Рациональность и модернизм 7 страница
В наше время существует ещё один способ, прибегая к которому предприниматели стараются создавать проблемы для потребителей. В западных странах очень мало людей, которые в состоянии позволить себе иметь вещи, сделанные из золота или серебра, но, как это ни странно, в развивающихся странах в каждом домашнем хозяйстве всегда найдётся что-нибудь, сделанное из серебра или золота. Причиной тому, как я выяснила, служит то, что в западных странах на любую вещь смотрят в плане её денежной стоимости, с тем чтобы всё, что покупается вами, могло бы быть впоследствии повторно продано. Если вы хотите купить серебряную ложку, то на ней обязательно должна быть указана проба. Если на ней отсутствует проба, то её невозможно перепродать. Так что ложку покупают, чтобы ею попользоваться, а потом – перепродать. На Западе люди никогда не мыслят, что «эта ложка может перейти моим детям или внукам». Наличие пробы на изделиях – очень важный фактор, и вы не можете иметь серебро никакой иной разновидности. Например, можно было бы иметь более дешёвое серебро, если его сплавить с другим металлом, но такое изделие нельзя перепродать.
Что же касается золота, во всех западных странах, напротив, используется наинизший стандарт содержания золота в сплаве - девять карат. В украшениях из такого сплава процент настоящего золота получается очень низким. Тем не менее, его можно перепродать, потому что на нём проставлена проба. Тогда как в развивающихся странах, особенно в Индии и Китае, люди используют золото в 22 или 24 карата, так что в их драгоценностях и ювелирных изделиях содержится существенное количество чистого золота. В трудные времена, если такие изделия невозможно продать за их художественную ценность, тонкое мастерство изготовления, то, по крайней мере, за высокое содержание золота их всегда можно продать или заложить и впоследствии выкупить. Парадокс заключается в том, что, покупая какую-то вещь, вы должны знать, какова реальная ценность данного изделия. Если это серебро, то нужно знать состав сплава, а доля чистого серебра в нём будет показателем его реальной ценности. Итак, что бы человек ни покупал, это должно быть существенным, а когда это нужно продать, в нём должна быть видна реальная ценность. Из-за этих парадоксальных ограничений человек не знает, покупать ему эти вещи или нет. По традиционной мудрости серебро является очень важным для здоровья сердца, так как оно сохраняет сердце в хорошей форме, тогда как золото важно потому, что оно не тускнеет. Если каждый день носить немного золота в виде украшения, оно поможет вам достичь некоторых положительных результатов очень утончённым образом, что я объясню позже.
Итак, в традиционных культурах, которые почти совершенно избежали душной атмосферы модернизма и стимулирования потребительского интереса, остались знания тонких свойств материальных ценностей и сохранилось уважение к этим ценностям. Парадокс в том, что в так называемых материалистических обществах уважение к материи отсутствует.
Войдите в любой современный дом на Западе, и вы найдёте там массу вещей из пластмассы. Сели на диван – он среди многого может быть сделан из пластмассы. Принимали пищу за столом – он, возможно, выполнен из пластмассы. Коснулись оконных рам – они тоже из пластмассы. Пластмассовые детали имеют необычайную способность вторгаться в любой натуральный материал, например, в ткань или стекло, или любой иной созданный Богом материал, который используется в сочетании с пластмассой. При этом, находясь вместе с пластмассой, натуральный материал обесценивается, теряя собственную специфичную энергию. Поскольку пластмасса является дешёвым материалом, вы можете непрестанно покупать пластмассовые вещи, одну за другой, и в любом домашнем хозяйстве имеется множество сделанных из пластика предметов одноразового пользования, а также вещей длительного пользования, выполненных путём сочетания пластмасс с иными материалами. Даже обеденные тарелки изготовлены из пластмассы. Не предпочтительнее ли купить одну изящную тарелку из латуни. Нечто ручной работы, вместо большого выбора пластиковой посуды. Ведь пластмасса – продукт машинного производства, получаемый из отработанной материи земли и поэтому содержащий в себе все компоненты, которые пагубно действуют на нас.
Если у вас есть какая-то вещь ручного изготовления, и вы регулярно и спокойно пользуетесь ею, то вы можете получать удовольствие от неё самой, а также наслаждаться приносимой ею пользой. Даже если у вас есть всего несколько хорошо изготовленных и красивых тарелок, вы чувствуете себя настолько удовлетворёнными, что вам не захочется покупать никаких других и понапрасну тратить своё время, постоянно разглядывая витрины. Тогда вы становитесь истинно свободным человеком. Если же вы следуете моде, вы будете заняты весь день, теряя время. Посетив чей-то дом, вы скажете: «О, он приобрёл такую великолепную вещь!». В результате вы отправитесь покупать ту же вещь, потому что вы сделали такой выбор. Но кто и с кем здесь играет в игры? Кто задаёт тон? Конечно же – вездесущие предприниматели, при этом они портят вас и ваших детей. Их соблазнительная реклама обрушивается по телевидению в часы, когда у экранов собирается максимальное количество зрителей во время детских передач: «Это прекрасная вещь, которая только что появилась. Куклы со своими днями рождения, медведи с целой родословной». И вся эта выдумка служит исключительно для того, чтобы поддерживать прибыль собственного предприятия.
Пользуясь своим правом делать выбор и тратить деньги на то, что завладело нашим прихотливым вниманием, мы просто играем на руку предпринимателю-эксплуататору. Пожалуйста, не забывайте, что он знает вас лучше, чем вы знаете самих себя. Следует помнить, что вся эта система предназначена для того, чтобы служить нам, а не для того, чтобы мы служили ей. И не наши откровенные нужды ответственны за перепроизводство потребительских товаров этой системой. Но кто страдает из-за перепроизводства этих товаров, так это – мы, потому что оно истощает земные ресурсы и создаёт постоянную ненужную трату денег, которые являются продуктом нашего труда и которые мы так вынужденно тратим на вещи, не испытывая в них нужды и, как правило, не приносящих нам ничего хорошего. Мне приходится видеть много домов, заполненных всяческим хламом, и их хозяев, страдающих от сердечных приступов, – хозяев, которые так усердно работали, чтобы скопить весь этот хлам.
Свободу, как просто возможность делать ложный и неуместный выбор, понимают лишь те люди, которые всё ещё остаются наивными и недалёкими, чтобы видеть лежащие в основе силы, порождающие каждодневные страсти и принуждение, которые маскируются под свободу. Конечно, человек должен быть свободен, чтобы действовать, выражать свою волю, но при этом никогда не следует доходить до состояния несдержанности. Вы должны знать, что делать и где остановиться. Если вы имеете автомобиль, у которого есть педаль газа, но нет тормозов, то каково же будет положение водителя? Точно так же, если у вас есть свобода, то вы также должны знать, что у вас есть и свобода сдерживать в определённый момент эту свою эксцентричную свободу.
Некоторые люди, которые всё ещё живут при коммунистическом режиме, безусловно, могут быть сдержаны, но это, конечно же, будет принудительное сдерживание. Когда им дадут свободу, смотрите, чтобы их вожделения оставались неосуществлёнными, ибо они могут проявиться даже с большей силой, чем желания людей в какой-либо свободной стране. Так что такое сдерживание должно прийти изнутри, а для этого человек должен получить духовное пробуждение. То есть, мудрость Духа должна завладеть вашим вниманием. Если спросить у гностика или сахаджа йога: «Что тебе нравится? Тебе нравится жгучая пища?», он ответит: «Начну с того, что нет ничего, что мне нравится или не нравится, однако, крайности составляют исключение. Я просто довольствуюсь тем, что есть, каким бы оно ни было. Кому это нужно – понапрасну тратить время, выбирая вещи? Просто получай удовольствие от того, что доступно». Ну, конечно же, если предлагаемая пища очень горячая, или очень кислая, или очень холодная, то он съест лишь немного, поскольку это – крайности.
К несчастью, этот бизнес по обеспечению «выбора» всё в большей и большей мере приобретает экстремальный характер (даже, как мы видим, когда дело касается супружества). Однако, такое стремление вашего эго приумножать возможности выбора сдерживается Духом, потому что, овладевая вашим вниманием, он позволяет вам понять важное эстетическое измерение вашего жизненного опыта. И вот, вместо того, чтобы попустительствовать эго в проявлении жадности к материальным объектам, человек начинает наслаждаться Божественной красотой материи. Или же, получившая самореализацию душа знает, что материя обеспечивает весьма удивительный способ выражения вашей любви, когда вы желаете преподнести некую материальную вещь кому-то ещё. Итак, когда вы видите нечто красивое, в душе у вас пробуждается радостная мысль, что эта вещь была бы подходящей для такого-то любимого вами человека. Например, некий джентльмен вместе с одним сахаджа йогом зашли в магазин, где этому джентльмену очень понравилось какое-то произведение искусства, но он не мог купить его, так как в данный момент при нём не было денег. И вот, его друг – тот самый сахаджа йог – позднее сходил и приобрёл упомянутое произведение искусства, и, подержав его некоторое время, отослал своему другу, как подарок ко дню рождения. Такая забота и глубокое проявление любви очаровали того джентльмена, который был счастлив вдвойне, видя, как понравившееся ему произведение искусства досталось ему благодаря прекрасной мысли своего любящего друга.
Итак, с одной стороны, именно внимание на Божественной прозорливости Духа сдерживает вашу жадность, вашу эгоистичность, ваше стремление к стяжательству и ваш неудовлетворённый ум. С другой стороны, знание того, что вы можете сделать для кого-то, чтобы по-настоящему осчастливить его имеющейся в продаже материальной вещью, вдруг приходит к вам в голову, позволяя понять истинную ценность материи и воспользоваться свободой выбора для того, чтобы выразить свою любовь и повысить качество жизни какого-то другого человека.
Глава 3
ДЕМОКРАТИЯ
Именно великий приход Авраама Линкольна обратил в реальность уникально правдивую идею демократии в Америке. Он особо оговорил, что правительство должно быть «народным», и, тем не менее, сегодня мы видим, что большинство стран, которые называют себя демократиями, на самом деле являются «демон-о-кратиями». Ими правят люди, которые ориентированы или на деньги, или на власть. Забота о благополучии населения, что должно быть главной целью демократического общества, совершенно пропала в наше время. Это просто больше не является вопросом озабоченности для тех людей, о которых говорят, что они стоят у кормила власти. Многие заявляют, и, возможно, не так уж ошибочно, что Америкой теперь больше управляет не народ, а только богатые, большой бизнес - промышленные и банковые магнаты, да киноактёры с актрисами. А остальная часть развитых стран в наши дни также управляется банками, антрепренёрами, средствами массовой информации и преступным миром.
Таким образом, идея Авраама Линкольна, как и идеи всех великих святых и пророков, оказались совершенно извращёнными, поскольку в нашем современном обществе, помешавшемся на деньгах, демократия вырождается. Какие бы благородные принципы ни провозглашались первоначально, они впоследствии исчезали в тумане острых полемических дискуссий на разных конференциях, созываемых по всему миру для решения проблем демократического общества. Вопрос установления высших этических норм, первоначально считавшийся главным приоритетом в любой демократической стране, теперь всецело снят с повестки дня.
Например, Америка, эта великая страна свободы, безо всякого сожаления или колебания будет поддерживать любую страну, которая, даже может быть по случайности, удовлетворяет требованиям текущей политики действующего президента США. Это делается невзирая на то, что данная страна может управляться деспотичной личностью, которая, возможно, не испытывает ни малейшего уважения к демократии. Например, как раз Америка и большинство европейских стран – провозглашавшие себя демократическими государствами – производили и продавали оружие Ираку, которым правит Садам Хусейн. Таким образом, многие демократические страны, объединив усилия, способствовали его становлению как очень могущественного милитариста, и всё потому, что это оказалось удобным для их политики.
Настоящая демократия возможна только тогда, когда народ действительно усваивает демократические принципы, превыше всего прочего уважая нравственные нормы. О людях же, помешанных на власти и желающих делать деньги каким бы то ни было способом, нельзя сказать, что они располагают правильной демократической идеологией. Демократия не может управляться людьми жадными, слабохарактерными и эгоцентричными. В действительности, истинным источником проблем своей страны, как и всего мира в целом, являются те самые дамские угодники или любители принимать спиртное, когда они работают над разрешением государственных проблем.
Политики должны посвящать себя благосостоянию народа, но иногда политика становится похожей на игру в шахматы, в которой единственная цель – это как можно дольше оставаться на доске. Политики не желают расставаться со своими креслами, к которым они прикипели, пока их насильно не заставят признать поражение. До последней минуты своей жизни они хотят быть в состоянии политического упоения. Они уходят в отставку лишь тогда, когда одной ногой определенно стоят в могиле. Люди такого низкого уровня неспособны работать на подлинную демократию. Для демократии нужны очень благородные, честные, знающие и сострадательные провидцы, отличающиеся благожелательным отношением к людям и абсолютной преданностью идеалам демократии.
Где же эта так называемая демократическая страна, чей правящий народ обладает такой силой, которая может поддерживать чистую и добродетельную демократию, предложенную Авраамом Линкольном? А в странах третьего мира, где политики скрупулёзно имитируют пример великих развитых стран, система демократических ценностей размывается ещё больше. В Индии, например, стоящие у власти люди, возможно, не желают искоренения нищеты, потому что они могут покупать голоса бедняков на выборах, давая им немного денег. Или же, они могут поддерживать некое меньшинство, потакая ему, с целью заполучения его фонда голосов в свою пользу. Итак, мы видим, что в этих слаборазвитых странах нищета на самом деле помогает поддерживать такого рода «демон-о-кратию».
Нигде в мире нет такого правительства, которое поистине было бы «властью народа, для народа и осуществляемой народом». Что мы видим в действительности, так это то, что облечённые властью люди не имеют понятия о моральных ценностях и надлежащей заботе о людях, которым они должны служить. К политической власти относятся как к инвестициям, предназначенным для приумножения капитала, что и происходит в бизнесе. Авраам Линкольн, как и любой другой святой, не упускал из виду абсолютные ценности, но он не ведал, что люди ещё не готовы к принятию такого высокого идеала, каковым является демократия, и что большинство членов общества будут склонны покидать этот трудный, но честный путь посвящения себя коллективному благополучию, выбрав шире практикуемое направление - удовлетворение своей корысти и эгоизма. Тем людям, которые избраны в органы власти, нужно в основном беспокоиться о благосостоянии общества в целом, не утрачивая мудрости действовать в духе доблестного служения.
Великодушный правитель в образе короля-философа (как это выдвинуто Сократом) являет собой идеального человека, подходящего на пост главы правительства. Такой человек должен быть чрезвычайно мудрой и беспристрастной личностью, лишённой вожделения, страсти к деньгам и жажды власти. Такие личности были в недалёком прошлом, как-то: Махатма Ганди, Ататюрк Кемаль Паша, Анвар-аль-Садат, Лал Бахадур Шастри, Хо Ши Мин, Мартин Лютер Кинг, Нельсон Мандела, Даг Хаммершельд, Муджибур Рахман и многие другие.
В эти новые времена говорить о политической мудрости считается старомодным. По-видимому, мудрость больше не котируется, так как рациональный подход давным-давно занял её место. Опираясь на ограниченную прямолинейную логику голой рациональности, выдвигаются чистой воды эгоцентричные решения для оправдания действий власть имущих (которые, конечно же, имеют взаимную притягательность в глобальном масштабе для всех прочих эгоцентричных людей, стоящих у власти). Таким образом, формируется негативно мыслящее братство людей, которые поддерживают друг друга в своих парламентах, ассамблеях или сенатах. Вот почему ничего по-настоящему полезного не делается для восхождения людей. Напротив, политики таких демократических стран прибегают к любым возможным средствам для достижения своекорыстных целей или навязывания своих деспотических идей.
И поскольку такая лицензия, чем собственно стала свобода при демократии, даёт им право пользоваться своими полномочиями вплоть до злоупотребления, степень их свободы бесконтрольно перешла все границы и естественные ограничения. Так что такие политики не только сделали деньги, тем самым отдалив себя от обычных людей, для служения которым они предназначены, но их открыто и с восхищением называют удивительно богатыми личностями на денежном рынке. Стыдно слышать такую молву о людях, которых избираешь с большой надеждой.
Однако, пришёл час расплаты, и сейчас раскрывается их преступность. Возможно, в некоторых странах вышеуказанные демократии и их политики уже достигли такого состояния, когда начинает действовать закон полярности, тогда как другие страны всё еще медленно движутся к таковому состоянию. Эти политики могут приходить и уходить, при этом всегда есть кто-нибудь, стоящий в очереди, чтобы их заменить. И нет никакого способа, чтобы прервать этот процесс поступления людей в высшие структуры власти каждые несколько лет, причём вновь приходящие к власти люди вполне могут оказаться несравненно хуже, чем те, которые были там прежде. Таким образом, большинство демократических стран по обоюдному согласию стали абсолютно авторитарными, расистскими и материалистическими. Те страны, которым пока не удалось, стремятся стать таковыми. Деньги делают всю концепцию действительной демократии вопросом совершенно второстепенным. Люди, наделённые силой денег, могут править безо всякой мысли о благожелательности и системе ценностей истинной демократии. Нетрудно видеть, что когда деньги становятся Богом, все моральные ценности предаются забвению.
При демократии, несомненно, становятся важными голоса избирателей на выборах. Например, если женщины оказываются в большинстве, их голоса приобретают особую значимость, и поведение политиков, озабоченных лишь тем, чтобы попасть во власть, будет таким, чтобы угодить эгоистичным интересам этой части электората. Так, женщины имеют законное право ходить полуголыми по улицам в холодном климате Швейцарии, где, как подсказывают правила приличия и здравый смысл, им следовало бы получше укрывать себя. И в других странах, например во Франции, женщины обладают замечательным правом вести себя безнравственно, занимаясь собственным бизнесом, связанным с проституцией, причём при полном разрешении и покровительстве со стороны закона. Если они представляют достаточно большой процент избирателей, никто не может на них повлиять или контролировать их. Они сами издают законы. Как только кто-то имеет голос избирателя, он или она становится очень важной персоной, которой льстят и которую обхаживают политики.
Более не существует выдвинутого Сократом идеала служения на благо общества. Напротив, его критикуют, уверяя, что Сократ был непрактичным человеком. Конечно же, все великие святые и пророки были идеалистами и непрактичным людьми. Многие из демократических государств сегодняшнего мира находятся под пятой людей, не имеющих каких бы то ни было благородных или высоконравственных идей. Они очень быстро узнают, что власть может дать им процветание, а сила денег способна обелить и предать забвению все их злодеяния, скрыв тот подозрительный бизнес, которым они занимаются. К их несчастью, эта фальшивая лицензия на полномочия теперь засела у них в голове, как навязчивая идея, и они продолжают вести себя аморально, не испытывая никакого страха перед Божественным и безжалостно разрушая всю систему ценностей демократии. Они могут годами продолжать действовать в том же стиле, как это делали в Италии, до тех пор, пока не будут изобличены за счёт проявления закона полярности или Божественного воздаяния. Но до того, как происходит это возмездие, такие правители, к большому сожалению, становятся образцами для людей, которыми они управляют, в результате чего постепенно начинается падение нравов в повседневной жизни, делая демократическое общество унылым и увядающим.
Как я говорила, те, кто избран служить народу, делая всё возможное для его блага, должны быть развитыми душами, чьи идеи должны походить на идеи Авраама Линкольна, а нравственные устои - на таковые у Махатма Ганди. Возможно, цинизм политической стратегии современных лидеров состоит в том, чтобы позволять людям губить себя в частной жизни. Зачем правительству затрагивать частную жизнь людей? Ведь любой, кто поднимает вопрос о частной жизни людей, не получит голосов избирателей. Современный политик заявляет, что если люди хотят погубить себя, они имеют право и свободу сделать это. Так зачем же нарушать такое политическое мышление? Стратегия – общая, как в демократическом обществе, так и в коммунистическом обществе. До тех пор, пока избиратели не пытаются удалить находящихся у власти людей из их удобных кресел (к которым они приклеились, чтобы служить своим собственным эгоистичным интересам), политики чувствуют себя очень уверенно.
В результате этой демонической деятельности по загребанию денег, также начинается опасная деятельность многих других видов. Например, вышеупомянутый неписаный французский закон разрешает домашней хозяйке заниматься проституцией в свободное время. Конечно же, этому можно придумать рационалистическое (благовидное) объяснение: женщина имеет полное право зарабатывать деньги любым способом, как только может.
Говорят, что Франция - старшая дочь католической церкви. Как нам тогда объяснить эту странную терпимость аморальности, вплоть до оправдания её средствами рационалистического обоснования, или подведением благопристойной базы? Возможно, ответом будет то, что гражданские суды ничего не знают о дхарме и поэтому слепо следуют теориям Фрейда и послушно принимают мнения психоаналитиков, когда приходится истолковывать закон. Хотя теория Фрейда полностью изобличена и дискредитирована, ей всё-таки дают ход во многих демократических странах при рассмотрении в судебных инстанциях дел по преступлениям, совершённым психически больными людьми. Но тонкое влияние Фрейда на позицию обыкновенных людей в развитых странах - обширно и всегда деструктивно. Невозможно сказать, сколько вреда теории Фрейда причинили западному обществу в целом, но самое худшее состоит в том, что люди полностью утратили чувство собственного достоинства, приняв откровения Фрейда за истинную правду. Теперь же, при постоянном воздействии средств массовой информации, особенно кинофильмов, телевизионных и видеофильмов, они либо случайно оставляют без внимания, либо активно стараются устранять все те естественные чувства скромности и непорочности, которые в традиционных обществах составляли базис нравственности, личного и семейного счастья и благополучия. Развивающиеся страны склонны воспринимать все эти деструктивные методы, потому что некоторые интеллектуалы говорят, что «если вы желаете прогрессировать в экономике, то вам следует стремительно преуспевать в этой популярной культуре».
Например, недавно я прочитала в газете сообщение об одной девушке, которая, едва достигнув зрелого возраста, стала регулярно посещать кабаре и дискотеки. Неожиданно родители обнаружили, что она стала походить на проститутку. Как же горько узнать, что родители даже не могут выразить протест, так как здесь не было никакого нарушения закона, и девушка, хорошо зарабатывая, платила родителям за своё содержание. Позднее эта девушка умерла от некой тайной (читай - передаваемой половым путём) болезни в возрасте двадцати одного года. Теоретически такое поведение могло бы быть оправдано в бедной стране, однако, в действительности родители в бедной стране гораздо строже следят за нравственным поведением своих детей. Там общество остаётся верным традиционным нормам морали, возможно потому, что сохраняется настоящая вера в силу Божественного. Или же потому, что их общество еще не впало в иллюзию денег.
Но в богатых странах (об этом можно каждый день читать в газетах) родители сами планируют гибель своих собственных детей, позволяя им пить спиртное и курить, подталкивая их к беспорядочности в связях путём разжигания в них интереса к сексу советами по применению противозачаточных средств в очень раннем возрасте и разрешая смотреть кинофильмы и видеофильмы, единственная цель которых – искоренить данное всем людям от природы почтительное отношение к святому. В таких обществах не существует понятия совершеннолетия и нет уважения к зрелости.
В богатых семьях дело обстоит ещё хуже. Молодёжь желает наслаждаться своей свободой с единственной целью – чтобы сгубить себя. Нет эффективного контроля со стороны родителей или государства, чтобы защитить молоденьких девушек от беременности или от заразных заболеваний вследствие случайных связей. Они начинают жизнь как «золотые девочки» безо всяких тормозов, ограничивающих их свободу, а заканчивают - как пропащие существа, передаваемые от одного партнёра к другому, либо как падшие женщины, сгорающие в аду публичного дома.
Если мы осмелимся трезво проанализировать результаты того, что происходит вокруг нас, то становится весьма очевидно, что тенденции, глубоко скрытые в таких демократических обществах, нацелены на самоуничтожение. И не только в Швейцарии, Норвегии и Дании люди соревнуются друг с другом в совершении самоубийства, но в каждой развитой стране молодые люди впадают в саморазрушительные вредные привычки, причём – в массовом масштабе. Невозможно понять, почему в условиях высоко развитых демократий молодые люди с такой лёгкостью попадают в сети явно ложных культов, преходящих увлечений или пагубных привычек (относясь к ним так, как если бы таковые были божественно предоставленным правом). На самом же деле, такие привычки – злоупотребление алкоголем или гомосексуализм – гарантируют их собственную погибель. Известно, что алкоголизм и наркомания являются надёжным пропуском для входа в ад. И, тем не менее, в очереди за ним стоят всё больше и больше людей. Всевозможные неописуемые сексуальные извращения ведут к СПИДу и прочим серьёзным заболеваниям. Как же это получается, что когда люди бесстыдно пристрастились к гомосексуализму и даже хвастаются этим или своей неразборчивостью в связях, к ним относятся как к неким бесстрашным героям перед лицом угрозы СПИДа? Смерть от этой болезни сейчас представляют славным мученичеством для тех великих людей, которые, как отважные солдаты, маршируют к своим могилам. И как получается, что такие смышлёные люди не подвергают сомнению правильность этих пагубных привычек? Всем известно, что собой представляет обыкновенное и естественное приличие, которое действительно нужно людям, и в глубине души они страстно его желают. И не только ли потому, что людей в развитых странах одолевает чувство сильного разочарования и неудовлетворённости из-за отсутствия приличия, благопристойности и добропорядочности в обществе, они оказываются склонными к совершению самоубийства?
Даже если обратиться к области развлечений, можно очень чётко видеть, например - в современной популярной музыке, что в наше время саморазрушения люди выражают свою уязвимость и неудовлетворенность в жизни через непочтительное поведение по отношению к самим себе, как если бы они и вправду ненавидели и презирали себя. Поп-музыку тиражируют и распространяют предприниматели, тем самым делая для себя деньги. Искусно льстя человеческим слабостям, они всё время создают у молодёжи такое настроение, которое не даёт душе покоя, гармонии и радости, а, напротив, приводит к очень сильному внутреннему волнению и к глубоким чувствам неудовлетворённости и разочарования, которые они стараются смягчить очередной порцией поп-музыки, легко и просто штампуемой артелью денежных дельцов. Такое незрелое молодое поколение, чей душевный баланс постоянно нарушается эксцентричными эмоциями, может лишь стать, с одной стороны, угнетёнными отшельниками, которые не в состоянии сформировать никаких практичных взаимоотношений с внешним миром, либо, с другой стороны, превратиться в неуправляемых и злостных хулиганов, единственное намерение которых - нарушать спокойствие других людей. Разве этого мы ожидаем от великого идеала демократии?
Современные демократии начали возникать в восемнадцатом веке, и примерно в это же самое время с развитием науки начала проявлять себя промышленная революция. То, что мы называем индустриально-коммерческими ценностями, было создано с образованием индустриального или технического общества. Как таковая, наука – совершенно аморальна. Она не соответствует правилам и нормам, лежащим в основе системы человеческих ценностей. Наука – это знание о материи, а материя имеет свои собственные внутренние принципы. В отличие от человеческих существ, материя не располагает свободной волей, с помощью которой могла бы установить для себя какую-то систему духовных ценностей. В чистой науке, которая аморальна, это качество, почти никому незаметным образом было перенесено в практическую и прикладную области посредством техники. И как следствие индустрия и (тесно связанная с ней) коммерция стали абсолютно бездуховными областями человеческой деятельности.