Пути развития музыкального искусства Беларуси в эпоху романтизма (первая половине XIX века)
После присоединения территории Беларуси к России, произошедшего в результате трёх разделов Речи Посполитой в конце XVIII в., начинается новая эпоха в истории белорусской музыкальной культуры. Условия политической жизни Беларуси на правах Северо-Западного края Российской империи и практика постепенной русификации оказывают негативное влияние на процесс развития белорусского искусства. Национальное угнетение вызывает волну шляхетского освободительного движения, которая заканчивается восстанием 1830 г. и его подавлением. Указом от 18 июля 1840 г. царь Николай I
запрещает употребление слов «белорус» и «белорусский». Таковы основные события исторической жизни Беларуси первой половины XIX в. Условной границей этого периода является начало 60-х годов как время накануне нового национально-освободительного восстания.
Вместе с тем, с присоединением к России в Беларуси начинается интенсивное развитие промышленности, сельского хозяйства и торговли, открываются русские типографии, издаются новые газеты, учебная и художественная литература. В результате создаются более стабильные условия и для существования музыкальной культуры.
Первая половина XIX столетия - века романтизма в европейском искусстве, - стала для Беларуси временем одной из наиболее ярких попыток формирования национальной композиторской школы. Эта попытка не смогла увенчаться успехом в условиях неблагоприятных для национальной культуры геополитических процессов, но факт того, что она была предпринята, заслуживает самого пристального внимания.
Романтические тенденции в белорусском искусстве первой половины XIX в. выразились в интересе к национальной истории и к народному творчеству. Уроженец Случчины писатель и этнограф П. Шпилевский обращает внимание общественности на быт и жизнь белорусов в своих многочисленных очерках и статьях в русской и белорусской периодической печати. Белорусские писатели, такие как Я. Чечот, Я. Барщевский, В. Дунин-Марцинкевич, А. Рыпинский и В. Коротынский, впервые ориентируются на "живой белорусский язык и используют в своём творчестве фольклорные мотивы. Это нашло отражение и в наиболее значительных достижениях белорусской литературы того времени - анонимных поэмах «Энеида наизнанку» и «Тарас на Парнасе».
Романтические веяния проявляются и в белорусской живописи, в картинах художников Я. Даммеля, Ю. Алешкевича, К. Русецкого, Н. Орды, И. Хруцкого и др.
Градостроительные работы XIX в. - расширение и спрямление улиц, создание площадей, парков и скверов, - вносят планомерность и законченность в архитектурный облик городов.
Музыкальная жизнь Беларуси переживает подъём, связанный с её общей демократизацией. Особое значение приобретают публичные концерты. В городах и местечках, имениях и храмах проводятся концерты симфонической, камерно-инструментальной, ораториальной музыки. Исполняются симфонии и оратории Гайдна, Моцарта и Бетховена, камерно-инструментальные сочинения И. Плейеля66, Л. Боккерини67, К. Стамица68.
46 Игнац Плейель (1757 - 1831) - австрийский композитор, музыкальный издатель, основатель французской фабрики по производству музыкальных инструментов. Автор значительного количества сочинений, среди которых^особой известностью пользуются струнные квартеты (их создал 45). по стилю близкие к произведениям Й. Гайдна.
Луиджи Боккерини (1743 -1805) -итальянский композитор и виолончелист, представитель классического стиля в музыке XVIII в., автор ярких камерно-инструментальных к виолончельных сочинений, средк которых наиболее популярны сонаты и концерты.
Для нужд городов создаются местные городские оркестры, небольшие камерные ансамбли, а также оркестры при учебных заведениях - гимназиях, семинариях, пансионах.
В 1803 г. в Минске был организован городской оркестр, куда принимались представители среднего и бедного населения, получившие возможность учиться музыке у опытных преподавателей. В оркестре можно было обучиться игре на струнных и духовых инструментах, а обязанностью коллектива были регулярные выступления в публичном городском саду. Проводились и многочисленные благотворительные концерты. Таким образом, музыка из привилегии высших кругов общества (явления, характерного для XVIII в.) превращалась в более демократичный вид искусства, доступный, причём в лучших образцах, для всех слоев населения.
Особенно интенсивной становится музыкальная жизнь в 40 - 60-е годы. В это время деятельность местных музыкальных коллективов дополняется интенсивной гастрольной жизнью. Минск, Витебск, Могилёв, Гродно, Брест, Пинск посещают известные артисты и театральные труппы. Концерты струнных и духовых оркестров, ансамблей белорусских народных инструментов проводятся в парках и скверах, в залах городской гимназии, Дворянского собрания, Купеческого клуба. К 50-м годам состояние концертной жизни в белорусских городах не уступает крупнейшим городам России.
Традиции музыкального театра, значимые для белорусской культуры XVIII в., продолжают развиваться в первой половине XIX столетия. Сохраняют своё значение частновладельческие театры магнатов В. Тышкевича, Л. Рокицкого, А. Буйницкого и др. Вместе с тем, XIX век приносит черты обновления в белорусскую музыкально-театральную жизнь. На волне активизации гастрольной деятельности крупные города Беларуси посещают коммерческие оперно-драматические труппы, чаще всего польские. Среди них можно назвать труппы Я. Хельмиковского, К. Скибинского, Я. Шиманского. Выступления этих артистов формируют у белорусского зрителя представление о современной ему опере и драматическом театре, оказывают влияние на развитие национальных театральных традиций.
Одной из форм музыкальной жизни становятся кружки и салоны. В первое тридцатилетие ХТХ в. особой популярностью в Беларуси пользуются салоны графа Р. Тизенгауза в Желудке Гродненской губернии, графа Л. Рокицкого в Городищах Минской губернии, князя М. Кл. Огинского в Залесье, В функционировании подобных салонов можно усмотреть продолжение традиций XVIII в., связанных с любительским музицированием в аристократической среде.
Постепенно музыкальные кружки возникают в домах среднего дворянства, в среде литераторов и поэтов. Сохранились сведения о кружках в доме родственников композитора С, Монюшко, у отца композитора
°* Карел Стамиц (1745 - 1801) - чешский скрипач, дирижер и композитор, принадлежавший х мангеймской школе, автор многих сочинений, среди которых значительное место занимают камерно-инструменталькые ансамбли (трио, квартеты, квинтеты и др.).
Ф. Миладовского и др. Известностью в то время пользовался музыкально-драматический кружок, возглавляемый В. Дуниным-Марцинкевичем.
Собрания этих любителей музыки ограничивались чаще всего домашним музицированием, фортепианным, вокальным или ансамблевым. Но о масштабах увлечения музыкой в кругах белорусского дворянства можно судить по воспоминаниям известного журналиста и писателя Ф. Булгарина: «Почти каждая бедная шляхтяночка в то время играла на польской гитаре (с семью железными струнами), на арфе и даже на гуслях, которые были тогда в большом употреблении»69.
Музыка звучала в семье Корвин-Круковских в имении Палибино Витебской губернии. Хорошей пианисткой была Елизавета Фёдоровна Корвин-Круковская - мать Софьи Ковалевской. Знаменитая учёная также приобрела достаточно серьёзные навыки игры на фортепиано. На Витебщине музыкальные кружки были также в имениях Буйницких и Нитославских, на Минщине - в домах Стефановичей, Монюшек, Прозоров, Ельских, Рокицких, Завишей, Миладовских, на Гродненшине - у Тышкевичей, Тизенгаузов и Юндиллов. Так на основе традиций светского любительского музицирования формировалась своеобразная усадебная культура, оказавшая значительное влияние на развитие национального музыкального искусства на протяжении всего XIX столетия.
Музыкальное образование, которое получали тогдашние любители музыки и профессионалы, было частным. Состоятельные люди и некоторые талантливые крепостные крестьяне (последние - благодаря меценатской поддержке) имели возможность учиться у выдающихся педагогов. Среди наставников музыки следует назвать известного пианиста, дирижёра и композитора Ю. Дещинского, австрийского пианиста, органиста и композитора Я. Реннера, композитора и педагога О. Козловского, немецкого музыканта Ш. Мёзера, испанского исполнителя П. Эскудеро и мн. др. Тем не менее, серьёзное обучение у известных педагогов не могло носить повсеместный характер. Более типичной была ситуация, когда любители музыки желали поскорее научиться «играть».
Музыкантов-профессионалов готовили при городских и частных оркестрах, в зарубежных учебных заведениях и в Виленском университете, где кафедра музыки существовала с 1803 г. В 20 - 50-е годы XIX в. большую роль в подготовке белорусских профессиональных музыкантов начинают играть музыкальные пансионы. Эти частные учебные заведения обеспечивали получение достаточно серьёзных навыков исполнительского мастерства, способствовали активности музыкальной жизни, проводили благотворительные концерты (например, в пользу детских приютов), В Минске лучшими считались пансионы Монтегранди, Стефановича, Цеханской и Шнейдер, в Витебске и Полоцке - Яновской, в Бресте и Гродно - Шостаковской, в Пинске -Мацеевского и Богдановичей. Пансионы, дававшие начальное и среднее му-
w Цитируется по книге: Капилов А. Л., АхвердоЕаЕ. И. Музыкальная кулыура Беларуси XIX- начала XX веков. - Мн.. 2000. - С. 9.
зыкальное образование, открывались в первой половине XIX в. по всей Беларуси, что является очередным свидетельством популярности музыкального искусства в широких кругах населения.
Общие позитивные сдвиги в музыкальной жизни способствовали росту профессионализма белорусских музыкантов. Об этом свидетельствует ряд важных фактов. В первой половине XIX в. музыканты из Беларуси занимали ведущие позиции в крупнейших оркестрах России. Помимо этого местные исполнители проводили гастроли по всей территории Беларуси, принося музыкальную культуру даже в глубинку. Наконец, именно в это время белорусское исполнительское искусство стало известным в Европе.
Знаменитые музыканты-исполнители этого времени были выходцами из различных социальных слоев: среди них можно было встретить и крепостных, и представителей разночинной среды, и дворян. Важно отметить, что высочайшая исполнительская культура этих музыкантов часто открывала для них дорогу к творчеству.
Большой вклад в белорусское скрипичное исполнительство внёс Иеро-ним Помарнацкий (1789 - 1875) - скрипач-виртуоз из Слуцка, замечательный импровизатор, игравший на любую заданную тему, автор нескольких сочинений, которые не сохранились. С колоссальным успехом гастролировал в 30-е годы по странам Западной Европы ксилофонист Михаил Гузиков (1806 -1837) - музыкант из Шклова, являвшийся одновременно изобретателем самого инструмента, прообразом которого стали белорусские брусочки. Высокое исполнительское мастерство крепостных братьев Подобедовых - скрипача Михаила (? - 1837) и виолончелиста Ивана (? - I860)- не только открыло для них путь к свободе (музыкантам дали вольную), но и было впоследствии высоко оценено в петербургских оркестрах. Блистательным успехом пользовалась гродненская скрипачка Теофиля Юзефович (1826 - начало 1870-х) -«Паганини в женском платье», более тридцати лет выступавшая на концертной эстраде Беларуси, России, Литвы и Польши. Значительный вклад в национальную исполнительскую культуру внесли также замечательные пианисты и композиторы Наполеон Орда, Антон Абрамович, Флориан Миладов-ский.
Глава 6 Белорусские композиторы первой половины XIX века
Композиторское творчество первой половины XIX в. отражает новый этап в белорусской музыкальной культуре. Впервые в произведениях отечественных авторов начинают звучать местные, национально самобытные мотивы, связанные с цитированием (в фортепианной музыке А. Абрамовича) или опосредованным претворением белорусского фольклора (в творчестве С. Монюшко и др.). Характерная для XIX в. ориентация на содержательные и стилистические параметры романтизма находит отражение в жанрах оперы, инструментального концерта, в камерно-инструментальных (квартет, форте-
пианная и скрипичная миниатюра) и камерно-вокальных (песня, романс) сочинениях.
Ярким представителем белорусского композиторского творчества пер* вой половины XIX в. является НаполеонОрда (1807 - 1883) - замечательный музыкант и художник, выходец из дворянской среды. Будущий композитор родился 11 февраля 1807 г. в родительском имении Вороцевичи Кобрин-ского уезда Гродненской губернии. С детских лет Наполеон проникся красотой белорусской природы и мелодичностью народных песен, которые на протяжении всей жизни служили ему неиссякаемым источником вдохновения как в музыке, так и в живописи.
Как и большинство дворянских детей, Н. Орда получил хорошее домашнее образование, общее и музыкальное. В двенадцать лет он был принят в гимназию в городе Свислочь, после окончания которой поступил на физико-математический факультет Виленского университета.
В 1827 г. Орда был отчислен из университета за принадлежность к тайному студенческому обществу «Зоряне», близкому к организациям декабристов. Юноша был арестован, 15 месяцев провёл в тюрьме, а после освобождения получил приказ жить только в родном имении под своеобразным «до* машним арестом».
В 1831 г. Орда эмигрирует за границу. Пешком он обошёл Австрию, Италию, Швейцарию, а с 1833 г. обосновался в Париже. Здесь он сблизился с поэтом А. Мицкевичем и композитором Ф. Шопеном, у которого стал брать уроки музыки. Не забывая освоём увлечении живописью, Н. Орда начал систематические занятия у художника-пейзажиста Пьера Жирара.
Обстановка Парижа, бывшего в то время музыкальной столицей Европы, благотворно подействовала на развитие исполнительского и композиторского дарования Орды. Не последнюю роль в этом сыграло творческое общение с гениальным польским композитором и пианистом Ф. Шопеном, которое со временем переросло в тесную дружбу. Орда стал постоянным участником музыкальных вечеров в доме Шопена, на которых нередко исполнял собственные фортепианные сочинения.
В 1838 г. в Париже по инициативе Н. Орды был издан «Музыкальный альбом» из произведений белорусских и польских композиторов. Доход от этого издания был перечислен в пользу бедных эмигрантов из Беларуси. Несколько позже в Париже были напечатаны собственные фортепианные сочинения Орды (полонезы, вальсы, серенады, мазурки, колыбельные), заслужившие одобрение Ф. Шопена и Ф. Листа, а также его романсы и песни на стихи польских поэтов С. Витвицкого и А. Плуга.
Дружеские отношения связали Орду с А.Мицкевичем. Большое влияние на белорусского музыканта оказало также знакомство с гениальным венгерским пианистом и композитором Ф. Листом, от которого Орда получил совет серьёзно заняться композицией.
Постепенно рос авторитет Орды в музыкальных кругах Франции, и в 1843 г. ему была предложена должность директора Итальянской оперы в Париже.
В 1856 г. Н. Орда принимает решение вернуться на родину. Он снова поселяется в саоём имении Вороцевичи, где создаёт свои лучшие живописные и музыкальные произведения. В 1873 г. в Варшаве была издана «Грамматика музыки» Н. Орды, в которой он обобщил свои знания о гармонии. Этот музыкально-теоретический труд получил высокую оценку польского и белорусского композитора С. Монюшко.
В 1875 - 1978 гг. Н. Орда издаёт в Варшаве Альбомы видов Гродненской, Минской, Виленской, Ковенской, Волынской, Подольской и Киевской губерний. На многих из этих картин запечатлены уникальные памятники истории и культуры Беларуси, многие из которых были позже утрачены.
Продолжая активную творческую деятельность в Вороцевичах, Орда регулярно публикует её результаты в Варшаве. В 1882 г. композитор издаёт там 14 своих лучших полонезов и несколько песен. В 1883 г. он вновь приезжает в Варшаву для издания очередной серии своих Альбомов, но внезапно ощущает резкое ухудшение здоровья. Его помещают в евангелический госпиталь, но 26 апреля 1883 г. белорусский композитор и живописец умирает.
Среди музыкальных сочинений Орды наиболее известны фортепианные полонезы, отличающиеся масштабностью, яркой виртуозностью, богатством и разнообразием фактуры - чертами, характеризующими лучшие образцы произведений этого жанра в мировой музыкальной литературе. Вместе с тем, полонезам Орды присуще песенное начало, которое отличает славянскую музыку, а также лирическая трактовка фанфарных и драматических интонаций. В них выявилось также тяготение к романтической поэмности, к обогащению круга образов драматическими и трагическими элементами.
Эти произведения можно назвать «энциклопедией» романтической гармонии, что проявилось в секвенцировании, типах модуляций, тональных планах и фактуре. Композитор широко использует альтерации аккордов субдоминантовой и доминантовой групп, разнообразные неаккордовые звуки, такие как задержания, предъёмы. Наиболее интересны полонезы № 4 Es-dur, № 14 E-dur, концертный полонез для оркестра № 13 D-dur, полонез № 5 h-moll с чертами траурного марша, № 8 F-dur с чертами баркаролы, полонезы № 3 a-moll и № 6 H-dur, имеющие черты ноктюрна. Воздействие белорусского народного мелоса ощутимо в полонезе № 10 G-dur и в средней части (трио) полонеза № 1 f-moll70.
Деятельность Н. Орды - композитора и художника, тесно связанного с западноевропейским романтизмом, - оказала существенное влияние на развитие белорусского музыкального искусства первой половины XIX в.
Одной из ключевых фигур в попытке становления национально самобытной композиторской школы в Беларуси является пианист и композитор Антон Иванович Абрамович(около 1811 - после 1854). Биографических сведений об этом музыканте сохранилось очень немного. Известно, что он родился около 1811 г. в семье безземельного шляхтича Витебского уезда, до-
70 Более подробную характеристику этих произведений можно найти в книге: Капилов А. Л.. Ахвердо-ваЕ. И. Музыкальная культура. Беларуси XIX - начала XX веков. - Мн., 2000. - С.34-37.
машнего учителя музыки Ивана Васильевича Абрамовича. Уроки игры на фортепиано для состоятельных помещиков являлись источником заработка как для отца, так и для брата будущего композитора. До 21 года был домашним учителем музыки и Антон.
В конце 1832 - начале 1833 гг. белорусский пианист переезжает в Петербург, где продолжает давать уроки фортепианной игры. Педагогическое мастерство А. Абрамовича быстро снискало ему в Петербурге заслуженную славу. Успехом пользовался его метод обучения, который, по отзывам современников, помог многим учащимся достигнуть удивительных результатов. В 1846 г. музыкант начал работу над книгой «Школа для фортепиано», в которой собирался обобщить свой педагогический опыт. Остаётся неизвестным, завершил ли он эту работу.
В Петербурге А.Абрамович становится известен и как концертирующий пианист. Положительные критические отзывы о его исполнительском мастерстве относятся к 1841 г. С концертной деятельностью связаны и первые творческие опыты: фортепианные обработки русских народных песен. Особую известность приобрела Фантазия на тему русской народной песни «Ты не поверишь, как ты мила», исполненная в концерте в марте 1845 г.
В 50-е гг. XIX в. Абрамович становится известен как композитор, автор «многих прекрасных пьес для фортепиано». Он продолжает активную концертную деятельность не только в Петербурге, но и в Нижнем Новгороде.
Композиторское творчество А. Абрамовича включает в себя около 50 фортепианных и вокальных сочинений, среди которых ряд фантазий на темы русских песен и романсов (например, на тему А. Варламова), вариации «Souvenir de me beaux jours», поэма «Белорусская свадьба», сюита «Шесть времён года», Большой концертный вальс, несколько полонезов, десятки мазурок, галопов, кадрилей.
В ряде его сочинений впервые в истории белорусской музыки использован подлинный песенный и танцевальный фольклор. Главным произведением такого рода является фортепианная поэма «Белорусская свадьба»71. Это многочастная сюита программного содержания с широким использованием белорусского свадебно-обрядового фольклора. В музыке сюиты звучат мелодии белорусских песен и танцев, передаются характерные приёмы народного музицирования (имитируется звучание таких народных инструментов, как дуда, скрипка и др.)., используются типичные для белорусского фольклора интонационные, ритмические и гармонические обороты, звукоизобразительные эффекты72.
Белорусский колорит ощущается также в сюите «Шесть времён года», в которую входят части «Весна», «Девичье лето», «Лето», «Бабье лето»,
7: Жанровое определение «поэма» дал произведению сам автор, хотя, в сущности, «Белорусская свадьба» является сюитой.
72 Подробный анализ произведения содержится в книге: Калилов А. Л., Ахвердова Е. И. Музыкальная культура Беларуси XIX - начала XX веков, - Мн.. 2000. - С. 57-60.
«Осень» и «Зима». Связи с национальным фольклором прослеживаются в части «Осень», хотя они и не столь явственны, как в «Белорусской свадьбе».
Близость к белорусской колыбельной присутствует в теме марша «Ин-ферналь», произведения с чертами романтического стиля. Некоторые черты славянской интонационности ощутимы и в другом ярко романтическом произведении Абрамовича- Полонезе Es-dur.
Неоценима роль А. Абрамовича в истории белорусской музыки. Он стал автором первых фортепианных произведений на национальную тематику и положил начало широкому использованию белорусского фольклора в профессиональном творчестве.
В первой половине XIX столетия началась творческая деятельность пианиста, композитора, дирижёра и музыкального писателя Флорнана Ми-ладовского(1819 - 1889). Будущий композитор родился 4 мая 1819 г. в Минске. Его отец Фабиан Миладовский происходил из старинного, но обедневшего дворянского рода и был вынужден зарабатывать на жизнь уроками музыки. В доме Миладовских часто устраивались музыкальные вечера, которые посещали минские любители музыки.
Пианистическая и композиторская одарённость Флориана обнаружилась рано, и отец стал его первым учителем. Позже семья переехала в Вильно, где мальчик стал брать уроки у опытного педагога-пианиста Фердинанда Тибе. Уже в десятилетнем возрасте Ф. Миладовский дал первый публичный концерт. К этому времени он уже являлся автором многих мазурок, полонезов, вальсов, контрдансов, англезов, которые пользовались популярностью в кругах интеллигенции Виленщины.
В начале 30-х годов XIX в. семья Миладовских вернулась в Минск, где Флориан стал брать уроки фортепиано и композиции у известного музыкаль* ного педагога Доминика Стефановича73. В эти годы у Миладовского сложились дружеские отношения с будущим белорусским и польским композитором С. Монюшко, который также обучался у Стефановича. Тогда же Миладовский приобрёл известность как пианист в Беларуси и за её пределами.
В 1836 г. меценат и любитель музыки Бенедикт Тышкевич приглашает музыканта в своё имение Червоный Двор около Ковно в качестве учителя музыки для своих дочерей и дирижёра симфонического оркестра. Постепенно под руководством Ф. Миладовского оркестр Б. Тышкевича становится одним из лучших частных оркестров Европы. Коллектив мастерски исполняет симфонии Моцарта, Бетховена, Ф. Шуберта.
В имении Тышкевича Миладовский находит личное счастье. Он знакомится с учительницей французского языка Августиной Парро, которая в скором времени становятся его женой.
В 1841 г. по совету С. Монюшко Миладовский едет в Берлин для завершения музыкального образования. Здесь он знакомится с немецким ком-
73 Доминик Стефанович (1797 - 1871) - белорусский музыкальный педагог, наставник С. Монюшко, Ф. Миладовского, К. Марцинкевич. С 1848 г. содержал в Минске «Частный женский пансион», просуществовавший до 1865 г., где преподавал музыкальные предметы. Обучал нотному пению воспитанников Минской гимназии.
позитором-романтиком Ф. Мендельсоном, который помогает белорусскому музыканту советами по композиции и рекомендует ехать в Вену для более систематических занятий. В Вене Миладовский берёт уроки гармонии и полифонии у преподавателей Ф. Хельтцля и С. Зехтера, вокала у ф. Хаузера и контрапункта у И. Фишхофа.
Получив серьёзную теоретическую подготовку у известных зарубежных педагогов, Миладовский в 1843 г. возвращается в Червовый Двор. Здесь он продолжает руководить оркестром, много сочиняет. После смерти Тышкевича оркестр распадается, и в 1851 г. Ф. Миладовский переезжает в Вильно.
В Виленский период жизни Миладовский тесно общался с Монюшко. В 1854 г. друзья основали Общество святой Цецилии, задачей которого была пропаганда духовной музыки. На открытии Общества была исполнена Месса Es-dur Ф. Миладовского, которой дирижировал С. Монюшко.
В 1855 г. Миладовский возвращается на родину и обосновывается в Мацках - живописном селении неподалёку от Минска. Здесь композитор создаёт единственное в его наследии произведение для театра - оперетту «Конкуренты» на текст М. Лапицкого и В. Сырокомли, премьера которой состоялась в 1861 г. в Минске. В период с 1857 по 1860 гг. Миладовский впервые выступает как музыкальный писатель. Он становится автором многочисленных материалов для польского журнала «Рух музычны», в которых освещает проблемы музыкального образования, развития духовной музыки и музыкальной культуры Беларуси, Литвы и Польши.
В конце 50-х - начале 60-х годов наступает апогей творческой активности Ф. Миладовского. В эти годы создаются цикл песен «Польские напевы» на стихи польских поэтов Я. Прусиновского и В. Вольского и множество фортепианных сочинений, среди которых мазурки, полонезы, ноктюрны, экспромты. Некоторые из фортепианных пьес Миладовского были напечатаны в сборниках, выходивших в Беларуси и за рубежом. Так, «Экспромт» был помещен Ф. Листом в сборник, вышедший в Штутгарте, четыре мазурки и полонез были изданы в Париже. Полонез в 4 руки вышел из печати в Минске, три мазурки, посвященные Монюшко, были изданы в Варшаве.
В 1862 г.Ф. Миладовский вместе с семьёй эмигрировал во Францию. Белорусский музыкант жил вначале в Метце, позже в Сан-Клементе, где с 1865 по 1869 гг. был профессором фортепианной игры в Высшей музыкальной школе. К нему пришло материальное благополучие, которое омрачила болезнь глаз. В 1870 г. Миладовский потерял зрение, но не прекратил творчество. В 1871 г. он окончил цикл из 12 дуэтов для виолончели и фортепиано, названный «Альбом слепого». К счастью, после удачной операции зрение композитора восстановилось.
Последние годы Ф. Миладовский жил в Нанси и Бордо, где и умер 8
июня 1889 г.
Творческое наследие композитора в значительной части утрачено. Не дошли до нас оперетта «Конкуренты», духовные сочинения - Месса Es-dur и «Магнификат», фортепианные и виолончельные сонаты, фортепианные трио,
струнный квартет, многие миниатюры. Сохранились не самые показательные сочинения Миладовского: Контрдансы для фортепиано, изданные в Вильно, две мазурки (посвященные С. Монюшко), изданные в Варшаве в 1857 г. я Полонез для фортепиано в 4 руки, изданный в 1860 г. в Минске. Контрдансы были сочинены в отроческий период и посвящены виленскому учителю Миладовского Ф. Тибе. Их музыкальный язык мало индивидуален и близок большинству салонных пьес того времени. В Мазурке a-moll ощутимы черты подражания музыке Ф. Шопена. Мазурка e-moll более своеобразна, наполнена речевыми интонациями, которые причудливо сочетаются с упругим танцевальным ритмом. Полонез в 4 руки был сочинен для сыновей композитора. Это изящная выразительная пьеса в простой трё'хчастной форме с достаточно сложными техническими приёмами. Однако следует признать, что ни одно из сохранившихся произведений не даёт полного представления о композиторском стиле Ф. Миладовского.
Жизнь и творчество выдающегося композитора Станислава Монюшко (1819 - 1872), виднейшего представителя польской музыкальной культуры, тесно связано с Беларусью. С. Монюшко является классиком белорусской музыки точно так же, как и классиком польской. Белорус по происхождению, он с раннего детства впитал фольклор своего народа4. Вместе с тем> он не смог в своём творчестве в полной мере выразить белорусскую национальную идею, так как не ставил перед собой подобной задачи. Важным достижением для белорусского музыкального театра первой половины XIX в. стала опера С. Монюшко «Селянка», написанная по пьесе «Идиллия» В. Дунина-Марцинкевича и поставленная силами его музыкально-драматического кружка.
Будущий композитор родился 5 мая 1819 г. в имении Убель Игуменского уезда Минской губернии, в родовом поместье семьи Монюшек. < Музыкальным образованием мальчика занималась мать композитора. Именно она привила сыну любовь к «Историческим песням» Ю. Немцевича - памятнику польской романтической литературы, музыку к которому создали К. Курпиньский , Ф. Лессель76, М. Шимановская77 и др. Яркие впечатления оставили у Станислава белорусские народные песни.
В 1827 г. семья переехала в Варшаву, где С. Монюшко начал брать уроки фортепиано, органа и теории музыки у органиста и педагога Августа Фрейера, ученика известного польского композитора Ю. Эльснера. После
"* Это отчасти отразилось в его мелодиях, особенности которых не всегда правильно оценивают польские
музыковеды
75 Кароль Курпиньский (1783 - 1857) - польский композитор, музыкально-общественный деятель, дирижёр, теоретик, один из создателей национальной оперы. Автор 26 музыкально-сценических произведений (опер, мелодрам, оперетт, балетов), сюжеты которых часто связаны с польской историей. Создал произведения различных жанров, в том числе ряд камерно-инструментальных ансамблей, фортепианных полонезов к песен.
16 Франтишек Лессель (19В0 - 1838) - польский композитор, ученик Й. Гайдна, автор ряда сочинений различных жанров, в числе которых цикл из 10 песен на текст «Исторических песен» Ю. Немцевича, 71 Мария Шимановская (1789 - 1831) - польская пианистка и композитор, автор около 100 инструментальных и 20 вокальных сочинений, среда которых 5 «Исторических напевов» для голоса с фортепиано на тексты из Ю. Немцевича.
возвращения в Минск в 1830 г. Монюшко продолжил занятия музыкой у педагога Д. Стефановича. Обаяние личности учителя сыграло немалую роль в том, что С. Мснюшко избрал путь композитора, сделав творчество своей профессией. В Минске Монюшко получил и общее образование в гимназии.
В 1834 г. в Минске была поставлена музыкальная сценка С. Монюшко «Конторские служащие», «комедиоопера», написанная, по некоторым версиям, в соавторстве с Д. Стефановичем. Это был первый опыт работы композитора в области музыкального театра.
В 1836 г. состоялась поездка Станислава с дядей Александром в Вильно, где юноша получил чрезвычайно яркие впечатления от опер Моцарта, Россини, Вебера, Беллини и Обера, которые ему посчастливилось услышать в исполнении немецкой оперной антрепризы.
В 1837 по 1840 гг. Монюшко жил в Берлине, где совершенствовал свои знания у директора Певческой академии Карла Рунгенхагена. Здесь композитор получил профессиональные навыки работы с хором и оркестром, изучил гармонию, контрапункт, инструментовку и музыкальную форму, проникся интересом к созданию вокальной музыки. Именно К. Рунгенхаген познакомил С. Монюшко с оперой «Фауст» жившего в Германии белорусского композитора А. Г. Радзивила. Ко времени пребывания в Берлине относятся также первые опубликованные сочинения - три песни и баллада «Три Будрыса» на стихи А, Мицкевича.
В Виленский период жизни С. Монюшко (1840 - 1858 гг.) значительно активизировалась его творческая деятельность. В Вильно он занимал должность церковного органиста, дирижировал концертами, давал уроки музыки в частных домах, писал статьи для музыкальной прессы. Художественная и общественная жизнь города находились в те годы в состоянии упадка. Были закрыты Университет и Медицинская академия, не было оперного и постоянного драматического театров, симфонического оркестра. Тем не менее, именно в Виленский период С. Монюшко создал наиболее яркие образцы вокальной и оперной музыки, благодаря которым он заслужил славу одного из величайших (наряду с Ф. Шопеном) польских композиторов.
п При жизни автора было издано шесть сборников, последний вышел в 1859 г. Всего же композитором созданы 12 «Домашних песенников», содержащих более 25С романсов. |
В 1841 г. вышел в свет первый сборник романсов, названный С. Монюшко «Домашним песенником»78. Ему композитор предпослал развёрнутый проспект, в котором изложил своё эстетическое кредо. Предназначая романсы для домашнего исполнения, Монюшко желал повысить уровень польского бытового музицирования и воплотить в музыке национальный характер польского народа. Вместе с тем, в первый выпуск «Песенника» вошли «Сельские песенки» и «Песни принёманских деревень», написанные на стихи белорусского поэта Я. Чечота, в которых воплотились особенности слышанной композитором в детстве белорусской народной музыки, черты национального местного колорита. Поставив одной из своих задач введение белорусского (в сознании Монюшко неразделимого с польским) мелоса в шляхет-
скую среду, он сблизил национально окрашенный музыкальный язык со лем аристократического салона, что затрудняет поиск в этих песнях определённых фольклорных цитат. Однако появление «Домашнего песенника» С. Монюшко имело громадное патриотическое значение как для польской, так и для белорусской культуры первой половины XIX в.
Ещё в годы учёбы С. Монюшко привлёк жанр оперетты. В период с 1837 по 1839 гг. он создаёт оперетты «Ночлег в Апеннинах» и «Новый Дон-Кихот». В Вильно появляются «Состязание музыкантов» и «Чудесная вода» (на либретто виленского драматурга-любителя О. Корвин-Милевского) и начинается плодотворное сотрудничество композитора с белорусским драматургом В. Дуниным-Марцинкевичем. Его результатами стали поставленные в Минске оперетта «Рекрутский еврейский набор» (1841) и опера «Селянка» (1852). Музыку этой народно-бытовой комической оперы Монюшко писал в соавторстве с известным минским музыкантом Константином Кржижановским (вероятно, по этой причине произведение не упоминается польскими музыковедами). В афише указывалось: «опера в двух действиях на польской и простонародной говорке», что не оставляет сомнений в том, что часть текста была написана на запрещённом в то время белорусском языке.
В довольно непритязательном сюжете оперы отразились патриотические мотивы. Помещик Кароль Летальский, вернувшись из-за границы, находит жизнь на родине скучной и неинтересной. От «франкомании» его излечивает любовь к простой крестьянской девушке Юлии. Решив остаться в родном краю навсегда, он становится «добрым паном» для своих крестьян.
Введённое в оперу двуязычие подчеркивало социальные различия между персонажами. Языком панов был польский, крестьяне, иногда Юлия и комиссар пели по-белорусски. Точно так же музыка, характеризующая польскую аристократию, отличалась стилевой манерой европейского оперного искусства, а в народно-бытовых сценах начинал формироваться новый белорусский оперный стиль.