Развитие науки и техники
Закономерным развитием рынка была «промышленная революция» - так называют быстрое развитие производства в XIX веке и его качественное изменение, связанное с научными и техническими открытиями. П.Сорокин подсчитал, что «лишь один XIX век принес открытий и изобретений больше, чем все предшествующие столетия вместе взятые», а именно 8527.
Возникли новые средства преодоления времени и пространства, благодаря чему усилился культурный и научный обмен между народами. Это прежде всего связано с развитием транспорта и средств связи. В XIX веке появляется океанское пароходство (пароход Фултона - 1807 г.), железнодорожное и автомобильное сообщение.
Первым к мысли о переводе на паровую тягу пришел Ричард Тревитик. В 1802 г. построенный им первый локомотив перевозил 10 тонн руды или 70 пассажиров со скоростью 8 км/ч. Стефенсон значительно улучшил паровоз, его мощность и скорость. Это позволило во второй четверти XIX века перейти к строительству железных дорог в массовом масштабе: к 1840 г. в Европе и Америке железнодорожная сеть составила 8 тыс. км, а в 1850 г. - более 38 тыс. км. Начинается строительство железных дорог и в России (первая в 1837 г. между Санкт-Петербургом и Павловском - 27 км, затем Николаевская: Санкт-Петербург - Москва).
Появление автомобиля (1886 г., Г. Даймер и К. Бенц) и самолета (первый полет братьев Райт - 1903 г.) было бы невозможным без изобретения двигателя (в 1876 г. - Н. Отто, в 1897 г. - Р. Дизелем).
Другим открытием XIX века было применение электричества. Постоянный ток - основа практического применения электричества - был получен в 1800 г. В 1808 г. Деви продемонстрировал принцип действия дуговой лампы, в 1880 г. Сван и Эдисон представили лампу накаливания, после чего электричество стало широко использоваться для бытовых нужд, что изменило образ жизни людей коренным образом. Использование электричества было бы невозможным без разработки в 1821 г. Фарадеем основ действия электродвигателя и в 1831 г. - электромашины. Следует отметить, что в 1834 г. академик Якоби изобрел первую модель электродвигателя.
Эти открытия привели к изобретению в 1837 г. независимо друг от друга С. Морзе и Куком с Уитстоном телеграфа. Но еще в 1828-1832 г. Шиллингом в России был сконструирован электротелеграф. Уже в 1868 г. протяженность телеграфной линии в Англии была свыше 25 тыс. км. Телеграф быстро завоевывает себе позиции, а общество становится более информированным.
Связь между людьми, материками, культурами ускоряется с изобретением телефона. Первым телефоном был аппарат, сконструированный Ф. Рейсом в 1861 г., однако он остался игрушкой. В 1860 г. итальянец Манцетти тоже изобрел телефон, но не запатентовал его, как американец А. Белл в 1876 г. Этот телефон получил практическое применение во всех цивилизованных странах мира. Сначала дальность разговора составляла около 30 км, затем до 72 км, но с внедрением в 1890 г. системы индукционного нагружения и усилителей на электронных лампах проблема дальности была устранена.
XIX век поистине можно считать веком торжества техники, коренного перевооружения человечества орудиями труда и вооружения новыми техническими приемами производства: от сохи к трактору, от простейшей паровой машины к массовому использованию электрической энергии и к самолету...
Фундаментом этих качественных изменений стало развитие науки, как прикладной, так и фундаментальной. Физика и химия, уже в XVIII веке сделавшие большие успехи, в новом столетии выдвинулись на первый план и разрабатывают проблемы тепловой и электрической энергии. Был открыт закон сохранения и превращения энергии, появилось стремление ученых-физиков объяснять все физико-химические процессы в природе энергетизмом. Однако уже во второй половине века открытия в области электрического и атомного строения вещества привели к столкновению энергетической теории с атомистической. Работы австрийского физика Л. Больцмана, англичанина Дж.К. Максвелла, немца М. Планка и других привели к созданию новой физики, основанной на изучении электромагнитных волн, атомного строения вещества. Ее основные направления, разработанные Х.А. Лоренцом, В.К. Рентгеном, Э. Резерфордом, Н. Бором, А. Эйнштейном, большой группой русских физиков, сводились к следующим принципиальным теоретическим положениям:
а) неисчерпаемость структурного строения природы;
б) дополнительность и взаимная необходимость противопоставляемых классической функции вещественной и энергетической картин мира;
в) активная роль ученого - познающего субъекта, а потому философского исследования проблемы объективности знания.
Напомним имена некоторых ученых, значение открытий которых должно быть знакомо студентам, изучающим физику, химию, математику.
Англичанин Д. Джоуль и немец Р. Майер не только подтвердили закон сохранения энергии, но и создали целое направление теоретической механики.
Русский химик А. Бутлеров, отталкиваясь от исследований А. Купера и Ф.А. Кекуле, создал теорию химического строения вещества. В казанской школе химиков-органиков, к которой принадлежал А.М. Бутлеров, профессор университета Н.Н. Зинин в 1842 г. открыл способ получения анилина и замены растительных красок анилиновыми и уже потом, в 1856 г., английский химик У.Г. Перкин синтезировал анилиновый краситель. Там же Клаузевиц открыл элемент рутений (Российский).
В 1859- 1861 гг. В. Бунзен и Г. Кирхгоф открыли спектральный анализ. В 1869 г. Менделеев Д.И. открыл периодический закон химических элементов, положенный в разработанную им периодическую систему элементов. Тем самым был заложен фундамент современной химии, создавались новые химические науки - физическая химия, стереохимия, электрохимия, биохимия, фармакология. Химия к концу века превратилась в ведущую отрасль науки.
Бурное развитие машинного производства связано и с развитием математики и механики. Русские математики фактически определяли все основные направления этой науки. Крупное теоретическое значение имели открытия ректора Казанского университета профессора Н.И. Лобачевского - основателя неевклидовой геометрии, позднее использованной для решения космических проблем, теории кванта. Открытия в математической физике М.В. Остроградского, создание теории дифференциальных уравнений А.М. Ляпунова, основы современной теории чисел П.Л. Чебышева привели к тому, что русская школа математики считалась самой передовой в мире.
Формирование качественно новой картины мира во многом было связано с успехами биологической науки. Уже в начале века появились различные гипотезы об эволюции всего живого. Возникла наука палеонтология, доказавшая, что человек появился на Земле намного позже живых существ и растений. Французский ученый Ж.Б. Ламарк и его последователи пришли к идее эволюции видов. Опираясь на накопленный разными науками материал, Ч. Дарвин в работе, опубликованной в 1859 г., научно обосновал эволюционное развитие органического мира в результате естественного отбора. Это учение окончательно вытеснило теологическое представление о жизни на Земле и утвердило в сознании ученых мира представление о научно-историческом подходе к анализу всех явлений жизни.
До Дарвина русские ученые Х.И. Пандер и К.М. Бэр, немецкий биолог Т. Шванн создали теорию клеточного строения всего органического мира. Все это привело к работам Г. Менделя, затем Т. Моргана, давшим начало новой науке - генетике.
Исследуя причины брожения вина, французский ученый Луи Пастер установил роль микроорганизмов в этом процессе, а затем и в инфекционных заболеваниях и разработал меры борьбы с наиболее опасными заболеваниями. Он первым применил защитные прививки против бешенства, сибирской язвы, разработал метод сохранения пищевых продуктов (пастеризация), создал основы бактериологии теории иммунитета. В 1888 г. был создан Пастеровский институт (Париж). С работами немецкого микробиолога Р. Коха связано изучение возбудителей туберкулеза, холеры, дифтерита. Эти работы послужили основой для формирования научной санитарии и гигиены, предупреждения инфекционных заболеваний. Медицина XIX века приобрела существенное социальное значение.
В прошлом столетии в медицинской науке появляются новые направления и методы диагностики и лечения. Исключительное влияние на развитие медицины оказали открытия Ю. Либиха о химических процессах в живом организме, Р. Вирхова о перерождении клеток и опухоли, русских ученых И.М. Сеченова, С.П. Боткина, И.П. Павлова в области изучения нервной системы человека...
В течение всего века философия пыталась объяснить вначале механистическую картину мира, а затем найти выход из сложившегося противоречия между объективным знанием и его трактовкой. С идеалистической позиции эти проблемы пытались решить И. Кант, И.Г. Фихте, Ф.В. Шеллинг, Г. Гегель, стоявшие на вершине классической немецкой философии. В середине века К. Маркс и Ф. Энгельс создают диалектико-материалистичекое учение, с помощью которого пытаются объяснить естественные и общественные процессы. Во второй половине века выделяются: теория вульгарного материализма ( Л. Бюхнер, К. Фохт), позитивизм ( О. Конт, Г. Спенсер), иррационализм ( А. Шопенгауэр, Э. Гартман), неокантианство ( В. Виндельбанд, Г. Риккерт), интуитивизм ( А. Бергсон), неогегельянство ( Ф.Г. Бредли, Дж. Ройс, А. Либерт), махизм ( Э. Дьюи), философия жизни ( Ф. Ницше, Г. Зиммель, О. Шпенглер). Все это множество философских направлений, с которыми студенты познакомятся в курсе философии, так и не дало единого системного обоснования тех естественнонаучных сдвигов, которыми так богат был XIX век.
Для изучения и объяснения общественных явлений и процессов О. Конт, Г. Спенсер, М. Вебер, Э. Дюркгейм создали новое направление науки - социологию, на ее основе формируются социальная психология, социология искусства, социометрия, социология познания и многие другие направления смежных наук.
В конце века появляются социально-философские идеи, оказавшие больше влияние на развитие общества и культуры в XX в.: «психоанализа» З. Фрейда, сводящая все события культуры к различным формам проявления первичных жизненных инстинктов и влечений человека, и контркультуры Ф. Ницше, сводящаяся к отрицанию официальной культуры.
Подводя итог сказанному, следует отметить, что в XIX веке сложились основные политические и идеологические доктрины, на основе которых развивалось все человеческое общество в XX веке и оказавшие влияние на культуру эпохи.