Дмитренко Татьяна Ивановна (село Новоалександровка, Беловодский район, Луганская обл.)
Устаревшие, но живые
(Урок по теме «Устаревшие слова», 7 кл., с использованием
материалов журнала «Светозар», № 24, 2008)
Цели урока: 1) познавательная - ознакомление учащихся с устаревшими словами и причинами их выхода из активного употребления; 2) практическая – формирование умения находить в толковом словаре устаревшие слова и обосновывать использование устаревших слов в художественном тексте; 3) развивающая – развитие логического мышления;
4) воспитательная – формирование познавательных интересов учащихся.
I. Объявление темы и цели урока.
II. Актуализация опорных знаний.
III. Работа под новым материалом.
1. Сообщение учащегося (опережающее задание) по теме (по статье С.В. Волкова «Слова – пенсионеры и слова – младенцы»).
Знание многих устаревших слов необходимо современному человеку. Иначе он просто не сможет знакомиться с культурой прежних эпох, не будет полностью понимать многие литературные произведения.
2. Задание. На рисунке изображена витрина музея. Назовите предметы одежды и быта; которые там нарисованы. Есть ли сейчас в быту такие предметы? Употребляются ли слова, которыми называются эти предметы?
Вопрос классу. В связи с чем выходят из активного употребления слова?
Возможный ответ. С течением времени выходят из употребления отдельные орудия труда, предметы одежды, домашнего обихода и т.д. Одновременно перестают употребляться слова, называющие их. Слова могут устаревать, заменяясь другими, хотя называемые ими предметы, явления остаются, например: ветрило (парус).
3. Самостоятельная работа с учебником. Изучение теоретического материала. Вопросы классу. Какие слова называются устаревшими? (Слова, вышедшие из активного повседневного употребления). Где они чаще всего встречаются? (В художественных произведениях). Как обозначаются устаревшие слова в толковых словарях? (Пометой устар.)
4. Работа в группах. Найдите в толковом словаре и запишите 3-4 устаревших слова.
5. Задание. Прочитайте текст. Почему третьеклассники не смогли правильно объяснить значение? Смотрите «Толковый словарь».
Однажды на уроке в третьем классе учительница подошла к доске и написала несколько слов, которые были широко распространены в русском языке 60-70 лет тому назад. Ребятам было предложено дать объяснение каждому из этих слов.
Вот некоторые из их ответов: Барышник – «дядя, который не работает, а ухаживает за барышнями». Приказчик – «тот, кто издает приказы». Лапотник - «медведь, у которого болят лапы». Смешно, не правда ли?
(Ю. Откупщиков)
6. Игра «Аукцион». Вспомните фразеологизмы, в которых встречаются устаревшие слова, обозначающие старинные меры длины и веса. Побеждает тот, кто последним назовет и объяснит устойчивое сочетание.
6.1. «Косая сажень в плечах» (о крепком широкоплечем человеке).
6.2. «Семи пядей во лбу» (об очень умном человеке).
6.3. «От горшка два вершка» (об очень маленьком).
6.4. «Будто аршин проглотил» (о человеке, который держится неестественно прямо»).
6.5. «За семь верст киселя хлебать» (очень далеко).
6.6. «Мал золотник, да дорог» (о ценности).
6.7. «Семь верст до небес и все лесом» (бестолковщина).
7. Слово учителя. Слова сажень, аршин, пядь, пядень, вершок, верста, золотник, как мы уже отметили, встречаются во фразеологизмах современного русского языка. Это старинные названия мер длины и веса.
Сообщение учащегося о старинных мерах длины и веса по ст. С.В. Волкова.
Слово учителя. Давайте вспомним художественные произведения, в которых встречаются меры длины и веса. («Дюймовочка» Андерсена, «Муму» И.С. Тургене-ва, «Мальчик-с-пальчик» Ш. Перро, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя и др.)
9. Конкурс «Один из четырех».
9.1. Какого роста была Дюймовочка? А. 5 см.; Б. 2,5 см.; В. 4,5 см.; Г. Меньше 1 см.
9.2. Известно, что в старину длину измеряли саженями. Саженей было много, чуть ли не в каждой губернии своя. О какой сажени пишет В.И. Даль в своём словаре: «от ножной пятки до конца поднятой вверх руки противной стороны»?
А) обыкновенная, б) косая, в) маховая, г) круглая.
10. Работа в парах со словарями В.И. Даля, С.И. Ожегова по определению значения слов «дюйм», «сажень», «верста», «аршин», «пуд», «десятина», «четверик», «миля», «вершок», «фут», «золотник» и др.
11. Загадка. Поутру с сажень, днём с пядень, а к вечеру через поле хватает (тень).
12. Литературная викторина по материалам журнала «Светозар».
13. Выяснение роли устаревших слов в художественном тексте. (Для более точного рассказа о жизни людей в прошлом).
14. Выборочный диктант по тексту из журнала «Светозар» (выписать устаревшие слова).