Модульность конструкций в дизайне
Дизайнеры в процессе проектирования широко используют принцип вариабельности, основанный на модульности элементов формы, позволяющий как в детском конструкторе, собирать различные композиции, отвечающие тем или иным функциональным требованиям и условиям ситуации.
Сегодня вариабельность четко прослеживается практически во всех областях дизайна, связанных с большими тиражами, и, в особенности дорогостоящими изделиями длительного пользования.
При приобретении автомобиля, заказчику предоставляется возможность выбрать цвет, комплектацию, отделку и оборудование салона. Высококачественная радиоаппаратура также состоит из ряда взаимозаменяющихся блоков: проигрывателя, тюнера, магнитофона, усилителя звука, акустических систем и др. То же самое существует в дизайне мебели, одежды. Модульность конструктивных элементов является характерной особенностью современного дизайна.
Все большее распространение вариабельность получает в бытовых орудиях труда. Это всевозможные универсальные компактно складывающиеся многофункциональные приспособления и механизмы, состоящие из различных блоков, начиная от наборов отверток и ключей со сменными наконечниками, кончая насадками к универсальному электроприводу, позволяя превращать его попеременно в электрорубанок, электропилу, электролобзик, точильный круг, перфоратор, фрезерный или токарный министанок.
Широкое распространение получили также комплекты уличной мебели и оборудования из блокируемых между собой пространственных модулей - навесы, киоски, выносные витрины, торговые автоматы, телефонные будки и прочее, позволяющие формировать предметную среду разнообразных функциональных городских пространств - улиц, пешеходных зон, парков, площадей. При этом, современные гарнитуры уличной мебели позволяют создавать различные многофункциональные формы городской среды: фонарь-указатель, ограждение деревьев со скамьей, фонарь-ограда с цветочницей и др.
В современном индустриальном дизайне зачастую одна и та же конструктивная деталь используется в различных изделиях: одни и те же штампы корпусов для различных моделей компьютерной техники и радиоэлектроники, крепежные элементы. Такая взаимозаменяемость элементов, универсальность конструкций ведет к высокой экономичности производства, позволяет модернизировать устаревшие изделия заменой отдельных агрегатов, продлевая срок их службы.
Мобильность формы, возможность ее видоизменения в зависимости от конкретных условий ситуации - одна из характерных особенностей дизайна. Конструкции в дизайне должны обеспечивать такую мобильность формы изделия: откидывающийся верх у кабриолета, многопредметный перочинный складной нож, складывающийся стол-книжка, раскладной диван-кровать. Поэтому отдельные узлы общей конструкции должны быть подвижными, к ним предъявляются особые конструктивные требования.
Конструкции и бионика
Дизайнерское формообразование сегодня многие идеи черпает из окружающей нас природы, где все предельно рационально и лаконично. "В творениях природы, - как отмечает известный финский дизайнер Алвар Аалто, - формы возникают из их внутренней конструкции".
В конце 50-х годов ХХ века возникло новое научное направление, основу которого составляют исследования по моделированию различных живых систем. Появление этой науки явилось следствием развития кибернетики, биофизики, биохимии, космической биологии, инженерной психологии и др. Симпозиум в Дайтоне (США) в 1960 г. дал название новой науке — бионика (от греч. — элемент жизни). Бионика — это наука об использовании знаний о конструкциях и формах, принципах и технологических процессах живой природы в технике и строительстве.[7]
Академик В. В. Парин характеризует эту науку как целенаправленное стремление искать и находить в живой природе „образцы" для создания технических устройств. По мнению академика П. Л. Капицы, природа является лучшим „инженером-конструктором", чем человек.
Рождение бионики — не случайность. Это естественный результат диалектического развития науки и техники. Бионика позволяет объединить большой круг инженерно-технических проблем, решение которых базируется на данных биологии. Бионика направлена в основном на решение практических задач, она проникает в самые разнообразные науки, становится незаменимым их помощником, способствует их развитию и совершенствованию.
В мире все взаимообусловлено. Существуют законы, объединяющие весь мир в единое целое и порождающие объективную возможность использования в искусственно создаваемых системах закономерностей и принципов построения живой природы и ее форм.
Правомерность биодизайна предопределяется не только биологическим и техническим единством человечества и окружающего мира, но и особенностями человеческого познания. Человеческий разум в большой степени формируется под влиянием процессов, происходящих в природе.
В своей творческой деятельности человек постоянно, сознательно или интуитивно, обращается за помощью к живой природе. Для всей истории биодизайна характерно использование в промышленных изделиях чисто внешних очертаний природных форм.
Наиболее сложные этапы освоения в технике природных форм относятся к XVII веку. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс бурного развития естествознания имел самое непосредственное отношение к технике.
Рационалистическая философия, основоположником которой был Рене Декарт, также серьезно влияла на техническое формообразование. Философы-рационалисты Декарт, Локк, Ламетри и другие верили, что законы механики — универсальные законы мироздания, и распространили их на живую природу. Декарт считал, что животное есть не что иное, как машина, в отличие от человека, наделенного душой. Иногда механики преследовали идею создания искусственной жизни. Леонардо да Винчи искал принципы действия двигательного механизма животного, чтобы потом на их основе построить машину. Исходным было следующее положение: природой созданы в животном мире совершеннейшие механизмы, воплощенные в таких же совершенных формах: птице дан прекрасный летательный аппарат в виде крыльев, рыбу природа снабдила плавательным аппаратом, хвостом и плавниками. В XVIII столетии заманчивость и кажущаяся легкость проблемы, а также первые успехи автоматики привели к появлению проектов машин, основанных на заимствованиях формы животных. Но уровень науки и техники был таков, что идею эту нельзя было осуществить.
С прогрессом науки возникает объективная возможность использования процессов и связей элементов живой природы в искусственно создаваемых технических устройствах. Вряд ли можно найти такую область человеческой деятельности, которая в той или иной степени не была бы связана с бионикой. Не составляет исключения в этом отношении и творческая деятельность художника-конструктора.
В природных формах главным является конструктивно-композиционная группировка элементов, их ритмика. Каждая природная форма имеет свои, присущие лишь ей черты. Если мы как объект для изучения берем природный аналог с ярко выраженным характером, объемами и конструкцией, с элементарно простой формой, мы действительно способны почти сразу же оценить ее целостность, что поможет быстрее и с меньшей затратой времени достичь образности и пластического выражения технической формы.
Необходимость изучения биологических форм для художника-конструктора подчеркивается еще и тем, что они масштабно выдержаны и пропорционально безукоризненны, конструктивно и функционально обусловлены
Живая природа имеет тенденцию в процессе своего развития стремиться к всемерной экономии энергии, строительного материала и времени. Закон минимума в живой природе обусловлен органической целесообразностью существования. Все это привело к мысли о возможности использования закономерностей формообразования живых структур именно в конструктивном плане, а не с целью лишь каких-то формальных поисков.
Стебель бамбука при значительной высоте и предельно малом диаметре имеет абсолютную устойчивость. Ряд соединенных полых элементов трубчатого сечения делают эту конструкцию к тому же чрезвычайно легкой, утолщения и мембраны в местах соединений обеспечивают ее прочность. Эта оригинальная, созданная природой, конструкция стала прообразом современных телескопических антенн, спинингов, современных настольных ламп, способных "дотянуться" до любого участка рабочего стола.
Еще одним наглядным примером являются пчелиные соты. Это одно из примечательных творений природы в области стандартизации и унификации. Они представляют собой десятки тысяч шестигранных призм, расположенных параллельными рядами. Каждый ряд ячеек пчелы кладут с „перевязкой", как каменщики кирпичную стену. Соты изотропны — их прочность одинакова во всех направлениях. И не удивительно, что первыми заимствовали опыт пчел авиастроители для создания сверхзвуковых самолетов и ракет. Опыт пчел в сооружении сот успешно используется архитекторами и строителями в сооружении элеваторов, емкость которых увеличилась, а расход материала уменьшился на 30% и затраты труда сократились вдвое.
Подражая конструкции листа дерева, итальянский инженер Пьер Луиджи Нерви спроектировал перекрытие зала Туринской выставки. Легкая конструкция из армоцемента толщиной всего 4 см перекрыла стометровый пролет без опор. Все перекрытие пронизано креплениями, расположенными абсолютно так же, как и жилки листа.
Прототипом многих современных штампованных конструкций, таких как кузова легковых автомобилей, монолитные корпуса бытовой техники, может служить форма лепестка цветка, переменная толщина которого обеспечивает жесткость. Ярким образцом жесткой конструкции при минимальном расходе материала, является скорлупа обыкновенного птичьего яйца. Соотношение размера "перекрываемого пространства" и толщины самой скорлупы составляет тысяча к одному. Это наблюдение положено в основу формообразования самых различных оболочек в архитектуре и дизайне: от большепролетных пространственных конструкций до корпусов бытовой техники.[8]
Природная каплевидная форма с минимальной площадью поверхности и сопротивлением при перемещении положена в основу формообразования летательных аппаратов и скоростных транспортных средств - автомобилей, железнодорожных составов и др.
Применение бионики в процессе художественного конструирования развивает воображение, будит творческую мысль, заставляет думать, искать, познавать законы природы.