Раздел 3. Философия искусства
Тема 1.«Смерть автора» в ризоматичном пространстве постмодернистской культуры. Стратегии сотворчества художника и зрителя в искусстве второй половины ХХ в.
Тема 2.«Двойное кодирование» и «открытое произведение»: интерпретационные процедуры в контексте художественной культуры постмодернизма.
Тема 3.Деконструкция как метод и стиль в искусстве постмодернизма. Деконструкция как универсальный метод вскрытия новых смыслов и преодоления инерции традиции прочтения произведения искусства.
Тема 4.Симулякр и вечное возвращение прекрасного: производство смыслов в постмодернистском искусстве.
Тема 5.Теории и практики акционизма. Онтология художественного жеста.
Тема 6.Искусство в контексте экранной культуры: перспективы развития.
Список тем для рефератов:
1. Социология искусства в системе искусствоведческого знания.
2. Искусство как социокультурный феномен.
3. Сотворчество художника и зрителя в постмодернистских художественных практиках.
4. Социология искусства Пьера Бурдье.
5. Философско-социологические воззрения Ж.-М. Гюйо.
6. Проблематика искусства в философии позитивизма.
7. Становление социологии искусства в России (А. И. Герцен, В. Соловьев).
8. «Симулякр» и «соблазн» как концепты постмодернистского социокультурного пространства (Ж. Бодрийяр)
9. Смерть автора: онтология творчества в условиях постмодерна.
10. Феноменологическая социология А. Шюца.
11. Диалог художника и зрителя в искусстве постмодернизма: социологический аспект.
12. Искусство как самосознание культуры: философско-культурологическая концепция М. С. Кагана.
13. Философия искусства Ф. Ницше.
14. Психологические теории искусства (на выбор).
15. Феномен озарения: психологический аспект.
16. Психологическое прочтение символико-аллегорических образов в искусстве (К. Г. Юнг и его школа).
17. Психологические основы художественного творчества.
18. Творческий метод и личностная мотивация художника: психологические предпосылки художественного творчества.
19. Роль подсознания в художественном творчестве (З. Фрейд и его школа).
20. Неофрейдистские интерпретации художественного творчества.
21. Свой вариант.
Библиографический список:
- Адорно Т. Эстетическая теория. – М., 2001.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 2012.
- Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. – М., 1994.
- Барт Р. Избранные труды. Семиотика. Поэтика. – М., 1994.
- Басин Е. Я., Крутоус В. П. Философская эстетика и психология искусства. – М., 2007.
- Белый А. Символизм как миропонимание. – М., 1994.
7. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. – М., 1996.
8. Бердяев Н. А. Смысл творчества. – М., 1998.
9. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. – М., 2015.
10. Бранский В. П. Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи. – Калининград, 1999.
11. Бурдье П. Социология социального пространства. – СПб., 2007.
12. Бычков В. В., Маньковская Н. Б., Иванов В. В. Триалог. Живая эстетика и современная философия искусства. – М., 2012.
13. Бюргер П. Теория авангарда. – М., 2014.
14. Выготский Л. С. Психология искусства. – М., 2004.
- Гарифуллин Р. Р. Психология искусства и творчества. – Казань, 2004.
- Гаузенштейн В. Искусство и общество. – М., 1923.
- Гройс Б. Комментарии к искусству. – М., 2003.
18. Гринберг К. Авангард и китч. // Художественный журнал, 2005, № 60 (декабрь).
19. Гюйо Ж. М. Искусство с точки зрения социологии. – М., 2015.
20. Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. – Екатеринбург, 2007.
21. Деррида Ж. Письмо и различие. – М., 2000.
22. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. – СПб., 2001.
23. Дюв де Т. Именем искусства. К археологии современности. – М., 2014.
24. Зедльмайр Х. Утрата середины. – М., 2008.
- Исаева Л. И. Жизнь среди символов. – М., 2006.
- Каган М. С.Морфология искусства. – М., 1970.
- Каган М. С. Философия культуры. – М., 1996.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. – М., 1998.
- Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. – М., 2003.
- Кривцун О. А. Психология художественного творчества. – М., 2006.
- Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. – М., 2004.
- Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда. – М., 1997.
- Лакан Ж. Семинары. Книга 17. Изнанка психоанализа (1969/70). – М., 2008.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. – СПб., 1998.
- Маньковская Н. Эстетика постмодернизма. – М., 2000.
- Маркузе Г. Одномерный человек. – М., 1994.
- Марьон Ж.-Л. Перекрестья видимого. – М., 2010.
- Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб., 2002.
- Мерло-Понти М. Око и дух. – М., 1992.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. – СПб., 1999.
- Мукаржовский Я. Исследования по эстетике и теории искусства. – М., 1994.
42. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры. – М., 1991.
43. Перов Ю. В. Что такое социология искусства? – Л., 1970.
44. Подорога В. Homo ex machina. Авангард и его машины. Эстетика новой формы. // Логос, 2010, № 1 (74). – С. 22-50.
45. Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. – СПб., 2004.
46. Савчук В. Конверсия искусства. – СПб., 2001.
47. Сонтаг С. Против интерпретации и другие эссе. – М., 2014.
48. Тэн И. Философия искусства. – М., 1996.
49. Фрейд З. Художник и фантазирование. – М., 1995.
50. Фриче В. М. Социология искусства. – М., 2010.
51. Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 2015.
52. Фуко М. Это не трубка. – М., 1999.
53. Хабермас Ю. Философский дискурс о модерне. – М., 2003.
54. Хофман В. Основы современного искусства. Введение в его символические формы. – СПб., 2004.
55. Хренов Н.А. Социально-психологический аспект взаимодействия искусства и публики. – М., 1981.
56. Шульга Р. Социология искусства: новые реалии, старые проблемы. // Социология: теория, методы, маркетинг, 1999, № 4. – С. 39-53.
57. Шюккинг Л. Социология литературного вкуса. – Л., 1928.
58. Щюц А. Избранное: мир, светящийся смыслом. – М., 2004.
59. Элкинс Дж. Девять типов междисциплинарности для визуальных исследований. Ответ на статью Мике Баль «Визуальный эссенциализм и объект визуальной культуры». // Логос, 2012, № 1 (85). – С. 250-259.
60. Юнг К. Г. Человек и его символы. – М., 2013.