Шедевры античного искусства 4 страница
К. Маркс
"Художественную культуру Древней Греции называют античной (с лат., «древней»). Так стали называть греко-римскую культуру итальянские гуманисты эпохи Возрождения как самую раннюю из известных им. Понятие сохранилось как синоним классической древности и отделяет греко-римскую культуру от древнего Востока.
Историю и культуру античного мира принято делить на несколько периодов.
1. Эгейское искусство (крито-микенская культура) —
3—2 тыс. до н. э.
2. Искусство Греции — гомеровский период — XI—VIII вв.
до н. э.; архаический — VII—VI вв. до н. э.; классический —
V—IV вв. до н. э.; эллинистический — конец IV— I вв. до н. э.
3. Искусство этрусков — VIII—II вв. до н. э.
4. Искусство Рима — эпоха царей — VIII—VI вв. до н. э.;
республики — V—I вв. до н. э.; империи — I в. до н.э.—V в. н.э.
Эгейская культура, сложившаяся в бассейне Эгейского моря, охватывает о. Крит, материковую Грецию (Микены и Тиринф), побережье Малой Азии (Троя) и Кикладские острова.
Раскопки англичанина Артура Эванса на Крите (с 1900 по 1941 гг.) открыли миру неизвестную дотоле «догреческую» культуру, названную им минойской по имени легендарного царя Ми-носа.
Мощная морская держава со столицей в Кноссе создала оригинальную дворцовую культуру, в которой органично сплелись природные и религиозные мотивы. Интереснейшая страница эгей-ского искусства — Кносский дворец, по преданию, связанный с царем Миносом, лабиринтом и страшным Минотавром.
По-видимому, этот дворец был административным и религиозным центром государства, его главной житницей и «домом» торговли. Центральный обширный двор окружали 300 различных помещений, расположенных на разных уровнях и соединенных множеством лестниц, рядом с которыми находились световые колодцы. Важнейшим конструктивным элементом архитектурной композиции дворца служили так называемые иррациональные деревянные колонны, они суживались книзу и ярко раскрашивались (красным цветом — ствол, черным — круглая капитель). Дворец террасообразно разрастался, как бы повторяя очертания гористой местности, вписываясь в критский ландшафт.
Главным украшением дворцовых покоев была фресковая живопись, которая в виде фризов или панелей заполняла стены. Яркая красочная палитра критских художников близка цветовым переливам морской волны. Живопись (в отличие от египетской) производит впечатление абсолютной раскованности и внутренней свободы творца. Знамениты фрески, рассказывающие о празднествах: «Дамы в голубом», «Парижанка», «Царь-жрец», «Акробаты с быком».
Критские керамисты также создали изысканные произведения. Среди них вазы стиля «Камарес» (найденные в одноименной пе-щере). Например, ваза с осьминогом, где сферическая форма сосуда гармонично сочетается с извилистыми линиями в изображении морского животного. Неизвестны монументальные памятники Крита. До нас дошли лишь образцы мелкой пластики из цветного фаянса и слоновой кости («Богиня со змеями»). В целом искусство Крита оставляет впечатление праздничного, красочного, декоративного и по-восточному плоскостного и орнаментального.
Гибель критской цивилизации обусловлена, по-видимому, двумя причинами. В середине XV в. до н. э. Крит испытал сильнейшее землетрясение и последствия извержения подводного вулкана Санторин на о. Фера. Сыграло свою роль и завоевание острова греками-ахейцами. Эстафету эгейской культуры приняла материковая Греция.
В отличие от критской, микенская цивилизация была более суровой и мужественной. Она создала монументальную оборонительную архитектуру (акрополи в Микенах и Тиринфе с «циклопической» кладкой степ, грандиозные Львиные ворота в Микенах, украшенные геральдической композицией с двумя львицами).
Еще в 1876 г. немецкий археолог Генрих Шлиман открыл в Микенах скальные «шахтные гробницы» со множеством изделий из золота, серебра и слоновой кости; найдены и грандиозные «купольные гробницы», или толосы.
В дворцовой архитектуре появляется новый тип помещения— мегарон. Его композиция с портиком, вестибюлем и залом, в центре которого размещался очаг, окруженный четырьмя колоннами, предвосхищает архитектуру греческого храма.
Микенская держава была сметена- на рубеже XII—XI вв. до н. э. новым нашествием с севера: дорийцы огнем и мечом прошли по Пелопоннесу, позднее основали Спарту. Однако дорийская волна миновала область Аттику, населенную ионийскими племенами, сыгравшими особую роль в расцвете Эллады.
На фоне общего упадка греческой культуры и медленного возрождения выделяются в гомеровский период два вида искусства: вазопись и эпическая литература. Лучшими образцами вазописи являются большие дипилонские вазы (найденные близ Дипилонских ворот в Афинах) — надгробные амфоры и кратеры, украшенные лентами геометрического орнамента с сюжетными схематичными композициями между ними.
Главным источником знаний об этой эпохе служат два шедевра древнегреческой литературы — «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Первая повествует о событиях последнего года десятилетней войны греков-ахейцев с троянцами и о грядущем взятии Трои. До середины XIX в. Трою (Илион) считали вымышленной, но ее существование доказал Генрих Шлиман, осуществив мечту своей жизни. Во второй поэме странствия царя острова Итака Одиссея разворачиваются на фоне фантастических рассказов первых греческих мореходов о диковинах неведомых западных морей. Считается, что обе поэмы выросли из эпических песен древнегреческих певцов (аэдов, или рапсодов), их можно назвать «энциклопедией древности» по богатству исторического, мифологического, нравственно-философского, легендарного и эстетического содержания.
В «Илиаде» три группы действующих лиц: 1 — троянцы во главе с царем Приамом, его сыновья — великий герой Гектор и Парис (после похищения им Елены, жены спартанского царя Менелая, и начинается троянская война), царица Гекуба и жена Гектора — Андромаха. 2 — греки-ахейцы, возглавляемые Агамемноном, великий герой Ахилл, в начале поэмы гневающийся на Агамемнона, отказывается сражаться с троянцами, что приводит к гибели его друга Патрокла от руки Гектора, мстя за друга, Ахилл убивает мужественного троянца, позднее возвращая (за выкуп) его тело старцу Приаму; тризной по Гектору и завершается поэма осуждения войны и жестокой мести... 3 — олимпийские боги, активно вмешивающиеся в жизнь людей.
В эпоху архаики зародились греческая философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура и архаическая скульптура.
Отличительной особенностью культуры древних греков был агон — состязание. В 776 г. до н. э. впервые были устроены Олимпийские игры (в области Олимпия, названной в честь Зевса). На пять дней провозглашался священный мир. «Олимпионик» (трижды победивший) награждался оливковой ветвью и правом на установку статуи в священной роще храма Зевса Олимпийского. В честь Аполлона атлеты соревновались в Пифийских играх в Дельфах, наградой служил лавровый венок. В Истмийских — в честь морского бога Посейдона наградой был сосновый венок. Также в честь верховного владыки Зевса устраивали немейские игры. Прекрасное тело атлета послужило стимулом к развитию античной скульптуры.
Эпоха героев ушла вместе с Гомером. Искусство слова обратилось к чувствам и переживаниям отдельного человека — родилась лирика (декларация стихов в сопровождении лиры). Великими лириками называют страстного Архиолоха с о. Парос, жизнерадостного Анакреонта, возвышенного Алкея и тонкую поэтессу Сафо. В Древней Спарте развивалась хоровая лирика (дифирамбы в честь бога Диониса). Велика была слава и поэта Пиндара.
В это время в Греции была создана своя государственная система, приведшая к установлению рабовладельческой демократии. По сравнению с восточными деспотиями это был прогрессивный шаг. Вольные духом, греки видели идеал в собственном усовершенствовании, как подобает человеку и гражданину полиса, доблестному духом и прекрасному телом.
Художественное творчество Эллады, впервые в истории мира утвердило реализм как абсолютную норму искусства. Не точное копирование природы, а стремление к совершенно прекрасным образам, на которые природа лишь намекнула. Кто такие боги Олимпа (Зевс, Афродита, Афина), как не люди, обретшие в своем человеческом совершенстве бессмертие? Вслед за мифотворчеством искусство стало изображать человека, наделенного той доблестью и красотой, что ему надлежит в себе выявить.
Архаическая скульптура выработала два типа: это куросы (скульптура обнаженного юноши, имевшая культовое значение как образ Аполлона, а также развитая мужская фигура вообще) и коры (культовые изваяния дев в декоративной драпировке одежд и ярко разукрашенных; позднее коры стали в архитектуре кариатидами — колоннами в виде женской фигуры). Заимствуя образцы в Египте и Месопотамии, архаическая монументальная скульптура (до 3 м высотой) очень быстро совершенствовалась в реализме, сохраняя па лицах куросов и кор знаменитую «архаическую улыбку» как попытку художника одухотворить, осветить еще статичный образ изнутри.
Архитектура времен архаики носит преимущественно храмовый характер. Постепенно у греков сложилась система, получившая позднее, у римлян, название ордер (порядок, строй). Однако каждый храм рождает ощущение неповторимости, поскольку ордерная система применялась творчески, с учетом природного и архитектурного окружения. Архаика сформировала два варианта греческого ордера: массивный дорический, воплощавший идею мужественности, гармонию силы и строгости, и стройный, нарядный ионический. Позднее (в V в. до н. э.) появился пышный, зрелищный коринфский ордер. Все три ордера различались пропорциями и особенностями декора колонн (опор) и антаблемента (перекрытия).
В это время сложился и классический тип греческого храма— периптер (оперенный), прямоугольный в плане, окружённый со всех сторон колоннадой. Греческий храм служил «жилищем» для статуи божества, которую устанавливали в святилище (наосе).
Как и природа Эллады, греческое искусство было ярким и многокрасочным и празднично сияло на солнце. Раскрашивались архитектурные детали и скульптурные украшения храма, полихромной была и мраморная скульптура, стоявшая во всех общественных местах города, а также золотистым блеском пламенели бронзовые изваяния с цветными инкрустациями. Ныне все это почти утрачено, да и бронза потеряла свой первоначальный блеск.
Цвет в греческой пластике указывает на связь ее с живописью и стремление передать красоту видимого мира. Ярким отблеском греческой живописи является вазопись. Амфоры, кратеры, изящные гидрии, плоские килики, удлиненные лекифы — не только совершенны по форме, но и гармонично расписаны мифологическими сценами. Вначале развивалась черно-фигурная роспись, а позднее появилась более совершенная краснофигурная.
Золотому веку греческой культуры, знаменующему «высочайший внутренний расцвет Греции» (К. Маркс), предшествовало великое испытание Эллады грозным нашествием персов и разорением Афин.
Слава греческих побед при Афоне, при Марафоне, при Саламине и Платеях, а также в Фермопильском ущелье озарила на многие века историю Эллады. Афины возглавили греческий морской союз и после победы заняли главенствующее место в культурно-экономическом подъеме. Правители Афин (прежде всего— Перикл) стремились сделать свой город крупнейшим культурным центром греческого мира. В уста Перикла историк Фукидид вложил слова: «Город наш — школа всей Эллады, и полагаю, что каждый из нас может легко проявить свою индивидуальность в самых различных жизненных условиях». Занятия спортом для всех, система образования, регулярное посещение театра и религиозных празднеств. Во всестороннем развитии личности греки опередили многие другие народы. Все это обеспечило всесторонний расцвет греческой художественной культуры.
В Афинах жили Протагор («Человек есть мера всех вещей») и Анаксагор, универсальный мыслитель Демокрит («Бедность при демократии настолько же лучше благополучия при царях, насколько свобода лучше рабства»). Воплощением эллинской мудрости стал великий Сократ, учитель Платона.
Быстро развивалась и наука в лице Гиппократа — «отца медицины» и Геродота — «отца истории».
Во время театральных праздников (3 дня) греки избирали лучшего драматурга, постановку, актера и хорега (организатора представления). Всемирную славу аттической трагедии принесли «отец трагедии» Эсхил («Персы», «Прикованный Прометей», «Орестея» и др.), Софокл («Царь Эдип», «Антигона», «Электра») и Эврипид («Медея», «Федра»). Расцвет комедии связан с творчеством Аристофана, черпавшего сюжеты из современной политической жизни Афин («Всадники», «Облака», «Лягушки», «Лисистрата» и др.). Театр стал настоящей школой жизни и воспитателем гражданина.
Гордостью Афин стал заново отстроенный замечательный ансамбль — Афинский Акрополь. Возвели беломраморные здания: Парфенон, Пропилеи (торжественный вход на Акрополь), храм Ники Аптерос (Бескрылой победы), храм Эрехтейон и Пинакотека (собрание картин). Планировкой и постройкой Акрополя руководил величайший скульптор Греции — Фидий. Величавый архитектурный ансамбль воплощал могущество Афинской державы и впервые — идею общеэллинского единства.
Парфенон — храм Афины Девы — жемчужина мировой архитектуры (зодчие Иктин и Калликрат, скульптор Фидий). Он возвышается над Акрополем, подобно тому, как Акрополь возвышается над Афинами. Парфенон прекрасен и героико-монументален. Это дорический периптер с элементами ионического ордера. Даже в своем полуразрушенном виде Акрополь производит неизгладимое впечатление.
В 1687 г. венецианское ядро взорвало пороховой погреб, устроенный завоевателями-турками в Парфеноне. А в начале XIX в, английский дипломат лорд Эльджин велел выломать часть знаменитого фриза Парфенона (украшение верхней части стены) и снять уцелевшие изваяния на фронтонах. Со временем их приобрело английское правительство, и ныне скульптуры Парфенона — гордость Британского музея в Лондоне. Однако варварское отношение к произведениям искусства получило наименование эльджинизм.
Ранее, в эпоху архаики, также славились святилище-храм Артемиды в г. Эфесе (Малая Азия) — одно из «семи чудес света», а позднее, в эллинистическое время — Мавзолей в Галикарнассе, Александровский маяк (в Египте), также вошедшие в «чудесную семерку», а также Алтарь Зевса в Пергаме (П в. до н.э.). Если авторство архаической скульптуры не установлено, то классическая эпоха и пришедший ей на смену эллинизм сохранили имена своих величайших мастеров скульптуры.
Открывает этот славный список семи великих, конечно же Фидий. Знаменита его 12-метровая статуя Афины Парфенос, стоявшая некогда в святилище Парфенона, выполнена в хризоэлефантинной технике (деревянный остов, покрытый слоновой костью и золотом), которая почиталась вершиной искусства. В правой руке Афина держала статую (2 м) Ники (Победы), а левой опиралась на щит с рельефом, к плечу было прислонено копье. Статуя не сохранилась, по была реконструирована по описанию современников. Столь же знаменита и фидиевская статуя Зевса («чудо света») для храма в Олимпии. Зевса, сидящего на троне. Фидий ваял в специально выстроенной для этого мастерской. Скипетр с орлом священным посланни-ком в правой, а крылатую Нику в левой руке держал «отец богов и людей». Золотое убранство, как полагают, весило около 200 килограммов, а глаза из драгоценных камней были размером с кулак. Двенадцатиметровая статуя простояла почти 900 лет и погибла в пожаре в V в.
Одним из первых скульпторов, сумевших реалистически передать движения могучего тела, стал Мирон, с его знаменитым «Дискоболом». Скульптор Поликлет определил совершенные пропорции тела и передал их в пластике. Его «Дорифор» (копьеносец) был создан по канону, который господствовал потом более ста лет. Бронзовые «Дискобол» и «Дорифор» дошли до нас в мраморных римских копиях. На смену строгой величавости пластических образов трех афинских мастеров в VI в. пришел драматический пафос Скопаса («Менада») и мечтательная грация образов Праксителя («Гермес с младенцем Дионисом», «Афродита Книдская» — на о. Книд, приобретший статую обнаженной богини, говорят, было настоящее паломничество жаждущих полюбоваться ее красотой).
В эпоху начала эллинизма, когда, благодаря завоевательным походам Александра Македонского, греческий мир необыкновенно расширился и активно взаимодействовал с восточными культурами, выдвинулся Лисипп (придворный скульптор Александра, создавший его скульптурные портреты, а также знаменитого «Апоксиомена» — атлета, очищающего тело скребницей, и озорного «Эрота» с колчаком стрел и луком за плечами).
К великой семерке причисляют и артистичного Леохара с его «Аполлоном Бельведерским» (мраморная копия с бронзового оригинала стоит ныне во дворце Ватикана). Театральная эффектная поза бога света и искусства с отведенной в сторону левой рукой и небрежно наброшенным на нее плащом.
Среди знаменитых эллинистических шедевров монументальная «Ника Самофракийская» (Париж, Лувр), «Лаокоон с сыновьями» (Рим, Ватикан) и скульптурный фриз Алтаря Зевса (из Пергама, Малая Азия), ныне остатки его хранятся в берлинском «Пергамон - музеум» . Всемирную славу приобрела и статуя «Венеры Милосской» (Париж, Лувр).
Греческое искусство завершало свой исторический путь. Начинался новый этап его «существования» — как высочайшего образца для всех последующих художественных культур. И первым «учеником» явился Древний Рим.
8. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, — деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу.
Из древнеегипетского текста
Государство Древнего Египта в долине Нила создало высокую и утонченную культуру. В ней проявились общие черты стиля древневосточных рабовладельческих деспотий (Вавилона, Шумера, Ассирии, Урарту) с их «гигантоманией», но искусство Древнего Египта преодолело грубую тяжеловесность и выработало художественные формы несравненного благородства и чистоты.
Гигантские пирамиды в Гизе, Большой Сфинкс фараона Хефрена и скульптурный портрет царицы Нефертити — всемирно известные художественные эмблемы Египта, пришедшие из глубины веков.
Зародившись па рубеже IV и III тысячелетий до н. э., культура Древнего Египта прошла несколько стадий своего развития, достигая расцвета в эпоху Древнего (XXVIII—XXIII вв. до н. э.), Среднего (XXI—XVIII вв. до н. э.) и Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).
Особенности древнеегипетской культуры связаны с ранним развитием государственности, изолированным географическим положением, а также с глубоким и всесторонним влиянием религии (особенно заупокойного ритуала) на все сферы художественной деятельности.
Ведущим в ансамбле искусств Древнего Египта становится архитектура как выразитель господствующих религиозно-государственных идей, которые кристаллизуются в образе пирамиды (по-гречески «священной высоты»). Символ божественной и земной иерархии, связи трех миров (богов, людей и мертвых) — пирамида отражает картину мира, сложившуюся в сознании древних египтян. В ее центре обожествленный фараон как воплощение бога Гора (Хора) и посредник между мирами.
Пришедшие из глубины веков, потому что строились на века как дома Вечности,- пирамиды Древнего царства (ансамбль в Гизе) осталась единственными из «чудес света», дошедшими до нашего примени.
Им предшествовала «Мать пирамид» - шестиступенчатая гробница фараона Джоссера (60 м), построенная великим зодчим Имхотеном, ставшая также и символом неограниченной власти.
Пирамида входит в монументальные погребальные комплексы — некрополи — с заупокойными храмами, дорогами восхождения сфинксами, пирамидами-спутницами, священной ладьей и мощной крепостной стеной.
Центральное положение пирамиды в архитектурной композиции царского захоронения обусловлено в том числе и ее солнечной символикой, ведь солярный культ был высшим в системе религиозных представлений. Египет называли страной Солнца, а фараонов его сынами. Подобная лучу солнца, падающему на землю, пирамида символизировала и путь фараона на небеса. Форма ее означала Вечность, а отношение граней — Божественную Гармонию Вселенной.
Гигантские гробницы в Гизе фараонов Хеопса {146,6 м), Хефрена (143,5 м) и Микерина (66,5 м) стоят уже более сорока ве-ков, необычайные памятники непреклонной воли фараонов, многолетнего каторжного труда сотен тысяч крестьян и рабов и высокого искусства строительства, а также средоточия древнего знания. Пирамиды таят до сих пор множество загадок.
Если в эпоху Древнего и Среднего царства в скальных гробницах хоронили придворную знать, то в Новом царстве и фараоны начали строить свои гробницы в скалах в Долине царей и цариц, напрасно надеясь защититься от грабителей, а пирамиды остались архитектурным и символическим украшением захоронений.
Древние египтяне считали храм местом земного пребывания бога и моделью Вселенной. Во время Нового царства храмовая архитектура переживает расцвет.
Всемирно известны храмы-святилища солнечного божества Амона-Ра в Карнаке и Луксоре. Если древняя пирамида подобна горе, то эти храмы напоминают дремучий лес. Соединяла храмы почти двухкилометровая до-рога - аллея Сфинксов, у входа высились солнечные знаки-обелиски. Мощные пилоны образовывали величественный портал, украшенный скульптурными колоссами фараонов. Каждый последующий правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, отчего на протяжении веков комплексы Карнака и Луксора превратились в каменные города с аллеями и площадями, колоннадами и храмами. Следуя линейной планировке, композиция храма развертывалась вглубь, к святилищу со статуей божества, через сумрачный гипостильный (колонный) зал. В Карнане гипостиль насчитывает 134 колонны (они имитируют растительные формы Египта): папирусообразные, лотосовидные, пальмовидные до 23 м высотой. Карнакский гипостиль-один из самых монументальных интерьеров древнеегипетской архитектуры.
Последний взлет монументальной архитектуры связан с эпохой рамессидов — это небывалый по масштабам скальный храм Рамсеса II в Абу-Симбеле.
Гигантский пилон украшают двадцатиметровые колоссы фараона-завоевателя. В 50-е г. нашего века ООН и ЮНЕСКО организовали уникальную операцию по опасению Абу-Симбела во время строительства Ассуанской плотины. Храм распилили на гигантские блоки и перенесли на новое место. Творение древнеегипетских зодчих было спасено.
В культовом синтезе искусств архитектуре сопутствовала скульптура, которая была столь же каноничной и монументальной, сохраняя устойчивые художественные традиции.
Среди шедевров круглой скульптуры Большой сфинкс, страж гизехского некрополя, творение природы и человека (скальный массив туловища льва с головой царя). «Отец Ужаса» пострадал не от времени, его изуродо-вали наполеоновские солдаты (отбит нос) в начале XIX в. Позднее англичане увезли каменную бороду. Сейчас сфинкс Хефрена всерьез тревожит европейских ученых своим состоянием.
В соответствии с культовым назначением круглой скульптуры быть вместилищем души умершего создавались замечательные портреты.
Такова скульптурная группа царевича Рахотепа и его жопы Нофрет (Каир, Египетский музей), сидящих на троне. Каноничны не только величаво - спокойные, позы, но и раскраска мужской статуи в красно-каричневый цвет, женской — в желтый, волос — черный, одежды — бело-красный. Канон фигуры Писца воспроизводит знаменитая статуэтка писца Каи из Лувра.
В искусстве скульптурного рельефа (барельефа и врезанного рельефа) египтяне также достигли пластической выразительности, создав неповторимый силуэт фигуры, как бы распластанной на плоскости. Начало канону положило изображение фараона Нармера на знаменитой палетке, а блестящим продолжением стал деревянный портретный рельеф «Зодчий Хесира». Рельефы в гробницах и храмах отличают фризовый (ленточный) принцип расположения, условность раскраски и связь с письменностью. Особой изысканностью отмечены рельефы из уцелевшей и открытой уже в XX в. гробницы молодого фараона Тутанхамона.
Через тридцать пять веков забвения явилась миру и царица Нефертити из Нового царства. Ряд ее скульптурных образов был найден при раскопках мастерской скульптора Тутмеса, придворного мастера фараона-еретика, или проклятого фараона Эхнатона, который не только ввел культ единого солнечного божества— Атона, но и повлиял на искусство, которое выделяется в особый амарнский период Нового царства (на месте нового города Эхнатона под названием Ахетанон расположена современная Тельэль-Амарна. Удалиться от старых канонов и приблизиться к жизни — эту задачу решали художники времени Эхнатона, и правдивую лирическую трактовку образа человека мы находили в творениях знаменитого Тутмеса (семейные портреты, скульптурный портрет Нефертити в высокой тиаре и незавершенный портрет из золотистого песчаника хранятся в Государственных музеях Берлина).
О музыкальной культуре Древнего Египта, из которой сохранились лишь несколько инструментов и изображение музыкантов в рельефах и росписях, существуют предположения. По-видимому, бытовала музыка народная, храмовая и дворцовая, одноголосная мелодия расцвечивалась тембрами арф, флейт, ударных.
Древнеегипетская литература отличается разнообразием жанров: сказки, поучения, гимны богам и царям, хвалебные песни, а со времени Нового царства — любовная лирика с высокими поэтическими достоинствами.
Древний Египет открыл миру далеко не все свои тайны. Его огромная роль в истории мировой культуры еще не оценена по достоинству. Изучение древней культуры началось после военной экспедиции Наполеона, в ней участвовал и Доминик Виван Денон, иллюстратор знаменитого 24-томного труда «Описание Египта». Так Европа познакомилась с загадочной и экзотической страной, но ее письмена были мертвым языков. Великое научное открытие, благодаря «Розеттскому камню», совершил другой гениальный француз, «воскреситель иероглифов» — Жан Франсуа Шампольоп. Так начиналась египтология. Художественные образы Древнего Египта, влиявшие до нашей эры на всю культуру Средиземноморья (особенно в эпоху эллинизма) и затем вошедшие в европейскую культуру с XIX в., и поныне сохраняют неподвластное времени духовное величие и эстетическое совершенство.
9. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Было бы односторонностью видеть в средних веках лишь «детство» европейских народов, подготовительную ступень к новой истории... они имеют самостоятельную историческую и художественную ценность.
А. Я. Гуревич
Когда вспоминают о средних веках, обычно представляют, закованного в латы рыцаря, тяжелым мечом поражающего врага, крестовые походы, каменные громады феодального замка пли собора, изнурительный труд крепостного крестьянства, монаха, отрекшегося от мирских соблазнов, инквизицию. Железо. Камень. Молитвы, огонь и кровь.
Немало в средние века нагромождено тяжелого, темного, бесчеловечного. Может быть, поэтому гуманисты эпохи Возрождения назвали тысячелетие (V—XV вв.) между закатом античности и Новым временем эпохой умственного застоя, «темной ночью», Средними веками, стремясь разогнать мрак средневековья сияющими лучами возрождаемой античной культуры.
Современная историография и искусствознание видят в Средневековье не разделяющую пропасть, а связующий древнюю и современную культуру мост, сложнейшую эпоху, которая имеет свои неповторимые особенности, как этап культурно-исторического развития человечества, соответствующий зарождению, развитию и разложению феодализма.
Среди трагических сторон средневековой жизни: бесконечных феодальных и религиозных войн, произвола имущих и церкви, массовых эпидемий чумы и моровой язвы, постоянно нависающей кары Страшного суда и ожидания конца света — человек средневековья умел радоваться жизни, тянулся к свету и любви, видел в красоте мира символы божественной красоты; умел самоотверженно трудиться, воздавая в большом и малом деянии хвалу Творцу; недаром средневековая культура оставила после себя великое и многоликое художественное наследие, созданное «маленькими людьми», которые были великими мастерами.
Особенную роль в формировании средневековой культуры сыграло христианство, которое создало великий исторический синтез, наследуя и преобразуя идеи и образы религий Ближнего востока и традиции греко-римской античной философии. Христианство впервые в мировой истории выдвинуло идеи равенства всех людей перед Богом, осуждение насилия, преодоления несовершенства мира путем нравственного совершенствования каждого, идеи духовного единения всех людей. «Трагедия личности Христа заполняет собой мир, она живет в каждом человеке» (Д. С. Лихачев). Острое переживание этой трагедии составляет главное содержание шедевров художественной культуры средневековья.
Принято более чем тысячелетнюю историю Средних веков делить на три основных периода: раннее (V—XI вв.), зрелое, или классическое (XII—XV вв.) и позднее средневековье (XVI — начало XVII в.), отмеченных широким распространением и национально-самобытным проявлением в искусстве возрожденческих идей.
При всей сложности, разнородности, многослойности, парадоксальности и противоречивости средневековой жизни и культуры присутствует и объединяющее начало — «геоцентрическая модель мира», которая находит в искусстве идеальное, гуманистическое воплощение.
Ранее всего христианская религиозность проявила себя в сложении византийской художественной системы. В ранний период средневековья Византия оставалась единственным хранителем традиций эллинистической античной культуры, передав эту культурную эстафету в X в. Древней Руси вместе с православием.
Византия создала основные типы христианских храмов (базиликальный, центрический и крестово-купольный), переосмысливая античную архитектуру в соответствии с христианским религиозным учением о храме как земной модели небесной церкви, как корабле спасения для верующих, как доме для моления. Поэтому главное внимание уделялось увеличению внутреннего пространства и божественному великолепию внутреннего убранства храма.