Требования к минимуму содержания дисциплины
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Методические указания по изучению курса
для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
всех специальностей и направлений бакалавриата
Вологда
УДК 130.2:7.01(076)
Культурология:методические указания по изучению курса для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения всех специальностей. – Вологда: ВоГТУ, 2013. – 34 с.
Методические указания по дисциплине «Культурология» для студентов заочной формы обучения составлены в соответствии с требованиями (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы при изучении курса.
Методические указания предназначены студентам заочной формы обучения всех специальностей и направлений бакалавриата ВоГТУ.
Утверждено редакционно-издательским советом ВоГТУ
Составители:Гостева Л.Ф., канд. филос. наук, доцент;
Середа Н.Д., канд. филол. наук, доцент
Рецензент:Асташов В.Н., канд. филос. наук, доцент
В В Е Д Е Н И Е
Цели и задачи дисциплины
Культурология относится к базовым учебным курсам обязательного блока гуманитарных дисциплин. Культурология – интегральная наука ХХ в., включающая данные философии, социологии, истории, искусствознания и др. Она дает системное представление о сущности, структуре и содержании культуры в ее исторической динамике.
Включение в учебную программу вузов технического профиля курса культурологии вызвано настоятельной потребностью гуманитаризации высшего образования.
Цель преподавания курса – целостное образование личности специалиста, обладающего качествами, которые помогут ему гармонично включиться в современные социально-экономические и общекультурные процессы.
Предлагаемый курс охватывает наиболее важные проблемы теории и истории мировой и отечественной культуры.
Задачи данного курсапредполагают
· гуманитаризацию процесса обучения в техническом вузе, препятствующую формированию одностороннего технократического мышления;
· осуществление образования и воспитания студентов в процессе усвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества;
· усвоение представлений о феномене культуры, богатстве и многообразии мировой культуры, закономерностях культурного процесса;
· усвоение понятийного аппарата культурологии, основных теорий и направлений, изучение наиболее важных этапов развития мировой и отечественной культуры;
· формирование системы ценностей, соответствующей новым условиям социального бытия и необходимой для саморегуляции культурного роста личности;
· выработку навыков осмысленного отношения к явлениям и проблемам современной культуры общества на фоне идеалов и духовных ценностей прошлых эпох.
Требования к знаниям и умениям по дисциплине
После изучения дисциплины
Студент должен иметь представление
· о феномене культуры, ее богатстве и многообразии;
· о специфике и закономерностях культурного процесса и типологии культуры;
· о месте отечественной культуры в мировом культурно-историческом процессе;
знать:
· понятийный научный аппарат культурологии;
· основные культурологические теории и направления;
· наиболее важные этапы развития мировой и отечественной культуры;
уметь:
· пользоваться источниками информации, обрабатывать и анализировать учебный материал;
· актуализировать знания, пользоваться усвоенным материалом в реальных жизненных ситуациях;
· формировать и обосновывать личную позицию по отношению к проблемам культуры.
Требования к минимуму содержания дисциплины
Структура и состав культурологического знания; методы исследований; основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры; культура и природа; культура и общество; культура и личность; культурогенез; динамика культуры; межкультурные коммуникации; культурные ценности и нормы; культурные традиции; социальные институты культуры; типология культур; культурная самоидентичность; этническая и национальная, элитарная и массовая культура; локальные культуры; восточные и западные типы культур; место и роль России в мировой культуре; культурная универсализация в мировом современном процессе.