Культура Киевской Руси и принятие православия
Дописьменный период развития культуры. Славянская письменность, русский язык. «Смеховая культура». Литература Древней Руси. Правовой кодекс. Зодчество Киевской Руси. Иконография. Культура Новгорода.
XII—XIII вв. древнерусская культура достигла своего высшего уровня и широко распространилась на огромной территории Восточной Европы. Русские города стали соучастниками создания общеевропейского романского художественного стиля. В основе этих достижений — успехи в развитии материальной и духовной культуры предшествующего периода. Выдающееся развитие получило русское ремесло. В Древней Руси существовало более 40 ремесленных специальностей. Важное место занимало кузнечное. Производилось более 150 видов изделий из железа, стали. На Руси были сделаны некоторые технические изобретения, среди них цилиндрический замок, который с успехом продавался в Европе. Знания ремесленно-практического толка развивались, укреплялись,передавались из поколения в поколение.
В дописьменный период значительных успехов достигло устное народное творчество. Богатство устной языковой культуры запечатлено в народной поэтической и песенной традиции: песнях, сказках, загадках, пословицах. Значительное место в фольклорной языковой традиции занимала календарная языковая поэзия, опиравшаяся на языческий культ: заговоры, заклинания, обрядовые песни. На протяжении многих поколений народ создавал и хранил своеобразную «устную» летопись в виде эпических сказаний о прошлом родной земли. Устная летопись предшествовала летописи письменной. К X в. относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Былины — это устные поэтические произведения о прошлом. В их основе лежат реальные исторические события. Былины пелись часто в сопровождении гусляров. Главной темой былин Киевского цикла была тема борьбы с иноземными захватчиками, идея единства и величия Руси. В народной памяти былинный эпос сохранился до XX в.
Строительство ладьи. X в. С древнерусской миниатюры.
Переговоры киевского князя Святослава с византийским императором Цимисхием.Миниатюра из рукописи Иоанна Скилицы.
Русская ладья-однодеревка.Хв.
В. Фаворский. Плач Ярославны. Иллюстрацияк «Слову о полку Игореве».
Значительным культурным переворотом является введение единой письменности. Русский язык — один из славянских языков, относящихся к индоевропейской группе, прошел долгий путь развития. В VII—VIII вв. можно предположить существование восточно-славянских племенных диалектов, на основе консолидации которых возник древнерусский язык. Он сформировался в XI—XIV вв. Старославянский язык пришел на Русь с богослужебной литературой. Славянская азбука была составлена греками Кириллом и Мефодием с учетом специфики славянской речи, на основе греческого скорописного письма с добавлением букв из коптского и самаритянского алфавитов. Один из письменных памятников Киевской Руси «Русская правда» написан подлинно народным, простым, ясным языком. Этому языку не страшны были «влияния». Он мог только обогащаться новыми словами, оборотами, не теряя своего национального облика.
Языческий ритуальный танец в русской деревне XI-XII вв. С миниатюры XIII-XIVвв.
Славянская письменность и литература в XI-XII вв. достигла своего расцвета. Менее чем за 150 лет Русь прошла путь от периода бесписьменности к вершинам словесного искусства. Язык величайшего произведения «Слово о полку Игореве» корнями уходит в народную устную поэзию, откуда автор черпал свои образы, эпитеты, сравнения. «Слово» уникально, оно наиболее полно отражает дух эпохи, ее мировоззрение. Для истории русской культуры важно подчеркнуть еще одно свойство. Русский язык, литература при наличии особенностей народных говоров прочно внедрились на всей территории Руси. От севера до юга в юридических документах, исторических повестях, стихах, прозе звучал гибкий, образный русский язык.
Благодаря мощным связям с Византией развивалось просвещение. Городское население Руси было грамотным. Князья владели иностранными, древними языками. Киевскую Русь называли «книжной страной». При монастырях были созданы школы, библиотеки, архивы, переводилось большое количество литературы, писались летописи. Уровень развития культуры Киевской Руси для своего времени был достаточно высок.
После принятия христианства для Руси стало характерным противоречивое отношение к светским увеселениям: их то запрещали, то признавали необходимость смеховой разрядки. Первое было характерно для духовенства, которое видело в народных традициях проявление язычества. Но в сознании народа, большинства князей аскетическое отрицание плотских радостей вызывало противодействие. С XI в. в литературных памятниках встречаются упоминания о скоморохах. Это были актеры, сочетавшие черты потешника, драматического лицедея, музыканта, певца, танцора, фокусника. Со своими «бесовскими» песнями и плясками они были любимы как при дворе князя, так и в крестьянской избе. Помимо скоморохов любимыми зрелищами народа были коллективные игрища, приуроченные к традиционным бытовым и земледельческим праздникам. Гротеск, буффонада, смех были непременным элементом этих веселых зрелищ. «Смеховая культура» сохранялась в традициях этих праздников. Но христианские ценности и обряды постепенно входили и в народную культуру, вытесняя язычество, перемешиваясь с ним.
Князь угощает митрополита и его причт. Миниатюра из «Жития св. мучеников Бориса и Глеба».XIV в.
Погребение князя. Миниатюра из « Жития св. мученников Бориса и Глеба». XIV в.
От XI—XII вв. дошло более 80 духовных и светских книг, древнерусские авторы предпочитали оставаться неизвестными. Литература Древней Руси быстро стала самостоятельной. Она взяла на себя как бы все функции по воспитанию народа. Церковная литература сформировалась в различных жанрах — притчи, жития, поучения («Поучения Владимира Мономаха», «Сказание о Борисе и Глебе»), К первой половине XI в. относятся истоки философской культуры. Их связывают с религиозно-философским произведением «Слово о законе и благодати» киевского митрополита Илариона.
Древнерусскую литературу можно рассматривать как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет — мировая история. Тема — смысл человеческой жизни. Многотомные великие Четьи-Минеи (т. е. чтения, расположенные по месяцам года), летописи («Повесть временных лет» и др.), хронографы, «хождения» (описания путешествий) — все это свидетельствовало о чувстве величия мира у древнерусского человека. Литература этого периода носила поучительный характер, рассказывала не о придуманном, а о реальном. До XVII в. она почти не знает условных персонажей, имена действующих лиц исторические. Литература Руси видела свою главную роль в просвещении, проповеди светской жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру.
Домовой. Новгород. XIII в.
Высокого уровня достигло законодательство Древней Руси. Правовой кодекс «Русская правда» поражает развитой для своего времени правовой культурой.
Языческая Русь не знала храмового строительства. После принятия христианства, по заказам князей, в городах начинается каменное строительство. На Руси были возведены величественные памятники древнего зодчества: Богородица Десятинная (Десятинная церковь, построенная в честь принятия христианства), Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке, Золотые ворота в Киеве, Владимире. Принципы строительства храмов (крестово-купольный стиль) были заимствованы из Византии. Храм являл собой как бы умень шенное отображение мироустройства. Внимание к сводчатым аркам определилось традицией, связанной с грандиозным символом неба — куполом. Центральное пространство храма в плане образовывало крест.
Собор св. Софии в Киеве. XI в. Рисунок XVII в.
Особенность зодчества Киевской Руси проявлялась, с одной стороны, в следовании византийским традициям (вначале и мастера были преимущественно греки), с другой — сразу наметился отход от византийских канонов, поиск самостоятельных путей в архитектуре. Так, уже в первой каменной церкви — Десятинной — наметились такие нехарактерные для Византии черты, как многокупольность (до 25 куполов), пирамидальность. Внутри храмы украшались фресками и мозаикой. Необходимым элементом украшения были иконы. Первые архитекторы и иконописцы в Древней Руси были греки, которые обучали русских. Но где бы ни обучались русские художники, они перенимали лишь технику, интересовались стилем. Уже в XII в. русские иконописцы создают оригинальные художественные композиции на темы, неизвестные в Византии. Самой почитаемой на Руси иконой было изображение Богоматери с младенцем на руках, выполненное неизвестным греческим живописцем в XI в. Эта икона получила название «Владимирской Богоматери» и стала своеобразным символом Руси.
В условиях феодальной раздробленности важную роль в сохранении и укреплении связей между разрозненными землями играла общность культурных традиций. Художественное наследие Киевской Руси сохраняло значение в качестве образцов, которым стремились следовать. Возникали местные школы, в творчестве которых приемы и формы киевского искусства получили самостоятельное развитие. Образование местных школ способствовало сближению искусства народного и «ученого», более широкому проникновению народных элементов в культуру господствующего класса. В середине XII в. во Владимиро-Суздальском княжестве началось широкое строительство монументальных храмов (Успенского, Дмитриевского во Владимире, роскошных дворцовых сооружений в Боголюбове). Высокого развития достигло церковно-певческое искусство.
Церковь Покрова Богородицы на Нерли. XII в. |
Музыка, благодаря своей гармоничности, целостности и возвышенной духовности, оказывала сильнейшее воздействие на человека. Человек в храме получал эмоциональное успокоение, очищение, внутреннюю «благостность» не только под воздействием музыки, но скорее от целого комплекса храмового искусства. «Процесс богослужения представлял собой некое мистериально-символическое действо, осуществлявшееся по законам зрелищных искусств, строго подчинившееся определенному каноническому сценарию, включавшему в себя хореографию священнослужителей, чередование музыки и речитации, последовательность участия в действе тех или иных чинов священнослужителей, хора, масс верующих»*. Речь идет о синкретичности храмового искусства, одним из компонентов которого являлась музыка.
* Бычков В. В. К вопросу о восточно-христианской гносеологии // Историко-философский сборник. М., 1971. С. 309.
Первый исследователь духовной музыки Д. В. Разумовский относил начало возникновения русского певческого искусства ко времени княжения Владимира Святославича и сына его Ярослава Мудрого. Князь Владимир после своей женитьбы на византийской царевне Анне привез с собой из Херсонеса в Киев так называемый «царицын хор».
Во время княжения Ярослава Мудрого пришли на Русь «богоподвизаемы трие певцы гречестии сроды своими». Они, по мнению Разумовского, явились основоположниками русского церковного пения. Русские певцы обучались у греческих мастеров. При главном киевском Десятинном храме были созданы хор певчих и школа обучения пению, которые явились центром певческого искусства на Руси.
Наряду с наличием общих с Европой тенденций в развитии культуры этого периода существовал ряд особенностей ее формирования, связанный со спецификой социальных процессов. Своеобразно шел процесс классообразования. Преобладала свободная земледельческая община, основанная на коллективных формах собственности. Ячейкой общественного устройства была община. Русь — страна городов, но их роль иная, чем в Европе. Там они — центры ремесла, торговли. На Руси — политические центры. Важнейшая проблема Руси — соотношение личности и общества — разрешалась в пользу коллектива.
Князь Ярослав Владимирович. С фрески церкви Спаса Нередицы в Новгороде. XII в.
Чингисхан. Китайский рисунок.
К середине XII в. Русь распалась на несколько княжеств. Европа тоже прошла этот период развития, после которого сформировались национальные государства. Но на Руси этого не случилось. В XIII в. с Востока началось монголо-татарское нашествие, а с Запада — интервенция Литвы, Швеции, требовавших смены вероисповедания, принятия католичества. Юго-западные земли Руси, оказавшись в составе Великого княжества Литовского, продолжали развиваться по европейскому типу. На северо-западе своеобразно развивался Новгород. В XIII-XIV вв. он становится крупнейшим центром древнерусской культуры.
Древний Новгород. План.
Искусство Новгорода отличалось чертами яркого своеобразия. В новгородских былинах воспевалась не только защита страны от внешнего врага, но и внутренняя жизнь большого города с его контрастами, борьбой интересов, широким разгулом, весельем, расточительностью. Популярный герой новгородского эпоса Садко — бедный гусляр, певец, который становится первым в городе купцом.
Типично русским явлением в новгородской культуре было искусство колокольного звона, которое здесь доведено до степени высокого и тонкого мастерства.
Церковь Новгорода была самостоятельной, верующие выбирали себе духовного пастыря. Этот порядок был ближе к протестантским традициям. В Новгороде процветали ереси. Здесь раньше, чем на Западе, появились реформаторские тенденции и даже атеистические настроения. Многое напоминало здесь европейскую реформацию. Принципы новгородской демократии давали возможность участвовать в жизни республики не только знати, но и городскому плебсу. В условиях давления с Запада и с Востока республика стремилась сохранить свой тип развития. В борьбе за независимость прославился князь Александр Невский. Своей гибкой политикой уступок Золотой Орде он сопротивлялся наступлению катастрофы. В 1478 г. Новгородская республика подчинилась великому Московскому князю Ивану III. Исчез последний островок, ориентированный на европейский тип развития.
Бату-хан , внук Чингисхана. Китайский рисунок.
Осада города монгольским войском. Древнерусская миниатюра.
Ледовое побоище. Древнерусская миниатюра.
В целом древнерусская цивилизация Киевского периода по своим типологическим чертам мало отличалась от раннефеодальных цивилизаций Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, единообразие многих ценностных ориентации. Православный характер русского христианства и тесные экономические, политические, культурные связи с Византией определили стилевую специфику цивилизации Древней Руси. В первые века Киевскую Русь по многим культурным, ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры, хотя по большинству форм общественного устройства и жизнедеятельности она была скорее ближе к Центральной Европе, так что на первом этапе своего становления российская цивилизация уже синтезировала черты европейской, эллинистической культуры и византийской мистики.