Шедевры античного искусства 9 страница
Самый строгий архитектор позднего классицизма — Стасов В. П. (1769—Ц848). Он строил Павловские казармы на Марсовом поле, Императорские конюшни, проектировал склады и магазины, ставил триумфальные ворота, оформлял интерьеры Зимнего дворца после пожара 1837 г.
Знаменитым памятником в Петербурге является «Медный всадник» Фальконе. «Памятник Петру I затмил все, что было создано им ранее, и все конные статуи его предшественников. Все необычайно в этом изваянии: его сила воздействия, его роль в мировой поэзии, его исторические судьбы и сама история его возникновения». Французский скульптор Фальконе приехал в Россию для сооружения этого памятника, будучи уже известным у себя на родине. Кто бы мог ожидать, что в создателе кокетливых статуэток «амуров и купальщиц» скрывался мощный монументалист? Фальконе словно переродился. Его вдохновлял образ Петра-созидателя, человека неукротимой воли, и сам город, им основанный, — стройные ритмы, большие просторы. Открывается широкая перспектива Невы. Царит силуэт всадника на крутом гребне волны. Ничто не заслоняет памятник, не мешает его круговому обходу и восприятию всего богатства его пластических аспектов. Все силуэты памятника выразительны. То он видится в колоссальном напряжении, берущим крутой подъем, то уже одолевшим подъём и над бездной осадившим коня, то всадник выглядит благосклонным, то гневно грозящим врагам, то в нем чудится безжалостная деспотическая сила: сам жест простертой длани неоднозначен в производимом им впечатлении. Впечатления меняются не только при круговом обходе монумента — они зависят и от того, смотреть ли на них издали или вплотную, виден он сквозь пелену тумана или пелену падающего снега, или при лунном свете.
Красота Петербурга легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи надолго заворожили русское искусство, Петербургу посвящали свои произведения Гоголь, Достоевский, Блок, Брюсов, Анна Ахматова; его без конца рисовали и писали художники «Мира искусств». Но нигде лучше не сказано о нем, чем в этих строках:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла
Адмиралтейская игла...
А русский поэт Радищев писал в оде «Осьмнадцатое столетие»: «Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро...»
19. РОМАНТИЗМ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ XIX в.
Историю русской культуры первой половины XIX в. невозможно рассматривать вне тех процессов, которые происходили в России. Брожение умов, выход прогрессивных журналов, создание тайных обществ. Всех волновали революционные события, происходившие в европейских странах. Современников волновал вопрос о том, каким путем должна пойти Россия, как избавиться от пут крепостнического права.
Путь русской художественной культуры, начиная с классицизма, пролегал в первой половине века через романтизм и реализм. Литература играла в этом движении авангардную роль. В ней в первые десятилетия XIX в. обнаружились ясно выраженные романтические тенденции.
Романтическая концепция провозглашала свободу творческой личности, она ставила творца в ситуацию, отчуждающую его от окружающего общества, разрушала нормативную эстетику классицизма. Поэт видел себя творческой личностью, способной вдохновляться и получать «божественное озарение». Мотив протеста звучит в лучших произведениях романтической литературы. Именно поэтому романтизм стал важным эвеном в общем движении литературы и искусства к критическому реализму. А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь начинали свой путь с романтических произведений. Совершенно иной сравнительно с XVIII столетием стала общественная роль художника. Романтический художник был окружен легендами; его облик представлялся современникам в ореоле вдохновения; он приобретал новые общественные права. Искусство становилось средством борьбы, нравственного воспитания. С первых же шагов новая русская живопись XIX в. связала свою судьбу с романтизмом.
Одним из художников, стоявших у истоков искусства XIX в., был Орест Адамович Кипренский (1782—-1836).
Картины Кипренского говорят нам о том времени; в них душа тех лет. В них красота волнения и порыв, стремление к динамике внутренней жизни. Художник искал в человеке возвышенное начало, изображая своих героев в лучшие минуты, передавая их способность чувствовать, их стремление жить духовной жизнью. Кипренский писал портреты. Художник всегда как бы держал перед глазами высокий человеческий идеал, он искал его отблески в конкретных людях, которые оказывались перед его мольбертом. Художник часто обращался к автопортрету. Он через собственный характер, на опыте своего мира чувств познавал человеческие страсти. Автопортретные образы Кипренского — образ Ростопчиной (1809), образ Давыдова (1809), Жуковского — раздумчивы, они вглядываются в мир, вверяют себя собеседнику. Не случайно эти портреты иногда сравнивают со стихотворными посланиями другу. Герои портретов Кипренского живут в особом мире, открываются зрителю, предлагая почувствовать их внутренний мир — всегда сложный, подвижный.
Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной (1788—1832) является прекрасным примером вышесказанного. Она была женой генерала-майора Авдулина. В Петербурге Авдулины имели собственный дом, они давали балы, на которых бывал и Пушкин. В этом портрете появилась гладкая фактура и четкость деталей. Черное шелковое платье, желтая турецкая шаль исполнены с «чрезвычайным отчетом». Так же написан прозрачный чепец, драгоценный веер, золото и жемчуг. Среди этой строгой роскоши выступает бледное, нежно-фарфоровое лицо женщины хрупкой, грустной и мечтательной, испытавшей горести и разочарования, сдержанной и замкнутой, погруженной в свой внутренний мир. Одинокий, увядающий белый гиацинт — цветок грустной античной легенды, навевает мысль о гибнущей молодости и красоте. Неоднократно возникало сравнение портрета Авдулиной с Моной Лизой Леонардо. Кипренский создавал своеобразный парафраз знаменитого произведения Леонардо. Вместе с тем в портрете Авдулиной запечатлена женщина романтической поры, человек начала века.
Кипренский был не одинок. К формам романтического портрета обращался А. Варнен; как последовательный романтик выступает А. Орловский (1777—-1832). Замыкает группу художников, представляющих русский романтизм на первом его этапе, пейзажист Сильвестр Щедрин (1791—1830). Природа у Щедрина всегда возвышенная, сияющая радостными красками; она опьяняет человека, приносит ему сладостное ощущение счастья. Такими примерами являются картины «Новый Рим» (1325), «Берег в Сорренто с видом на остров Капри».
В 30-е годы романтизм приобрел новый характер — более-конфликтный, иногда пророческий (как у Иванова). После 1825 г. обнаружился кризис государственной системы. К 40-м гг. романтизм постепенно исчерпает свои силы, открывая пути к критическому реализму.
В 30—40-е гг. на первый план выдвинулись исторические картины, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова — тот жанр, в котором пересекались классицизм и романтизм.
Картина была написана очень быстро (1830—1833) в порыве вдохновения. Он изобразил многофигурную сцену: люди, застигнутые в городе извержением Везувия, спасаются бегством; над ними уже гремит гром и сверкают молнии; надвигается смерть. Но в момент смертельной опасности они сохраняют достоинство и величие. Даже погибшие освещены этой человеческой красотой. Картина Брюллова Словно знаменует собой предчувствие всемирной катастрофы, которая постигнет человечество. Вместе с тем картина была обращена к проблемам общества, в котором сам художник жил. Ощущение надвигающихся перемен испытывали лучшие люди Европы того времени.
А. С. Пушкин восторженными стихами откликнулся на привезенную в Петербург из Италии картину К. Брюллова.
Везувий зев открыл —дым хлынул клубом — пламя
Широко развилось, как боевое знамя.
Земля волнуется — с шатнувшихся колонн Кумиры падают!
Народ, гонимый страхом. Толпами, стар и млад,
под воспаленным прахом, Под каменным дождем
бежит из града вон.
Высокая зрелость характеризует музыкальную культуру последекабристского периода. Она достигает полной самостоятельности и становится в один ряд с наиболее развитыми и богатыми культурами европейских стран. В музыке этот период может быть по праву назван глинкинским. Могучая творческая личность Глинки подняла русскую музыку на новую ступень развития, заслонив собой почти все созданное ее предшественниками. Подобно Пушкину, Глинка был гением универсальным. Он воплотил в своем творчестве многообразнейшие стороны русской жизни и русского народного характера. Всеобщность глинкинского гения проявляется в жанровом многообразии его творчества. Глинка — создатель русской классической оперы, классического романса, он также заложил основы классического русского симфонизма. Глинка поднял русскую музыку на уровень мирового значения. Зарубежные музыканты признали своего русского сотоварища одним из крупнейших композиторов современности.
К композиторам глинковской поры принадлежат Верстовский, Алябьев, Варламов, Гурилёв и другие.
Яркой творческой личностью среди них был Алябьев, разносторонне одаренный мастер, автор опер, но полнее всего высказавшийся, однако, в области вокальной лирики. Песни и романсы Алябьева принесли ему широкую популярность. Чувства разочарования, тоски и одиночества, которыми проникнуты многие романсы Алябьева, охватили передовые круги дворянской интеллигенции после 1825 г. Вместе с тем композитора привлекала песенная лирика, на слова Дельвига был написан его лучший романс «Соловей», «Я вижу образ твой» по Гете, «Два ворона» на слова Пушкина и другие. Их можно отнести к ряду самых выдающихся образцов вокальной лирики.
В этот общий поток романсовой лирики влились романсы Глинки. Традиционные до того времени жанры любовно-лирического романса, элегии, русской песни, баллады Глинка поднял на новый уровень художественного мастерства. При кажущейся простоте средств все романсы Глинки требуют тонкого и совершенного мастерства. Шедеврами вокального романса являются элегия «Сомнение», «Не искушай», «Разочарование», «Бедный певец», «Я помню чудное мгновенье» и др.
Русское искусство начала XIX в. — это проникновенное понимание человека. Русский романтизм — это глубокое выражение той правды чувств, которая заключена в интонации мелодии, рисунке, словах.
Кипренский, Пушкин, Глинка — эти имена говорят о подъеме русского искусства начала XIX.в. Преследуемые царским правительством и великосветской чернью, они находили опору в широких кругах общества. Брошенные ими семена не пропали даром для русского искусства XIX и XX вв., ведь романтики были детьми бурной эпохи, во многом определившей будущее человечества. Нам трудно представить мировое искусство без ярких, красочных творений романтиков.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута — и стихи свободно потекут.
20. ИДЕАЛЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ИСКУССТВЕ
В Европе XVIII в. почти все пространство человеческого знания и разума было заполнено философией Просвещения. Мыслители, ученые и люди искусства отстояли перед церковными и светскими властями определенную свободу научного и художественного творчества. С гордой своей утонченностью цивилизация, потребность в жизненных удобствах в той же мере стимулировали научные открытия, что и потребности в познании.
В 1751 г. вышел первый том Энциклопедии, или «Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Издание, по выражению Дидро, стало символом «века философии». Руководителями гигантского проекта были Дидро и Даламбер и еще 178 сотрудников. Уже к 1759 году, несмотря на запрет, в свет вышли семнадцать томов текста и одиннадцать томов иллюстраций. Это монументальное произведение вобрало в себя все направления мысли, эпохи Просвещения. Была составлена общая картина всех знаний, которые человечество приобрело к середине XVIII в. В введении к «Энциклопедии» Даламбер приглашает читателя самостоятельно мыслить и искать истину в естественных науках, в истории, а не в Библии или церковных проповедях. Человек сам держит в руках свое счастье; он способен всего достичь, если освободится от оков, мешающих его движению вперед. «Энциклопедия» сама того не зная, изменяла мир. Ее идеи провоцировали антипросвещенченские тенденции, вызывали ожесточенные споры. Очень скоро они станут залпами Революции. Чтимые и ненавидимые, авторы «Энциклопедии» выступали в роли ее предвозвестников. Гимн труду, прославление природы, иллюстрации давали представление о реальной жизни и воспевали прогресс. Вселенная просматривалась насквозь — от недр до утробы человека.
Распространение книг, газет и кафе приводит к тому, что в XVIII в. у людей появляются новые привычки, например, читать печатные издания. Аристократические салоны были центрами светской жизни, 300 парижских кафе тоже являлись очагами культуры, где читались газеты и обсуждались новости. Основывались публичные библиотеки и читальные залы. Создавались литературные общества, научные общества, например, академии, которые становились настоящими бастионами «литературной республики».
Именно в XVIII в. в центре общественного внимания оказывается личность идеального писателя. «Писатель — это философ, человек света и наставник человеческого разума», — писал Вольтер в своей статье, посвященной литераторам. С 1760-х гг. и до самой Революции культ писателя сочетается с поклонением Прогрессу. Силой своего гения писатель соединяет рационализм и чувствительность, призывает свободу и правит империей общественного мнения. Вот эта новая философия и перевернет весь западный мир. Наука эпохи Просвещения делает невиданные успехи и открытия. Важные страницы Ботаники были написаны в Королевском саду (Ботанический сад), вобравшем огромное множество растений. Карл фон Линней (1707—1778) описал тысячи видов флоры, фауны, дал им двойные латинские названия. В 1700 г. Жозеф Турнефор создает научную классификацию цветов, положив в ее основу строение тычинки. Термин «биология» ввел в оборот французский натуралист Жорж Луи Бюффон (1707— 1788), обозначив им «науку о жизни». В 1868 г. Ньютон опубликовал главный труд своей жизни — «Математические начала натуральной философии». Парижская Академия наук делает большие успехи в астрономии, установив мощные телескопы, снабженные микрометром — изобретением Озу, и часами с маятником — изобретением Гюйгенса, что позволило увеличить точность измерений в сто тысяч раз.
Двое ученых — Ньютон и немецкий философ Лейбниц — почти одновременно открывают исчисление бесконечно малых величин. Расчеты Ньютона- очень помогли в описании «небесной механики», вплоть до настоящего времени математики пользовались методами и записями Лейбница. Энтузиазм европейской публики вызвали машины, вырабатывавшие электричество. Весь Париж устремлялся на демонстрации опытов аббата Нолле, который развлекал королевский двор, наэлектризовывая роту гвардейцев Людовика XV.
Успехи естественных наук и технические достижения способствовали развитию производства.
В XVIII в. Австрия, Пруссия и Россия утверждаются в качестве великих держав. Происходит это благодаря обширным реформам, предпринятым европейскими монархами под влиянием философских идей Просвещения. Монархи поддерживали новые веяния, но расставаться с неограниченной властью не хотели: это была эпоха просвещенного абсолютизма. Все они жили в одно и тоже время — король Испании Карл III (1716—1788), российская императрица Екатерина II ('1729—1796), австрийский император Иосиф (1741—-1790) и прусский король Фридрих II (1712— 1786). Объединяла их любовь к философии Просвещения, изменившей взгляд на мир. Верить теперь нужно не в Господа Бога, а в человеческий разум, науку и технику, доказавшие удивительную способность человека управлять Вселенной, делать ее более гармоничной. Окружив себя великими мыслителями и учеными, вооружившись новыми идеями, эти монархи начинают преобразовывать свои страны, стараясь им придать более современный вид, развивая их экономически. Короли-философы по-своему толковали великие принципы Просвещения, особенно применительно к политике. Все они оставались убежденными сторонниками абсолютной монархии и брали пример с Людовика IV, восхищаясь блеском и достижениями его царствования. И все же дух Просвещения стимулировал процесс реформ. В царствование Фридриха II Пруссия становится первоклассной военной державой и совершает рывок в экономическом развитии. Екатерина II укрепила российское государство, преобразовала его экономическую и административную системы, но своими реформами только усилила самодержавие и крепостничество. В Европе XVIII в. стал веком общения. Обмен людьми и идеями свидетельствовал о существовании взаимного интереса между востоком и западом континента. Философы будоражили умы монархов. Переезжая из одной страны в другую, они содействовала взаимопроникновению культур и формированию единой общеевропейской цивилизации. Философы эпохи Просвещения скептически оценивали возможность существования Господа Бога, восставали против господства Церкви над государством и обществом. Следуя примеру философов, большинство монархов равнодушно относилось к религии. Они открыли новую эру — эру веротерпимости, в разных странах проявившуюся по-разному.
Рост городов — одна из примечательных черт XVIII в. Благодаря увеличению числа университетов и театров, города становится средоточением интеллектуального и художественного творчества. Горожанам возводятся дворцы для их увеселения. Строительство Московского университета, Смольного института в Санкт-Петербурге лишний раз подтверждает, что Россия принадлежит Европе.
От сверкающего мира удовольствий был неотделим и интеллектуальный прорыв Века Просвещения. Развлечения сопровождались утонченными беседами, чтением литературных произведений XVIII в. — это и триумф Музыкального искусства. Наступает эпоха гигантских органов. Облагораживается и скрипка, бывшая до тех пор любимым инструментом деревенских праздников.
В музыкальной Европе эпохи Просвещения все больший тон задает католическая и итальянизированная Австрия Моцарта. За отпущенную ему короткую жизнь испытаниям подвергались и талант Моцарта, и его чувства. Он создавал шедевры, но не имел чуткого покровителя. Всемирно признанный сегодня, гений умирает 35 лет отроду, в нищете и нужде. Освоив все музыкальные стили и жанры, создав музыку для всех инструментов, Моцарт воплотил в себе всю музыкальную культуру своей эпохи. Список его произведений насчитывает более 700 опусов, в числе которых оперы «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта».
Творчество Иоганна-Себастьяна Баха (1685—1750), сочинявшего как религиозную, так и светскую музыку, оказало решающее воздействие на развитие всей западной музыкальной культуры.
Оперы, симфонии, квартеты, сонаты, церковная музыка — все это сочинил Иозеф Гайдн (1732 — 1809), ставший вместе с Моцартом и Бетховеном одним из законодателей классической венской музыки.
С 1715 г. французский классический театр начинает распространять свое влияние на большинство европейских стран. XVIII в. приносит всеобщее увлечение театром. К 1791 году в Париже был 51 театр. Появились и частные театры: Вольтер, где бы он ни жил, устрашал собственный театр. Буржуазные драмы и сентиментальные комедии ставят реальные проблемы формирующегося общества. Дидро и Бомарше облагородили новый театр своими именами. А еще были и ярмарочные театры и театры парижских 5 бульваров, учитывающие вкусы простых людей. Незадолго до французской революции Бомарше (1732—1799) выпускает на сцену Фигаро в знаменитой трилогии «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро» и «Преступная мать».
В гуще народа всегда существовали самые разные социальные категории. Наряду с крестьянами, рабочими, ремесленниками, мелкими чиновниками, низы общества включали и тех, чей труд был совсем уж незавидным, а также домашнюю прислугу. Жанровые сценки художника Шардена помогают представить облики заботы простых тружеников, таких как прачки, кухарки, судомойки. Жанровые картины ценились эстетами несмотря на то,
что без прикрас рассказывали о повседневной жизни маленького человека.
Это было время, когда была написана Энциклопедия, когда дух Просвещения будил научные мысли и человек ставил омыты во Вселенной... Когда в Европе правили просвещенные государи. Когда Французская революция прославляла свободу, равенство, братство.
21. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ XIX в. ХАРАКТЕРИСТИКА ЕВРОПЕЙСКОГО РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА
Это были времена, когда Франция превращалась из революционной страны в буржуазную... Когда Наполеон I со своей Великой армией нес народам идеи революции... Когда Европа внимала звукам и слову романтизма... Когда монархическая Англия становилась первой державой мира... Когда паровая машина, доменная печь и ткацкий станок совершали переворот в промышленности... Когда народы Средиземноморья сбрасывали гнет империй...
Россия. 1812 г. Отечественная война вызвала небывалый общественный подъем и рост национального самосознания. Война привела к резкому обострению общественных противоречий. Появляется мысль о необходимости изменений в государственном устройстве России. Читаются и передаются вольнолюбивые стихи А. С. Пушкина. В 1825 г. — восстание и поражение декабристов. Реакция Николая I, жестокий полицейский режим. Но реакция не могла задушить живое. Молодежь зачитывалась статьями Белинского, Герцена. Известность получают произведения Лермонтова, Гоголя, Крылова.
Достаточно только перечислить имена крупнейших представителей русской литературы, изобразительного искусства, музыки и архитектуры: Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Грибоедов, Жуковский, Крылов, Белинский, Герцен, Воронихин, Захаров, Росси, Глинка, Мартос, Щедрин, Венецианов, Кипренский, Брюллов, Иванов, Федотов...
Первая половила XIX в. воспринималась одними как конец нормальной человеческой жизни, другими — как начало пути к прогрессу, Это было время всеобщей растерянности, когда надежды сменялись разочарованиями. Французская революция и наполеоновские войны наложили глубокий отпечаток на облик Европы, особенно германских стран. Чаяния целых народов и отдельных людей сталкивались и взаимодополнялись, часто приводили к конфликтам, а иногда сливались воедино. Из этого хаоса рождался новый мир.
Немецкие романтики пренебрегали солнечным светом — царством разума. Ночная жизнь позволяла им соприкасаться с другим измерением, исполненным чувствительности, поэзии, трепета и общения с духами стихий. Но ночь была и символом страхов, гнездящихся в самой глубине души человека. Песня Франца Шуберта «Лесной царь», сочиненная на слова баллады Гете, сделала страшные ночные тайны действующими лицами драмы: не откликнувшийся на зов Лесного царя ребенок умирает на руках отца.
Лесной царь
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой? Ездок запоздалый, с ним сын молодой. К отцу, весь вздрогнув, малютка приник: Обняв его, держит и греет старик.
—Дитя, что ко мне
ты так робко прильнул?
—Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
он в темной короне с густой бородой.
—О нет, то белеет туман над водой.
Иоганн Вольфганг фон Гете
(перевод Жуковского)
Вместе с общественными потрясениями, начавшимися с конца XVIII в., шло становление новой государственной, трепетной и тревожной: «душевные порывы, поддерживаемые уже культурой барокко, начинают заявлять о себе в области творчества. Романтизм питался не только иллюзией, но и мечтательностью, исповедальностью, личностным началом. Он открыл эру индивидуализма и выражения чувств. Ведущую роль в развитии этой чувствительности играла музыка. Подобно живописи или литературе, она нуждалась в свободе творчества, не скованного никакими застывшими условностями. Это иногда приводило к непониманию слушателями некоторых композиторов. Музыкант, вложивший душу в сочинение, переживал такое непонимание очень болезненно.
Немецкий венский романтизм способствовал коренному обновлению музыкального жанра.
Бетховен настолько использовал в своих сонатах возможности фортепьяно, что форма его пьес изменялась и подчинялась этим возможностям. Опере повезло на талантливого Карла Марию фон Вебера, написавшего в 1821 г. «Вольного стрелка», который положил начало жанру фантастической драмы. В 1843 г. эстафету принял Рихард Вагнер с оперой «Летучий голландец». Но самым романтическим жанром была песня, лучше всего удавшаяся Францу Шуберту и Роберту Шуману. «Зимний путь» Шуберта (1827) — это самый простой и в то же время самый волнующий песенный цикл в истории музыки.
Фредерик Шопен (1810—1849) — первый великий польский композитор, которому удалось придать своему творчеству ярко выраженный национальный характер. При этом Шопен не позволял себе прямо использовать народные мелодии родной Польши, а предпочитал творчески создавать собственный польский стиль.
Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Камила Сен-Санс — вот величайшие из композиторов-романтиков.
Великобритания отвергла бесчувственность нового мира промышленников и деловых людей и все возрастающую свободу нравов. Вовлеченная вслед за остальной Европой в водоворот романтизма, она обратилась к своему прошлому — в частности, к средневековью, — наделяемому неисчислимыми достоинствами взаимопомощи и счастливой общинной жизни под покровительством феодальных сеньоров. Прочная религиозная основа английской литературы несла беднякам надежду на милость в загробном мире, буржуазии — убежденность в обладании божьей благодатью.
Шотландец Вальтер Скотт (1771 — 1832) своими романами «Квентин Дорвард», где действие происходит во времена Людовика XI, и «Айвенго», в котором встречаются Робин Гуд и Ричард Львиное сердце, порадовал всех приверженцев романтизма, дав им возможность вернуться в средние века к их бедам и героической борьбе против тиранов.
Лорд Байрон (1788—1824), сочинив поэму «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812), в которой были описаны средиземноморские странствия будущего рыцаря, «предстал перед глазами Европы как виднейший английский поэт-романтик. Смерть Байрона в Мисолонгионе, на земле Греции, которой он хотел помочь в обретении независимости, поставила его в ряд одиноких героев, отправившихся на поиски таинственного Грааля. В поэме «Дон Жуан», написанной в последние годы жизни, Байрон обнаружил! дерзость и насмешку, которые не соответствовали его романтическому образу.
Перси Биши Шелли (1792—1822) черпал вдохновение, в своей любви и дружбе. «Для любви, красоты и наслаждения не существует ни смерти, ни изменений».
На заре романтизма большой ценитель красоты Джон Китс (1795—1821) был убежден, что, как сказано в его «Оде соловью», искусство всегда торжествует над смертью.
Лежать у волн, сидеть на крутизне,
Уйти ,в безбрежность в дикие -просторы...
Подслушивать стихий мятежных опоры...
Нет, одиноким «быть не может тот,
Чей дух с природою один язык найдет.
Нависавший эти строки лорд Байрон, как и другие романтики, восстал против классицизма, его жестких ограничений.
Романтизм был одной из великих литературных революций нового времени: ему предназначалось художественно выразить новый тип сознания. Романтики выразили свою эпоху глубоко, больше чувством, чем разумом. Они видели, что «в крови родился новый век, век шествует путем своим железным, в сердцах — корысть» (Баратынский). Просвещение апеллировало к всеобщим засолам, романтики обращались к личности человека. Романтизм Цвейг назвал «лирической весной Европы». Как развивалось творчество романтиков, что удалось им нового рассказать своим современникам и нам, потомкам, о человеке и об окружающем мире, к чему призывали и призывают нас творцы романтического искусства — об этом поведают нам сами художники, созданные ими произведения и их герои.
Рожденное революцией капиталистическое общество, быстро набирая силы, раскрыло вместе с тем и свое противоречие между трудом и капиталом. В недрах общества происходило становление того класса, которому история судила стать «могильщиком буржуазии» — класса революционного пролетариата. Пролетариат выступает уже в качестве самостоятельной исторической силы в период европейских революций 1848 г.
Новые задачи, вставшие в этих условиях перед искусством, определили процесс перехода с позиций романтических на позиции реалистического изображения действительности. Создателями реализма, критического по своему характеру, явились Бальзак, Стендаль, Диккенс, Теккерей, Дюма, Курбе, Милле, Федотов и другие. Художник-реалист глубоко изучает действительность окружающей жизни, изображая типические характеры в типических обстоятельствах. Буржуазия стряхнула с себя одежды былой революционности и в бешеной защите своих прав и доходов обнажила свое истинное лицо - жестокую эксплуатацию. Создаются произведения такие, как социальная трилогия Гюго: романы «Отверженные», «Труженики моря», «Человек, который смеется». Сюда можно отнести и роман Флобера «Воспитание чувств»; величайший роман в мире — «Война и мир» Л. Н. Толстого.
Ярким представителем реализма в живописи был Оноре Домье (1808— 1879). «Жить работая и умереть в борьбе» — этот лозунг французских пролетариев был лозунгом жизни Домье. В своих политических карикатурах он метко бьет по самым уязвимым местам Июльской монархии. Домье — создатель графического эпоса XIX в., он вывел искусство на улицу, стал любимцем народа. «Улица Трансоне» (1834) Домье представил распростертый на полу труп рабочего, злодейски убитого полицией, а под ним убитый ребенок, старик, женщина...