Меценаты в русской музыке. (Н.фон Мекк,С.Мамонтов,М.Беляев)
Меценат — лицо, способствующее на добровольной и безвозмездной основе развитию науки и искусства, оказывающее им материальную помощь из личных средств.
В России меценатством стали заниматься намного позже, чем в Европе, в конце XVIII в.
Большой вклад в культуру внес С.И. Мамонтов), сделавший капитал на железнодорожном строительстве, помогавший художникам и артистам, создавший в середине 90-х гг. XIX в. Московскую частную оперу, где расцвели таланты Ф.И. Шаляпина, С.В. Рахманинова.
Его вклад в развитие русского искусства трудно переоценить. Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870—1890 имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленов, К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.
Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи.
Надежда Филаретовна фон Мекк , любительница музыки, меценатка, друг Чайковского, оказывавшая ему в течение многих лет материальную поддержку.
Н.Ф.фон Мекк, дочь смоленского помещика, получила домашнее, но разностороннее образование, с ранних лет была увлечена музыкой, училась играть на фортепиано. В шестнадцать лет она вышла замуж за дворянина Карла Федоровича фон Мекка, инженера путей сообщения государственной службы, который впоследствии, занявшись собственным делом, разбогател на строительстве и эксплуатации железных дорог.
Став очень богатой, Н.Ф.фон Мекк покровительствовала молодым музыкантам, среди которых выделила профессора Московской консерватории Чайковского. Его музыку она ставила на одну ступень с классическими произведениями давно признанных авторитетов. Через скрипача И.Котека, ученика и друга Чайковского, она узнала о материальных затруднениях композитора и нашла удобный и тактичный способ прийти ему на помощь, - заказав ему и щедро оплатив несколько небольших музыкальных работ.
Последовавший за этим обмен любезно-официальными письмами стал прологом к интереснейшей переписке, которая не прекращалась почти четырнадцать лет. Их необычный диалог в письмах начался в декабре 1876 года. В этом году умер муж Н.Ф.фон Мекк. Обремененная большим семейством, она почти перестала бывать в обществе, замкнулась в семейном кругу. Все ее радости сосредоточились на любимом искусстве - музыке. И тут представилась возможность принять участие в судьбе композитора, с которым она не была знакома лично, но чьи произведения высоко ценила. Н.Ф.фон Мекк взяла на себя заботу о материальном благополучии Чайковского, выдавая ему ежегодно по 6000рублей, создав, таким образом, исключительно благоприятную атмосферу для его творчества. Их отношения прекратились в 1890 году.
Н.Ф.фон Мекк Чайковский посвятил Четвертую симфонию и Первую сюиту (негласно). Подарил рукопись "Евгения Онегина" и трех пьес для скрипки и фортепиано, которые Чайковский посвятил имению фон Мекк Браилову ("Воспоминание о дорогом месте"), где он плодотворно работал.
Помимо этого, влиятельная покровительница искусства щедро выделяла средства для работы Николая Рубинштейна и Клода Дебюсси .
Митрофан Беляев - рус. муз. деятель и нотоиздатель. Получил домашнее муз. образование. Играл на альте, фп., участвовал в любительских квартетах и оркестре. Богатый лесопромышленник, меценат Б. способствовал развитию русской музыки. В 80-90-х гг. 19 в. на муз. вечерах в доме Б. собиралась группа музыкантов, объединившихся в т.н. Беляевский кружок. Высоко ценя талант А. К. Глазунова и творчество композиторов "Новой русской музыкальной школы", Б. основал "Русские симфонические концерты" (1885) для пропаганды их сочинений. Любитель и знаток камерной музыки, он организовал также "Русские квартетные вечера" (1891). Устраивал ежегодные конкурсы (с присуждением премий) на лучшее произв. камерного жанра (с 1892). Для поощрения рус. композиторов учредил Глинкинские премии (1884). В 1885 основал изд-во "М. П. Беляев в Лейпциге" (см. Издательства музыкальные), выпускавшее сочинения рус. композиторов и ставшее одной из крупнейших рус. издательских фирм (вок. произв. издавались с переводами текстов на франц. и нем. языки). Деятельность Б. носила художеств.-просветительный характер и способствовала развитию отечеств. муз. культуры.
РУССКАЯ МУЗЫКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА: КОМПОЗИТОРЫ И СОЧИНЕНИЯ. ОБЗОР ОПЕРНОГО И БАЛЕТНОГО ТВОРЧЕСТВА ПРОКОФЬЕВА. БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»