительно широко, не только как физическое удобство, например, для руки, но и способность создать психологический комфорт, повлиять на настроение и даже обеспечить определенные коммерческие преимущества.

Чтобы лучше понять разницу между творческим подходом художника и дизайнера, обратимся к такому примеру. Один бедный старик делал ножи для чистки картофеля и продавал их в маленьком городке. Вскоре все желающие приобрели ножи, и спрос на них упал. Старик попросил художника помочь ему. Художник расписал нож, сделал его ярким и нарядным. Несколько ножей удалось продать, но затем опять торговля встала. Тогда старик обратился к дизайнеру. Дизайнер изменил форму ножа, сделал его удобнее и, отказавшись от декора, покрасил нож в цвет картофельных очисток. Новый нож понравился покупателям. Торговля значительным образом возросла, и не только потому, что нож был более совершенным, а еще и потому, что многие случайно выбрасывали его вместе с очистками. Замысел дизайнера удался: через изменение формы и цвета была достигнута экономическая выгода.

Зарождался дизайн на пересечении нескольких видов деятельности: художественно-проектных программ, массо­вой промышленности, инженерного проектирования и на­уки. Сегодня дизайн - это комплексная проектно-художественная деятельность, объединяющая естественнонаучные, технические, гуманитарные зна­ния, инженерную мысль и художественный вымысел, направлен­ная на формирование предметно­го мира во всех без исключения сферах жизнедеятельно­сти человека.

Центральной проблемой дизайна является создание предметного мира, гармоничного и целостного, комфортного для жизни людей. Отсю­да особая важность для дизайна - это использование наря­ду с инженерно-техническими и естественнонаучными зна­ниями средств гуманитарных дисциплин - философии, куль­турологии, социологии, психологии. Все эти знания объединяются в процессе проектно-художественного моделирования предметного мира, опирающегося на образное, художественное мышление.

Условия возникновения дизайна

На протяжении всей истории развития культуры человек стремился украсить свою жизнь, сделать красивыми все необходимые ему вещи – одежду, жилище, посуду, орудия производства.

В древнем мире ремесло и искусство составляло единое понятие. Ремесленник совмещал в своем лице одновременно и художника, и техника, и изобретателя. Ремесленное производство просуществовало без особых изменений до конца XVI века, когда в производстве начали использовать машины. Ввиду особенностей и сложностей машинной техники изделия стали утрачивать свои эстетические качества, которые казались не только необязательными, но и лишними. Единство красоты и пользы нарушилось. Считалось даже, что сочетание красивого с полезным просто противоречит существу машинного производства. Иногда предметам бытового назначения все же по традиции придавали какие-то «художественные» качества, но все это было далеко от той гармоничности красоты и пользы, которые отличали изделия средневековых ремесленников.

Возникновение дизайна как особого вида проектно-художественной деятельности относят к концу Х1Хв. В услови­ях индустриального производства, конкуренции на рынке внимание производителей все больше обращалось на привлекательность и разнообразие внешнего вида выпус­каемых изделий, а также на потребительские качества про­дукции, удобство ее эксплуатации. В результате возникла необходимость в особом специалисте, способном не только создавать привлекательный внешний вид изделия, отвеча­ющий веяниям моды и запросам потребителя, но и умею­щем хорошо разбираться в конструировании и производства. Только при решении в комплексе инженерно-технических и художественных вопросов возможно создавать конкурен­тоспособную продукцию.

Вся история индустриального дизайна тесно связана с историей развития техники. Такие изобретения, как паро­вой котел, двигатель внутреннего сгорания, электромотор, воздухоплавание, создали не только новые области челове­ческой деятельности, но и стали историческими этапами в развитии дизайна.

XIX век был веком ошеломляющего прогресса. Одно техническое чудо приходило на смену другому. Век, начав­шийся дилижансами и гусиным пером, заканчивался автомобилем и пишущей машинкой. Были изобретены и созданы телеграф, телефон, граммофон – прадедушка современных музыкальных центров, радио. Люди придумали фотографию, способную делать точные изображе­ния с натуры, обходясь без художника, научились записывать и со­хранять на века человеческий голос, изобрели движущуюся фотографию - кино.

Труд ремесленника, процесс создания им формы предме­та непосредственно был связан с его изготовлением. С при­ходом века индустриализации сначала изобретатели и инженера создавали прототи­пы изделий в форме чертежей, моделей и опытных образ­цов, которые затем тира­жировались с помощью машин уже другими людьми. Таким обра­зом, на рубеже XIX-XX столетий в процессе развития произ­водства произошло разделение труда, возникла потребность в художественно-промышленном проектировании и моделировании, дизайн выделился в обособленную форму проектно-художественной деятельно­сти и стала формироваться новая профессия - дизайнер.

Наши рекомендации