Раздел 3. Философия искусства

Тема 1.«Смерть автора» в ризоматичном пространстве постмодернистской культуры. Стратегии сотворчества художника и зрителя в искусстве второй половины ХХ в.

Тема 2.«Двойное кодирование» и «открытое произведение»: интерпретационные процедуры в контексте художественной культуры постмодернизма.

Тема 3.Деконструкция как метод и стиль в искусстве постмодернизма. Деконструкция как универсальный метод вскрытия новых смыслов и преодоления инерции традиции прочтения произведения искусства.

Тема 4.Симулякр и вечное возвращение прекрасного: производство смыслов в постмодернистском искусстве.

Тема 5.Теории и практики акционизма. Онтология художественного жеста.

Тема 6.Искусство в контексте экранной культуры: перспективы развития.

Список тем для рефератов:

1. Социология искусства в системе искусствоведческого знания.

2. Искусство как социокультурный феномен.

3. Сотворчество художника и зрителя в постмодернистских художественных практиках.

4. Социология искусства Пьера Бурдье.

5. Философско-социологические воззрения Ж.-М. Гюйо.

6. Проблематика искусства в философии позитивизма.

7. Становление социологии искусства в России (А. И. Герцен, В. Соловьев).

8. «Симулякр» и «соблазн» как концепты постмодернистского социокультурного пространства (Ж. Бодрийяр)

9. Смерть автора: онтология творчества в условиях постмодерна.

10. Феноменологическая социология А. Шюца.

11. Диалог художника и зрителя в искусстве постмодернизма: социологический аспект.

12. Искусство как самосознание культуры: философско-культурологическая концепция М. С. Кагана.

13. Философия искусства Ф. Ницше.

14. Психологические теории искусства (на выбор).

15. Феномен озарения: психологический аспект.

16. Психологическое прочтение символико-аллегорических образов в искусстве (К. Г. Юнг и его школа).

17. Психологические основы художественного творчества.

18. Творческий метод и личностная мотивация художника: психологические предпосылки художественного творчества.

19. Роль подсознания в художественном творчестве (З. Фрейд и его школа).

20. Неофрейдистские интерпретации художественного творчества.

21. Свой вариант.

Библиографический список:

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. – М., 2001.
  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 2012.
  3. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.
  4. Барт Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
  5. Басин Е. Я., Крутоус В. П. Философская эстетика и психология искусства. – М., 2007.
  6. Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.

7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М., 1996.

8. Бердяев Н. А. Смысл творчества. – М., 1998.

9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М., 2015.

10. Бранский В. П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. – Калининград, 1999.

11. Бурдье П. Социология социального пространства. – СПб., 2007.

12. Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. – М., 2012.

13. Бюргер П. Теория авангарда. – М., 2014.

14. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 2004.

  1. Гарифуллин Р. Р. Психология искусства и творчества. – Казань, 2004.
  2. Гаузенштейн В. Искусство и общество. – М., 1923.
  3. Гройс Б. Комментарии к искусству. – М., 2003.

18. Гринберг К. Авангард и китч. // Художественный журнал, 2005, № 60 (декабрь).

19. Гюйо Ж. М. Искусство с точки зрения социологии. – М., 2015.

20. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург, 2007.

21. Деррида Ж. Письмо и различие. – М., 2000.

22. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. – СПб., 2001.

23. Дюв де Т. Именем искусства. К археологии современности. – М., 2014.

24. Зедльмайр Х. Утрата середины. – М., 2008.

  1. Исаева Л. И. Жизнь среди символов. – М., 2006.
  2. Каган М. С.Морфология искусства. – М., 1970.
  3. Каган М. С. Философия культуры. – М., 1996.
  4. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998.
  5. Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. – М., 2003.
  6. Кривцун О. А. Психология художественного творчества. – М., 2006.
  7. Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. – М., 2004.
  8. Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. – М., 1997.
  9. Лакан Ж. Семинары. Книга 17. Изнанка психоанализа (1969/70). – М., 2008.
  10. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.
  11. Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. – М., 2000.
  12. Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
  13. Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого. – М., 2010.
  14. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2002.
  15. Мерло-Понти М. Око и дух. – М., 1992.
  16. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб., 1999.
  17. Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.

42. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.

43. Перов Ю. В. Что такое социология искусства? – Л., 1970.

44. Подорога В. Homo ex machina. Авангард и его машины. Эстетика новой формы. // Логос, 2010, № 1 (74). – С. 22-50.

45. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. – СПб., 2004.

46. Савчук В. Конверсия искусства. – СПб., 2001.

47. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. – М., 2014.

48. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.

49. Фрейд З. Художник и фантазирование. – М., 1995.

50. Фриче В. М. Социология искусства. – М., 2010.

51. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2015.

52. Фуко М. Это не трубка. – М., 1999.

53. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003.

54. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. – СПб., 2004.

55. Хренов Н.А. Социально-психологический аспект взаимодействия искусства и публики. – М., 1981.

56. Шульга Р. Социология искусства: новые реалии, старые проблемы. // Социология: теория, методы, маркетинг, 1999, № 4. – С. 39-53.

57. Шюккинг Л. Социология литературного вкуса. – Л., 1928.

58. Щюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. – М., 2004.

59. Элкинс Дж. Девять типов междисциплинарности для визуальных исследований. Ответ на статью Мике Баль «Визуальный эссенциализм и объект визуальной культуры». // Логос, 2012, № 1 (85). – С. 250-259.

60. Юнг К. Г. Человек и его символы. – М., 2013.

Наши рекомендации