На тему: Никола - Депрео Буало
Крымский Федеральный Институт им. В. И. Вернадского
РЕФЕРАТ
По зарубежной литературе
На тему: Никола - Депрео Буало
Выполнила: Кравчишина Валерия
студентка 2 курса 23 гр.
Форма обучения: заочная
Проверила: Скороходько Светлана
Александровна
г. Симферополь
Буало-Депрео, Ни кола - французский поэт и критик. Родился 1 ноября 1636 в Париже. Был пятнадцатым ребенком в семье состоятельного судейского клерка, лишился матери в двухлетнем возрасте. С 1643 по 1652 учился в коллежах Аркур и Бове, где получил основательное классическое образование. По настоянию семьи в 1646 принял сан, однако карьера священнослужителя его не привлекала и он приступил к изучению права (1652–1656).
Благодаря полученному в 1657 скромному наследству Буало оставил занятия юриспруденцией, целиком посвятив себя поэзии и литературной критике. Между 1660 и 1666 он написал свои первые Сатиры (Satires), отчасти подражание Горацию и Ювеналу, но вместе с тем свидетельство несомненной оригинальности автора. Главное новшество состояло в том, что Буало стал называть скверных поэтов поименно, не считаясь со светскими условностями своего времени.Сатиры пользовались успехом, во Франции и Голландии вскоре появились пиратские издания. Между 1668 и 1677 была опубликована серия стихотворныхПосланий (Epistles).
Cамое знаменитое произведение Буало– Поэтическое искусство, долгое время считалось учебником классических «правил», которым неразумные современники якобы вынуждены были подчиниться. Буало действительно удалось заключить многие предписания и определения в изумительные александрийские строфы, но гораздо более значительным и оригинальным было его настойчивое утверждение роли страсти и силы в эстетическом опыте. Этими же соображениями объясняется и его давний интерес к греческому трактату О возвышенном. [1]
В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив свое расположение к Буало, несмотря на смелость его сатир. Лучшими сатирами Буало считаются 8-я ("Sur l'homme") и 9-я ("A son esprit"). Кроме того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т. д., отличающихся изяществом стиха; им недостает, однако, истинного поэтического порыва. Но выдающимся значением в истории французской литературы Буало обязан своей дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art po e tique", которая является наиболее полным выражением положений ложно-, или новоклассической, школы. Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но, в то же время, прост и свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Буало пользовался недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю поэзию XVIII столетия, пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сантиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем "Art poe tique" создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным в французской литературе ("Законодатель Парнаса"). Таким же бесспорным авторитетом Буало являлся и в русской литературе конца XVIII столетия. [2]
Буало стал выступать как литературный критик уже в 1660-х годах: он написал рассуждение по поводупервой стихотворной новеллы Лафонтена (см. ЛАФОНТЕН Жан де) «Джоконда» (1665) и этюд «О сатире» (1668), а также создал язвительные стихотворные пародии — «Шаплен без парика» (1665) и «Герои из романов» (1666).Как я уже упомянула выше «Поэтическое искусство», самое знаменитое произведение Буало, долгое время считалосьучебником классических «правил», которым современники будто бы вынуждены были подчиняться. На самомделе Буало лишь обобщил то, что уже стало общепринятым в эстетике классицизма. При этом ему удалось создать подлинно художественное творение: его наставления заключены в изумительные по звучности иизяществу александрийские строфы. Для Буало ясность, правильность, четкость формы и стиляпредставляли ценность не сами по себе, а как способ очистить литературное произведение от всехпогрешностей, мешающих читателю получить полноценное эстетическое впечатление. «Поэтическоеискусство» состоит из четырех песен, тесно связанных между собой. В первой из них прославляется разумкак источник прекрасного; вторая посвящена оценке различных лирических жанров — оды, элегии, сонета,баллады, эпиграммы, идиллии; третья — центральная — содержит характеристику драматических жанров иэпоса; в четвертой рассматриваются вопросы писательской этики и утверждается общественное значениелитературы. Трактат Буало обращен к избранным — тем, кто обладает поэтическим даром. Но этимизбранникам нужны советы и система, которая состоит из «вечных» категорий. Решительно защищаяправдоподобие и противопоставляя его истине, Буало разделял со многими своими собратьями уверенностьв том, что поэт должен прежде всего утверждать добро. [3]
Своей комической поэмой «Налой» («Le Lutrin») Буало хотел показать, в чём должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами.
В двенадцатилетнем возрасте Буало был прооперирован по поводу мочекаменной болезни. Последствием операции стала импотенция. Это обстоятельство обыгрывается в непристойной лицейской эпиграмме Пушкина:
Не хочешь ли узнать моя драгая
Какая разница меж Буало и мной?
У Депрео была лишь запятая
А у меня две точки с запятой.
Увечьем объясняется ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер стиля [4]
Одним из основных принципов эстетики Буало является требование во всем следовать античности. Он даже выступает за сохранение античной мифологии как источника нового искусства. Корнель и Расин часто обращаются к античным сюжетам, давая им современную трактовку. Под античными именами и событиями они выводят современных героев и актуальные конфликты. Необходимо отметить, что французские классицисты ориентируются, скорее, на суровое римское искусство, а не на древнегреческое. Буало использует материал античности для противопоставления его как искусству и эстетике барокко, так и буффонаде Таберена, комедиям Мольера, басням Лафонтена, в которых он видит проявление своеволия, нарушение правил, посягательство на дисциплину.
Классицисты, как и теоретики эпохи Возрождения, вслед за античными философами занимаются проблемами красоты, гармонии, пропорций, но видят в них умозрительность, идеальную сущность, ограниченную геометрической точностью. По Буало, красота – это гармония и закономерность Вселенной, но источником ее является не сама природа, а некое духовное начало, упорядочивающее материю и противостоящее ей. Духовную красоту он ставит выше физической, а произведения искусства – выше творений природы. Природа у Буало уже не норма, не образец для художника. В понимании сущности искусства он исходит из того, что она предварительно должна быть очищена, освобождена от первоначальной грубости, оформлена упорядочивающей деятельностью разума, и только после этого она может быть использована художником. Именно такую облагороженную природу Буало называет “изящной”. “Изящная природа”, скорее, отвлеченное понятие, чем объективная реальность. Для Буало природа противостоит духовному началу. Разум, дух упорядочивает материальный мир, и художник воплощает как раз духовные сущности, лежащие в основе природы. Разум и духовное начало в данном случае тождественны. Любое художественное произведение должно черпать в разуме свой блеск и достоинство. От поэта необходимо требовать точности, ясности, обдуманности. Нет красоты вне истины, поэтому и критерии у них одни – ясность и очевидность. Буало уверен, что все непонятное некрасиво.
Ясность содержания и воплощения – вот основные признаки красоты художественного произведения по Буало. Причем ясность должна касаться не только частей, но и целого. Гармония частей и целого провозглашается как непременная основа прекрасного в искусстве. Все туманное, нечеткое, непонятное, неразумное Буало объявляет уродливым.
Если Буало выступает против того, чтобы изображать характер в развитии, то он игнорирует и пользу изображения тех условий, в которых формируется характер. Характер, изолированный от условий, места и времени, представляет собой продукт абстрагирующей деятельности мышления. Тип для искусства классицизма совпадает с родовым понятием. Таким образом, наряду с принципом тождества, классицистами выдвигается абстрактно-логическая манера создания типа. [5]
Никола Буало-Депрео умер в Париже 13 марта 1711 г.
Список литературы:
1. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BUALO-DEPREO_NIKOLA.html
2. http://www.c-cafe.ru/days/bio/11/084.php
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/10141/Буало
4. http://www.epwr.ru/quotauthor/txt_103.php
5. http://libsib.ru/estetika/estetika-kak-nauka-osnovnie-etapi-razvitiya-esteticheskoy-misli/nikola-bualo