Впервые к «Мещанам» Товстоногов обратился в 1944 году, поставив их со студентами Грузинского театрального института
В числе участников этого спектакля были ныне широко известные деятели грузинского театра: М. Туманишвили, Г. Лорд-кипанидзе, А. Гамсахурдия (тогда студенты первого режиссерского курса, они названы в программе техническими режиссерами), Г. Гегечкори ( Н и л ) , Э. Манджгаладзе (Тетерев), Е. Кипшидзе (Цветаева), роль Татьяны играла Н. Урушадзе, ныне известный грузинский театровед.1
Конечно, работая с молодыми актерами и режиссерами, Товстоногов ставил прежде всего педагогические задачи. Однако, как показывают записи М. Т у м а н и ш в и л и , анализ горьковской пьесы шел небанальным ходом. Товстоногов стремился в этом учебном спектакле научить молодых актеров тонкому психологическому постижению характеров, подсказать им ход от психологии к социальным обобщениям.
Спектакли Грузинского театрального института игрались перед широкой публикой и отмечались в прессе. Г. Натрошвили писал, что в спектакле «раскрыта серьезная идейная борьба против собственнического мировоззрения».2
М о ж н о было бы сказать, если бы не смущала разница уровней двух спектаклей, что режиссер продолжал развивать тему, намеченную в скромном студенческом спектакле.
Опасную сущность мещанства как социально-философской категории Товстоногов видит теперь в том, что «люди придумывают себе фетиши и слепо верят в их незыблемость», в том,
1 Репетиции «Мещан» были записаны М. Туманишвили. Запись хранится в Гр2узинском театральном институте. Архив института. Папки № 44 и 45. «Литература и искусство», 1946, 23 апреля (на груз. яз.).
что человек теряет ощущение реальной жизни, истории.1 Движение времени, его революционная сущность о щ у щ а л и с ь в спектакле не только в образе Нила, но и в трагической бессмысленности попыток самого Бессеменова внушить свою веру, сохранить собственнический порядок, остановить время. Революционное звучание пьесы заключалось для режиссера в том, что «эти люди себя изжили, психологически и по существу...»2
П р о ш л о у ж е более десяти лет со дня премьеры «Мещан», а в памяти не стерлись подробности, не померкло чувство цел о г о — этот спектакль предстает монолитным куском жизни, в которую вам позволили заглянуть. Т я ж к о били большие напольные часы, которые ритуально заводил Бессеменов, скрипела дверь, возвещая его выход, тренькала ироническая музыка, оттеняя своей странностью очередной привычный скандал в доме.
Все предельно напряжено, натянуты все струны, обнажены все нервы. Ни одного слова, ни одного взгляда здесь не пропустят без обостренной реакции — немедленно ответят криком, взглядом, шипением. Непринужденность редка здесь, как великий праздник. Под водительством Елены ( Л . Макарова) расшалились, развеселились, на стол полезли, распевая песни, но пришли из церкви старики, благостные, исполнившие святой д о л г , — и застыли в испуге, гневе, изумлении. И опять прервалась жизнь, это о щ у щ а л о с ь отчетливо, опять она загнана в привычку, в ритуал. Акулина Ивановна ( М . Призван-Соколова) торопливо подсовывает тарелки, накладывает куски, пытаясь — без всякого успеха — отвлечь внимание мужа, отвести гнев от детей. Здесь будут снисходительно и покровительственно терпеть и афоризмы Тетерева (П. П а н к о в ) , и ободранную бедность Перчихина (Н. Трофимов), но только до той секунды, когда они — по злу или наивности — не коснутся основ бытия.
Реальность, просто здравый смысл вносит Н и л , крепкий, уверенный, самостоятельный. К нему у старика нет ключей, подхода, его ничем не возьмешь; остается аккуратно снять цветы с подоконника и в полном смятении попросить — «полицию».
И к а ж д ы й бытовой штрих, жест, интонация, проход приобретали второй — емкий, символический — смысл. Бессилие старика, сумасшествие Татьяны, уверенность Нила — все говорило о том, что эти л ю д и , их дела и п о с т у п к и определены ходом исторического времени.
Это ощущение времени реализовалось режиссером в силе сопротивления Бессеменова, в безнадежности его борьбы, в фигуре «выломившегося» из общепринятых норм Тетерева, в наивности духовного мира Перчихина, сломленности Петра и Татьяны.
1 О замысле спектакля Товстоногов рассказал в статье «О «Мещанах», включенной отдельной главой во второе издание книги «О профессии режис-сера»2. См. также статью «Классик и современник» в книге «Круг мыслей». Г. Т о в с т о н о г о в . О профессии режиссера, с. 126.
В такой концепции спектакля образ Н и л а терял значение единственного антагониста мира Бессеменовых, но приобретал убедительность человека нового мировоззрения, новой эпохи. Не идеальный герой, а реальный человек, выросший в этом старом доме, действовал на сцене. В художественной структуре спектакля образ Н и л а (К. Лавров) был подчинен общему закону наиреальнейшей правды и точности взаимоотношений. Естественно, что Н и л товстоноговского спектакля не мог не вызвать возражений, ибо он особенно наглядно и резко демонстрировал расхождение режиссера с принятыми в театре и в литературоведении трактовками. Режиссер видел Н и л а человеком «здравого смысла» и не боялся, что Н и л может показаться грубоватым, резким, беспощадным к чувствам о к р у ж а ю щ и х его людей. Он действительно был жесток с Татьяной, хотя понимал, что именно с ним Татьяна связывает все свои надежды. Он не отчитывал, не ж у р и л за бестактное подслушивание, а резко давал понять, что никаких духовных связей отныне у них нет. Здесь завершалась трагедия Татьяны, окончательно р у ш и л и с ь надежды на личное счастье и уходило из ее жизни нечто большее — последняя мечта о яркой, интересной, осмысленной жизни.