Направления в культуре XIX века

Романтизм

XIX век не дал единого направления, стиля в культуре. Этим он отличается от прежних эпох. Этого не могло и быть в быстро меняющемся, подвижном и нестабильном мире. Разум, на который возлагали надежду просветители, не смог разрешить противоречий и указать путь к совершенному мироустройству. Каждая крупная личность или круг единомышленников в поисках истины стремились сказать новое слово.

Одним из самых крупных направлений такого рода был романтизм Направления в культуре XIX века - student2.ru , возникший в 1870-х годах в период ломки феодальных отношений и становления капитализма. Романтическое движение охватило все страны Европы, позже Россию и Америку. В каждой из стран романтизм проявлялся по-разному и просуществовал до 30-60-х годов XIX века, вступая в своеобразные взаимоотношения с критическим реализмом. Романтизм в своем развитии прошел несколько этапов и в процессе этого движения заметно эволюционировал. Ранние романтики с восторгом приняли Великую французскую буржуазную революцию. Им представлялось, что мир уродливый устроится по законам справедливости, красоты и благородства. Они надеялись, что идеал совершенного человека найдет воплощение в действительности. Но надежды не оправдались. Гармония личности и общества была утрачена. Стремясь преодолеть односторонность рационализма Просвещения, считая, что свобода возможна только в пределах индивидуальной духовной жизни, романтики повернулись от общественной жизни человека и его предназначения к проблемам внутренней, духовной, эмоциональной жизни личности. Человек для романтиков - малая вселенная, микрокосмос. Человек должен найти себя, и для этого Направления в культуре XIX века - student2.ru Фр. Новалис (1772-1801 гг.) ввел в романтическую литературу символ - образ «синий цветок», имеющий для романтиков важный смысл: поиск самого себя. Этот поиск - напряженный, сложный процесс, и романтики обращают свой интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне - индивидуальному, бессознательному.

Провозглашая основным своим жизненным принципом свободу, независимость, они покусились на сложившиеся традиции, они их ломают, не считая своим долгом следовать заветам учителей. Они выступают за обновление художественных форм, против нормативности классицизма, считая, что кроме античного искусства было готическое искусство, рыцарские романы и народные легенды, и в своем творчестве превозносили их. Кажущиеся разрушительные тенденции - нигилизм и ломка традиций - на деле являются созидательной сущностью романтизма. Они возродили славу деятелей Возрождения, о которых стали забывать, пробудили интерес к Средневековью (нередко идеализируя его), к культуре Востока.

Романтики считали, что в мире нет ничего застывшего, в нем идет вечное обновление и человек существует в постоянно меняющемся мире. Это было всеобщим - в литературе, искусстве, философии и политике, психологии - стремлением к обновлению, безграничной свободе: гражданской и личной. В произведениях романтиков звучит мотив пленительности вечных поисков идеала, странствий, устремленности в даль. А смена места, действий или персонажа противоположна принципам классицизма. Сутью романтического мировосприятия является признание драматического неразрешимого противоречия между неприглядной действительностью и высоким идеалом, несовместимым с нею. По словам Направления в культуре XIX века - student2.ru В. Гюго, «уродливое ... существует рядом с прекрасным, безобразное - рядом с красивым, гротескное - с возвышенным, зло с добром, мрак со светом... Все связано друг с другом». Фиксируя контрасты, ранние романтики стремились их сочетать. Отсюда полутона, «струящийся» поэтический стиль. По словам Направления в культуре XIX века - student2.ru Ф. Шлегеля (1772- 1829), немецкого философа культуры, цельность «есть высочайшее многообразие явлений». И каждое явление, каждый предмет сложен; чтобы его понять, нужно принять во внимание все его грани, посмотреть на него с разных точек зрения. Так и у Новалиса (немецкий писатель и философ) во «Фрагментах» и романе «Генрих фон Офтердинген» проводится мысль, что жизнь и смерть выступают в диалектическом единстве; а после встречи Генриха с Зулеймой (накануне крестового похода на Иерусалим) вносятся коррективы в осознание целей и характера войны.

Герои романтиков переживают чувства от восторга к разочарованию, от воодушевления до отчаяния. Направления в культуре XIX века - student2.ru М. Пришвин тонко выразил суть романтизма - «устремление к небывалому». Для литературы и искусства романтизма характерно обращение к одухотворенной и целительной природе. Одной из граней романтического идеала был сад. Он привлекал романтиков-писателей своей способностью откликаться на различные состояния человеческой души. Сад и сам будит самые тонкие, чувствительные струны человеческого сердца, поэтому сад - место для мечтаний, раздумий и воспоминаний. В саде как модели мира находит отражение романтическое представление о роли и месте человека в мире, о его отношениях с природой: человек романтизма ощущает себя важной частью природы, наделенной такими же творческими возможностями, как и она, вступающей с ней в соревнование.

Неустойчивый мир в Европе, неудовлетворенность настоящим, стремление к свободе выдвинули на передний план такие темы:

  • Личность Наполеона. Надежды, связанные с прогрессивными сдвигами в социально-политической жизни Европы. Потом - политические конфликты, которые не прекратились и после Наполеона.
  • Освободительные движения против наполеоновской оккупации (особенно в Италии, Германии, Греции), колонизация Америки.
  • Движение луддитов в Англии.
  • Социальные сдвиги, связанные с победой финансовой буржуазии, парламентскими реформами и, одновременно, самостоятельным движением рабочего класса.

Все эти проблемы проходят через человека, его душу. Романтиками были созданы новые жанры: исторический роман, психологическая повесть, лирическая поэзия, баллада, лирические стихотворения. Они особенно наглядно и целостно реализовали в своем творчестве историзм мышления, признав равноценность прошлой и новой культур.

Исторические романы о переломных моментах в истории культуры созданы Направления в культуре XIX века - student2.ru Вальтером Скоттом (1771-1832): «Пуритане», «Роб Рой», «Айвенго» и др., Направления в культуре XIX века - student2.ru Альфредом де Винон: роман «Сен Мар» (о заговоре дворян против кардинала Ришелье), Направления в культуре XIX века - student2.ru Виктором Гюго (1802-1885): «Собор Парижской богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется», «93 год», Направления в культуре XIX века - student2.ru Адамом Мицкевичем (1798-1882) - деятелем национально-освободительного движения, польским поэтом - поэма «Пан Тадеуш».

Против рабства, жестокости по отношению к индейцам в период колонизации Северной Америки выступали Направления в культуре XIX века - student2.ru Фенимор Купер (1789-1851): «Последний из могикан», «Пионеры», «Зверобой», Направления в культуре XIX века - student2.ru Генри Лонгфелло (1807-1882 гг.) - «Песнь о Гайавате» и др.

Однако героика протеста или национально-освободительной и революционной борьбы нередко соседствует у романтиков (особенно позднего периода) с мотивами «мировой скорби», «мирового зла», «ночной» стороны души, которые облекаются в условные формы гротеска, фантастики. Критическое отношение к несовершенной социальной действительности порождает романтическую иронию, а позднее и сатиру. С другой стороны, романтизм стремится производить внутренний мир мятущегося человека. Усиливается представление о диссонансной сущности жизни, трагическом распадении первоначальной гармонии. Этот трагический разрыв между социальной действительностью и романтическим идеалом был глубоко переживаем, получил название двоемирия и является самым характерным признаком романтического метода.

Кто же они - писатели-романтики? Становление романтизма во многом связано с именем английского поэта, пэра, члена палаты лордов и в то же время бунтаря-революционера Направления в культуре XIX века - student2.ru Дж. Байрона (1788 - 1824). Да, он выступал в защиту луддитов, он был участником движения итальянских карбонариев и погиб в Греции, участвуя в национально-освободительном движении. И в своей поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812г.) вывел образ свободной личности, разочарованного одиночку-бунтаря, носителя общественных умонастроений начала XIX века. Известными романтиками были англичане Направления в культуре XIX века - student2.ru Дж. Китс и Направления в культуре XIX века - student2.ru Перси Бишу Шелли.

Знаменитыми представителями романтизма были всемирно известные сказочники Направления в культуре XIX века - student2.ru Вильям Гауф, Направления в культуре XIX века - student2.ru Ганс Христиан Андерсен и Направления в культуре XIX века - student2.ru братья Я. и В. Гримм, которые обратились к народному творчеству: языку, образам, морали, в иносказательной форме разоблачали и высмеивали алчность, стяжательство богачей, прославляли храбрость, ум, человеческое достоинство простых людей.

Кроме упомянутых ранее известных немецких писателей и философов-романтиков, необходимо отметить Направления в культуре XIX века - student2.ru Эрнеста Теодора Амадея Гофмана (1776-1822). В его творчестве немецкий романтизм достиг вершин. Одаренный человек, он был писателем, композитором и художником. В своих произведениях он вывел героя-чудака, мечтателя, уходящего в мир искусства и фантазий. Его героям присущи тонкая философская ирония и причудливая фантазия, доходящая до мистического гротеска (роман «Эликсир дьявола») в сочетании с критическим восприятием реальности (повесть «Золотой горшок», сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох») и сатирой на немецкое мещанство и феодальный абсолютизм (роман «Житейские воззрения кота Мурра»). Поэтические образы Гофмана хорошо ложатся на музыку, их претворили в своих сочинениях Направления в культуре XIX века - student2.ru Р. Шуман («Крейслериана»), Направления в культуре XIX века - student2.ru Ж. Оффенбах («Сказки Гофмана») и Направления в культуре XIX века - student2.ru П.И. Чайковский («Щелкунчик»).

В первой половине XIX века творил Направления в культуре XIX века - student2.ru Генрих Гейне (1797-1856) - великий поэт Германии, сочетающий в своем творчестве романтику и иронию. Тема неразделенной любви (собственная неудача) надолго стала главенствующей в лирике Гейне. Он умеет с необычной силой в нескольких строках изобразить сложную картину чувств, насыщенный настроением пейзаж, дать мелкую бытовую зарисовку. Политическая тема иной раз выливается в фельетон или подлинно лирическое произведение, а лирические стихи внезапно приобретают острый социальный смысл. Часто стихи по форме приближаются к народной песне.

После французской революции 1830 г. Гейне уезжает в Париж, где остается до конца жизни. Здесь окончательно сложился сатирический талант поэта. Он болел за раздробленную Германию, мечтал о единой демократической родине, следил за рабочим движением, дружил с Направления в культуре XIX века - student2.ru К. Марксом.

Поэма «Германия. Зимняя сказка» - о впечатлениях поездки на родину. Отвратительный облик реакционной Германии и любовь к народной Германии. Но свобода и счастье сами не придут, их нужно завоевать.

Утверждение принципов романтизма во Франции связано с именами Направления в культуре XIX века - student2.ru Франсуа Шатобриана (1768- 1848), Направления в культуре XIX века - student2.ru Жерменой де Сталь (1766-1817), Направления в культуре XIX века - student2.ru Альфредом де Виньи (1797-1863), Направления в культуре XIX века - student2.ru Альфредом де Мюссе (1810-1857), Направления в культуре XIX века - student2.ru Виктором Гюго (1802-1885) и Направления в культуре XIX века - student2.ru Жорж Санд (1804- 1876). Они представляли разные направления романтизма: Шатобриан - консервативное, религиозное; де Сталь - либеральное (кстати, она отстаивает право женщин на свободу чувств); Санд - демократическое.

Из американских писателей кроме отмеченных выше особо надо отметить Направления в культуре XIX века - student2.ru Эдгара Алана По (1809- 1849 гг.) - родоначальника детективной литературы. Его новеллы преимущественно трагические, фантастические или юмористические. Специалисты считают его предтечей символизма.

В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи Франции. Здесь в период Реставрации и Июльской монархии в упорной борьбе с догматизмом официального академического классицизма сложилась наиболее последовательная школа романтизма.

Крушение иллюзий, связанных с блеском наполеоновского времени, неудовлетворенность настоящим и жажда больших страстей - вот из чего вырастал французский романтизм. Застывшая античная маска и искаженное отчаянием и надеждой лицо народа - слишком явственна была нелепость старых канонов в живописи. Рамки классицизма не могли вместить событий, потрясших Европу и Францию. В борьбе страстей, кипении поэтических чувств и родилось новое искусство - романтизм, призванный отразить весь драматизм, всю сложность нового времени. Именно в реальной жизни, в отличие от классицизма, художники находят значительное и героическое.

Термин «романтизм» относительно живописи впервые был применен в некрологе, написанном на смерть французского художника Направления в культуре XIX века - student2.ru Теодора Жерико, до этого он имел хождение только в литературе.

Жерико принадлежал к поколению французской молодежи, жившей с потрясенным, но разбуженным наполеоновскими победами и поражениями сознанием. Его первые произведения навеяны победами - «Офицер конных егерей, идущий в атаку» (1812), затем, как контраст ему - «Раненый кирасир, покидающий поле битвы» (1814). Манифестом же нового искусства было семиметровое полотно «Плот «Медузы» (1819) - трагический репортаж о кораблекрушении в 1816 г. фрегата «Медуза», о гибели почти всего экипажа. «Это сама Франция, это наше общество погружено на плот «Медузы», - писал историк Направления в культуре XIX века - student2.ru Мишле. Да, картину восприняли как публицистическое произведение: самодельный парус надут ветром, направленным в обратную сторону от появившегося на горизонте корабля, и плот уносит назад. Смысл картины перерастает смысл реального эпизода: униженная и растоптанная после возвышения Франция переживала катастрофу падения ... спасется ли?

«Опасным бунтарем» называла проправительственная пресса автора. Картина, ныне являющаяся шедевром Лувра, объявлена вне закона. При жизни автора, хотя его произведения появлялись на выставках, ни одно из них не приобреталось. Теодор Жерико прожил короткую жизнь и умер в бедности. Между тем картина открыла новую страницу западноевропейской живописи. Творчество Жерико действительно отличается всеми качествами, которые ассоциируются с романтизмом: интенсивность чувства и полет воображения, пристрастие к драматическим ситуациям, пылкая динамика. Все это ломало уравновешенность композиции, делало неровным рисунок.

Одной из наиболее крупных фигур в искусстве XIX века был Направления в культуре XIX века - student2.ru Эжен Делакруа. Русский критик Направления в культуре XIX века - student2.ru В. Стасов оценивал его как «наиважнейшего революционера и начинателя» в области колорита, в разработке гармонических законов цветописи. Направления в культуре XIX века - student2.ru И.Е. Репин писал, что « по блеску и силе красок он сделал смелый шаг вперед...». Этот шаг нашел отражение в творчестве французских импрессионистов.

Реализм

Открытие романтиками сложной индивидуальности сослужило немалую службу реалистам, проложив им дорогу к новым высотам в познании внутреннего мира человека.

Реализм наследует важнейший из принципов романтической эстетики - принцип историзма. Но если у романтиков он имел идеалистическую основу, то у реалистов - материалистическую (особый интерес их к экономическим структурам общества, к социальной психологии широких народных масс; историзм претворяется в изображении не прошлого, как у романтиков, а современной буржуазной действительности как определенного этапа в истории стран). Роднит оба стиля и критика ими классицизма, его основных канонов.

Романтизм дал толчок развитию реализма, однако сам он не был повергнут своим детищем. Скрещивание этих направлений обнаруживается у Направления в культуре XIX века - student2.ru Оноре де Бальзака, Направления в культуре XIX века - student2.ru Ч. Диккенса, Направления в культуре XIX века - student2.ru М.Ю. Лермонтова, Направления в культуре XIX века - student2.ru Л. Маскани, Направления в культуре XIX века - student2.ru Г. Гейне и др.

Жестокая практика жизни заставляла художников углубляться в общественную жизнь, в современную действительность и осмысливать все противоречия утвердившегося капиталистического общества.

Реалистическая традиция имеет давнюю историю в культуре. Однако целостное понимание и сам термин «реализм» возникают в 20-е годы XIX века, его значение усиливается к середине столетия, когда это направление становится господствующим в европейской культуре. Реализм XIX века принято называть критическим реализмом.

Критический реализм базируется на следующих принципах:

  • объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала («Природа являет необычные зрелища, возвышенные контрасты; они могут оставаться непонятными для зеркала, которое бессознательно их воспроизводит», - писал Стендаль, а Бальзак продолжает: «Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать!»);
  • воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах при полноте их индивидуализации (по Бальзаку, художник не простой летописец своей эпохи, а исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт);
  • жизненная достоверность изображения («в формах самой жизни»);
  • преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (в их связанности и противостоянии);
  • критика материального, бездуховного прогресса и буржуазной цивилизации.

Родиной критического реализма в литературе является Франция. Здесь реализм проходит в своем развитии два этапа. Первый - становление и утверждение как ведущего направления в литературе (конец 20-х - 40-е годы) - представлен творчеством Направления в культуре XIX века - student2.ru Беранже, Мериме, Направления в культуре XIX века - student2.ru Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Направления в культуре XIX века - student2.ru Флобера - наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Направления в культуре XIX века - student2.ru Золя.

Высшей точки развития достиг западноевропейский реализм в творчестве Направления в культуре XIX века - student2.ru Оноре де Бальзака (1799 - 1850). Его главное создание - многотомная эпопея «Человеческая комедия» - вобрало в себя основные достижения культуры и науки не одного поколения, предопределив пути дальнейшего продвижения человеческой мысли. Ей он отдал все свои силы, написав из задуманных 143 книг 90 романов и новелл. В нее вошли такие романы, как «Неведомый шедевр», «Шагреневая кожа», «Евгения Гранде», «Отец Горио» и многие другие, каждый из которых может считаться законченным, но Бальзак настаивал на том, чтобы отдельные его произведения воспринимались в общем контексте «Человеческой комедии».

Национальное своеобразие английского критического реализма определяется прежде всего сатирической обличительной направленностью творчества большинства крупных писателей под влиянием буржуазного либерализма, с одной стороны, и ростом и развитием пролетариата - с другой. Определенный отпечаток на литературу накладывают развитие политэкономии, социологии, философии и острая полемика по общественно-политическим и экономическим вопросам.

Идеи века, состояние общественного движения и нравственные принципы эпохи нашли отражение в социальных романах Направления в культуре XIX века - student2.ru Чарльза Диккенса (1812-1870), Направления в культуре XIX века - student2.ru Уильяма Теккерея (1811 - 1863), Направления в культуре XIX века - student2.ru Джона Голсуорси (1867-1933), сестер Направления в культуре XIX века - student2.ru Шарлотты (1816-1855) и Направления в культуре XIX века - student2.ru Эмилии (1818-1848) Бронде и Направления в культуре XIX века - student2.ru Дж. Бернарда Шоу (1856 - 1950) - крупнейших представителей критического реализма в Англии.

Хранитель великой традиции английского романа Диккенс был и великим реформатором и новатором в жанре романа, ему удалось воплотить в своих творениях огромное количество замыслов и наблюдений. Его произведения «Последние записки Пиквикского клуба», «Дэвид Копперфилд», «Домби и сын», «Холодный дом», «Приключения Оливера Твиста», «Лавка древностей» и другие имели успех у всех классов английского общества. Более других своих современников Диккенс был выразителем совести нации.

Художник (известно более 2 тысяч рисунков к своим произведениям и произведениям других писателей), издатель и писатель Направления в культуре XIX века - student2.ru У. Теккерей исповедовал идеалы «просвещенного республиканизма». Он творит в разнообразных жанрах - памфлеты, уголовная хроника, сатирические эссе, очерки. Широкая панорама английского общества 1-й половины XIX века нарисована Теккереем в «Ярмарке тщеславия» (подзаголовок символичен: «Роман без героя»). Эпическую картину нравов буржуазной Англии конца XIX - начала XX века дал Направления в культуре XIX века - student2.ru Джон Голсуорси в своей знаменитой трилогии «Сага о Форсайтах» и «Современной комедии».

Классиками научной фантастики - нового жанра в литературе, ставшего очень популярным в к. XIX - н. XX века, являются Направления в культуре XIX века - student2.ru Герберт Джордж Уэллс (1866 - 1946) и Направления в культуре XIX века - student2.ru Жюль Верн (1828 - 1905) - появление этого жанра было свидетельством небывалого интереса к научному знанию в связи с научно-техническими открытиями.

В США идеи критического реализма развивал Направления в культуре XIX века - student2.ru Уолт Уитмен (1819- 1892), прославляя свободный труд и независимую личность, в Германии - Направления в культуре XIX века - student2.ru Генрих Манн, в Норвегии - Направления в культуре XIX века - student2.ru Генрих Ибсен (1828- 1906).

Название реализм в изобразительном искусстве напрямую связано с Направления в культуре XIX века - student2.ru Курбе, который, сняв склад рядом с Салоном (в Салон его не пустили), выставил свои работы под вывеской «Реализм», хотя некоторые исследователи считают, что его следует относить к основателям «натуральной школы». Думается, что он пошел дальше «натурализма», ибо не без влияния Направления в культуре XIX века - student2.ru Прудона заявлял, что художник-реалист должен передавать нравы, идеи, облик своей эпохи. Новшество Курбе заключалось не в том, что он писал жанровые сцены из повседневной жизни, а в том, что он эту тривиальную повседневность монументализировал, поднимая до ранга «исторической картины». Свое главное произведение «Похороны в Орнане» он сначала назвал «Историческая картина похорон в Орнане», желая, видимо, подчеркнуть, что такие вот будничные события, происходящие у все на глазах, - это и есть живая, доподлинная история Направления в культуре XIX века - student2.ru . К лучшим произведениям Курбе принадлежат «Мастерская художника», «Дробильщики камня».

Действительно представителем критического реализма был Направления в культуре XIX века - student2.ru Оноре Домье. Как и Направления в культуре XIX века - student2.ru Бальзак, он создал «Человеческую комедию» эпохи в тысячах рисунков, литографий и картин. Он работал в сатирических журналах, и это определило направление его деятельности как политического карикатуриста.

Натурализм

В 80-е годы влиятельным направлением в литературе становится натурализм.

Натурализм в литературе - это одностороннее развитие реализма, отказ от идеалов, от проникновения во внутреннюю сущность явления, отказ художнику в праве на вымысел и выражение своих чувств и взглядов. Стремясь к объективному изображению действительности, натуралисты уподобили свой метод научному исследованию жизни, который основывался бы на эксперименте, точности описания и документальности. Их эстетика созвучна философии позитивизма Направления в культуре XIX века - student2.ru Огюста Конта, который требовал сугубо эмпирического изучения действительности и отказа от обобщений. В отличие от писателей критического реализма, считавших обязанностью писателей привлекать внимание к социальному злу и несправедливости, писатели-натуралисты отрицали общественную роль искусства.

Писателями натурализма специалисты считают братьев Эдмонда (1822-1896) и Жюля (1830- 1876) Направления в культуре XIX века - student2.ru Гонкуров, Направления в культуре XIX века - student2.ru Г. Флобера, Направления в культуре XIX века - student2.ru Альфонса Доде, а вершиной натурализма - Направления в культуре XIX века - student2.ru Эмиля Золя - создателя 20-томной эпопеи «Ругон-Маккары» (через историю одной семьи в эпоху Второй империи он показал широкую панораму всех слоев французского общества. Зародившись во Франции, натурализм быстро распространился в других европейских странах ( Направления в культуре XIX века - student2.ru Дж. Мур - Англия, Направления в культуре XIX века - student2.ru Герхарт Гауптман (1862 - 1946) - Германия - основоположник немецкого натурализма, лауреат Нобелевской премии 1912 г., автор ряда драматических произведений и комедий). Несмотря на призыв уйти от общественной борьбы, Флобер написал ряд исторических романов и не смог спрятаться в «башне из слоновой кости», он дал беспощадную критику буржуазной модели в романах «Мадам Бовари», «Воспитание чувств».

Импрессионизм

История другого направления в искусстве XIX века - импрессионизм (от франц. impression - впечатление) - занимает 12 лет (от первой выставки 1874 г. до восьмой в 1886 г.). Название происходит от картины Мане «Впечатление. Восходящее солнце». Кроме Направления в культуре XIX века - student2.ru Клода Мане в пейзажной живописи прославились Направления в культуре XIX века - student2.ru Сислей и Направления в культуре XIX века - student2.ru Писсарро.

Импрессионисты стремились уловить летучий момент, приближаясь к чистой видимости. Как в жизни - мгновение не застывает, а переходит в другое, так и импрессионисты стремились передать эту подвижность, перетекание, вибрацию через размытость очертаний, расплывами цвета, тающими формами Направления в культуре XIX века - student2.ru . Они подметили богатство цветовых нюансов солнца, снега, зелени, обновив видение, расширив сферу наблюдения. Для всех них ключевой была работа на пленэре.

С импрессионизма начал и Направления в культуре XIX века - student2.ru Поль Гоген, но вскоре от него отошел. Он писал: «Они (импрессионисты) искали в сфере, доступной глазу, а не в таинственном центре мысли...». Гоген не отрекался от созерцания натуры, но считал, что нужно синтезировать, упрощая или преувеличивая в соответствии с идеей художника. Он сознательно стремился к выработке живописной системы, основанной на гармонии чистых цветов, подобной гармонии звуков в музыке. Система имела и название - синтетизм. Большие цветовые плоскости, интенсивно окрашенные, с ярко выраженными ритмическими силуэтами - так он учил писать и своих последователей - постимпрессионистов. Вершина творчества Гогена - таитянский цикл. Экзотический край оказался благодатной почвой для реализации его художественных идей. Он становится великим колористом - и великим сказочником Направления в культуре XIX века - student2.ru .

Символизм

Натурализм вызвал к жизни противоположное ему направление - символизм (конец XIX - начало XX века), выступивший активно против позитивизма. Символизм - направление в искусстве (1870-1910), сосредоточенное на художественном выражении содержания посредством символа как многозначного, иносказательного и логически непроницаемого образа, «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия. Символисты, противопоставляя внешний образ мира и внутреннюю сущность, видели свою задачу в познании и художественном воспроизведении не внешнего образа жизни, а внутренней сущности, которая открывается только поэтической интуиции, но не научной логике. Они считали себя певцами «заката», «упадка», «гибели» мира. Стремясь прорваться к «скрытым реальностям», «идеальной сущности мира», «нетленной красоте», символисты в мистифицированной форме, подчас усложненной мотивами декадентного индивидуализма, выражали неприятие буржуазного образа жизни, тоску по духовной свободе, трагическое предчувствие революционных перемен.

Теоретиком французского символизма был французский поэт Направления в культуре XIX века - student2.ru Стефан Малларме (1842 - 1898). Он возглавил творческое объединение поэтов-символистов ( Направления в культуре XIX века - student2.ru Поль Верлен, Направления в культуре XIX века - student2.ru Анри Ренье, Направления в культуре XIX века - student2.ru Артюр Рембо).

Активное отношение к форме произведения проявляется у С. Малларме в усложнении синтаксиса, инверсии при передаче «сверхчувственного» (сборник «Стихотворения»).

Крупнейшим французским символистом был Направления в культуре XIX века - student2.ru Поль Верлен (1844- 1896). В ранних сборниках «Сатурнические поэмы», «Галантные празднества» он совершает переход от статичной красоты, материальной осязаемости мира к нереальности мира декораций, растворению всего материального в зыбкости воспоминаний и воображения. В передаче настроений, мгновенных ощущений заметно влияние эстетики импрессионизма. Направления в культуре XIX века - student2.ru Артюр Рембо (1854-1891), как и Поль Верлен, глашатай Парижской коммуны, которой посвятил ряд стихотворений. Книги «Сквозь ад» и «Озаренная» ярко проявляются как символические произведения. В знаменитом «Цветном сонете» он подыскивает цветовые эквиваленты главным: а - черный, е - белый, и - красный, у - зеленый. Так он пытается согласовать лирику с живописью .

Самым значительным представителем символизма в Англии был Направления в культуре XIX века - student2.ru Оскар Уайльд - автор знаменитого романа «Портрет Дориана Грея», многих сказок и сатирических пьес, где утверждает единство красоты и морали, зло высмеивает лживость английских понятий достоинства и аристократизма. Эстетизм его основан на парадоксальном утверждении первичности искусства, на отрицании «значения природы и действительности вообще» для художников.

В Бельгии как символист выступает лауреат Нобелевской премии Направления в культуре XIX века - student2.ru Морис Метерлинк (1862-1949), автор «Синей птицы», которая не сходит со сцены МХАТа почти столетие.

Многие из этих авторов переросли рамки символизма, и, хотя символизм развивался до начала Первой мировой войны, он уже не способен был выдвинуть равных им художников.

В России лучшими представителями символизма считаются Направления в культуре XIX века - student2.ru А. Блок, Направления в культуре XIX века - student2.ru А. Белый, Направления в культуре XIX века - student2.ru Вяч. Иванов. Направления в культуре XIX века - student2.ru Ф. Сологуб.

В изобразительном искусстве символизм представлен именами Направления в культуре XIX века - student2.ru П. Гогена, Направления в культуре XIX века - student2.ru М.К. Чюрчлениса, Направления в культуре XIX века - student2.ru М. Врубеля. В музыке - Направления в культуре XIX века - student2.ru Клодом Дебюсси, Направления в культуре XIX века - student2.ru Морисом Равелем, Направления в культуре XIX века - student2.ru Сибелиусом.

Музыка

Музыка XIX столетия так же велика и разнообразна по направлениям и формам - от романса до оперы, от сонаты до симфонии. Творцы ее сказали новое слово в музыкальном искусстве, продолжив поиск своих предшественников. Остановимся на двух оперных школах - итальянской и немецкой.

Музыка начала XIX века развивалась в значительной степени под влиянием литературного романтизма. Отказываясь от традиций мифологических сюжетов, композиторы обращались к человеку, его душевному миру.

Италия

Творчество Направления в культуре XIX века - student2.ru Джоаккино Россини (1792 - 1868) явилось как бы связующим звеном в развитии итальянской оперы, завершая ее предшествующий этап и положив начало новой национальной школе. В «Севильском цирюльнике» опера-буфф достигла наивысшего расцвета. Однако Россини обратился к героической тематике, отвечавшей запросам современности. «Вильгельм Телль» положил основание новому жанру героико-исторической романтической оперы.

Вместе со своими младшими современниками Направления в культуре XIX века - student2.ru Винченцо Беллини (1801 - 1835) и Направления в культуре XIX века - student2.ru Гаэтано Доницетти (1797-1848) Россини обновил музыкальный язык оперы, насытив его прекрасными мелодиями, интонационно близкими к народной песне. Доницетти после смерти Беллини становится во главе итальянской оперной школы

В конце XIX века в Италии получило распространение новое направление - веризм (от слова vero - истинный, правдивый), оно противопоставляло себя увлечению немецким романтиком

Германия

Крупнейшее явление немецкой оперы начала XIX столетия - «Фиделио» Направления в культуре XIX века - student2.ru Бетховена, который обогатил сферу выразительных средств драматической музыки, показал пример ее симфонизации.

Начало XX столетия было ознаменовано в Германии расцветом романтической оперы. Одним из первых ее достижений явилась «Ундина» Направления в культуре XIX века - student2.ru Гофмана, оказавшая сильное влияние на творчество крупнейшего мастера этого жанра - Направления в культуре XIX века - student2.ru Карла Марию Вебера (1786 - 1826).

Наши рекомендации