Романтической киноманки

Человеку легче понять и принять свои чувства, ко­гда он соприкасается с искусством, в том числе с кино, театром, литературным произведением. И Романтиче­ской Киноманке это было очень хорошо известно.


романтической киноманки - student2.ru

Медитация о кино

Четвертый раз смотрю этот фильм и должна вам ска­зать, что сегодня актеры играли, как никогда.

Ф. Раневская

Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту.

Б. Бертолуччи

Я думал, что кинодрама — это когда героиня плачет. Я ошибался. Кинодрама — это когда плачут зрители.

Ф. Капра

Кэтрин Хепберн подвластна вся гамма чувств от А до Я.

Д. Паркер

Чувства — самая яркая часть нашей жизни.

О. Бальзак

Глава 12. Мастерская Романтической Киноманки



Большое чувство предохраняет от чувствительности.

В. Фишер

Человек страдает не столько от того, что происходит, сколько от того, как он оценивает то, что с ним происходит.

М. Монтень

Гнев — естественная реакция, которая помогает оста­ваться честным и целостным, когда кто-то пренебрегает ва­шими границами.

Г. Рот

С известной нам притчи о Маге Дождя, которую рассказывал Арабский Музыкант-целитель, когда мы с ним знакомились у Колдуньи-ведуньи, начала свой урок Романтическая Киноманка. Как вы помните, Маг Дождя помог деревне привлечь дождь после многолетней засу­хи. Между тем в этой притче много говорится о чувствах и эмоциях. Маг Дождя давно уже понял двойственную природу таких своих чувств, как желание, злость, страх, жадность, и стал присматриваться к своим мотивам и действиям в жизни. Он каждый раз определял, что ле­жит в основе его действий — отчаяние или вера в жизнь. Благодаря своим наблюдениям он смог превратить эти четыре ядовитых побуждения в четыре положительные мотивации и завоевывать в жизни победу за победой.

Поучительна в этом смысле индейская притча о том, как старый дедушка объясняет маленькому внуку, что та­кое жизнь.



Часть 2. Источники преображения...


С

тарик:

— Видишь ли, жизнь — это постоянная борьба внутри тебя двух волков. Один волк олицетворяет собой страх, ненависть, зло, неприязнь. А второй волк олице­творяет любовь, уважение, доброту, радость. Внук:

—А какой же волк, в конце концов, побеждает? Старик:

—Тот, которого ты кормишь...

Маг Дождя, когда он вошел в деревню, не реагиро­вал на эмоции деревенских жителей, которые не видели ни капли дождя в течение многих лет, но видели, как, не принося никакой пользы, маги требовали деньги за свою работу. Если бы Маг Дождя стал реагировать на их эмоции, то он бы не смог надеяться на то, что ему удастся прийти к гармонии в своем внутреннем мире, не говоря уже о достижении гармонии для всей деревни.

Маг Дождя знал различия между эмоцией, чув­ством и настроением. Эти различия хорошо известны и Романтической Киноманке. Она различает, когда че­ловека, героя, персонажа захватили эмоции, а когда он переживает настоящие чувства.

Основной характеристикой эмоции является ее энер­гия. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптими­стическое отношение к жизни, в то же время сильные не­гативные эмоции способствуют развитию депрессивного состояния человека. Застойные, неотреагированные нега­тивные эмоции приводят к развитию психосоматических заболеваний. Так, чувство гнева приводит к развитию

Глава 12. Мастерская Романтической Киноманки



сердечнососудистых заболеваний, а чувство зависимо­сти — к заболеваниям пищеварительной системы. Пассив­ная, подчас сдерживаемая, агрессивность, зависимость от значимых отношений, стойкое — на всю жизнь — запоми­нание значимых событий в раннем детстве, завышенный уровень притязаний связаны с инфантильными личност­ными особенностями и также приводят к соматизации, то есть к телесным проявлениям эмоциональных проблем.

Психосоматические болезни, с одной стороны, явля­ются сигналом того, что наша жизнь не протекает правиль­ным образом, по законам развития человека, и что базовая сущность личности отрицается или подавляется. С другой стороны, преодоление психосоматических симптомов мо­жет оказаться не чем иным, как возможностью личност­ного роста, духовного раскрытия, позитивной личностной трансформации и развития сознания. Наслаждаться чем-то в жизни — значит внести много эмоций в отношение к этому объекту. Чувство не такое неуловимое, как эмоция. Чувствовать — значит придавать ценность тому, что про-, исходит. Чувства — источник действий человека, мотив его поступков, «топливо» для любой деятельности. Поэтому для того, чтобы начать новое дело, нужен новый мотив — желание испытать новые ощущения и чувства.

Современные словари говорят, что слово «психопро­филактика» происходит от греческих слов psyche (душа, дух, сознание) и prophylaktikos (предохранительный). Термин «психопрофилактика» означает комплекс раз­личного рода мероприятий, задачей которых является предоставление помощи психически здоровым людям с



Часть 2. Источники преображения...

целью предотвращения нервно-психических и психосо­матических заболеваний и устранения факторов риска. Слово «психогигиена» происходит от греческих слов psyche (душа, дух, сознание) и hygieinos (целебный, по­лезный для здоровья). Термин «психогигиена» означает сохранение психического здоровья и касается чувств че­ловека. О «гигиене страстей или нравственной гигиене» писал римский врач Гален в труде с аналогичным назва­нием. Гигиен (в переводе с греческого — «здоровье») — древнегреческая богиня здоровья. Она изображается обычно в тунике с диадемой, держащей в руках змею, ко­торую кормит из чаши. Гигиея была дочерью бога враче­вания Асклепия (у римлян — Эскулапа). Асклепий — сын Аполлона. У Асклепия были еще вторая дочь — Панацея (в переводе с греческого — «всецелительница») и два сына: Махаон (с греческого — «врач, целитель, хирург») и Подалирий (с греческого — «врач, лечащий внутренние болезни»), которые унаследовали от отца искусство вра­чевания. В семейных связях древнегреческих богов лег­ко запутаться, но можно понять, что Аполлон (др.-греч.

или Феб (др.-греч.
романтической киноманки - student2.ru
романтической киноманки - student2.ru

«лучезарный»), — в греческой мифологии известный, как бог искусств, яв­ляется всем вышеперечисленным лицам — дедом и что искусство связано с психогигиеной.

Самая доступная для всех психопрофилактика — про­филактика радостью. Умение радоваться — яркий показа­тель состояния душевного и телесного здоровья. Человек обязан стремиться к мажорному умонастроению. Разно­образные яркие и эстетические впечатления способствуют

Глава 12. Мастерская Романтической Киноманки



благотворному протеканию физиологических и психиче­ских процессов. А доступные десять психогигиенических «заповедей» для современной женщины звучат так:

1) выполняйте подходящую для себя работу;

2) стремитесь достигать поставленных целей;

3) принимайте решения и действуйте, а не просто стра­дайте;

4) имейте собственную точку зрения;

5) балуйте себя время от времени;

6) не подавляйте в себе гнев;

7) считайте все изменения неизбежной частью жизни;

8) сохраняйте позитивный взгляд на свою личность;

9) смотрите на мир с улыбкой;

10) знайте, что лучшее средство против старения — лю­бовь и нежность к мужчине.

Научить человека управлять своими эмоциями, воз­буждать свой дух — практическое назначение релаксации. Успокаивающее действие оказывают смех, цветомузыка, а также художественное исполнительство и творчество, в числе которых танцы, сочинение стихов, музыкальных композиций, занятия живописью и скульптурой, пение, просмотр юмористических кинофильмов.

О нравственной гигиене, катарсисе писал еще рим­ский врач Гален. Катарсис — это система разнообразных мер, укрепляющих нравственное здоровье. Он является способом поддержания душевного равновесия, самообо­дрения — преднамеренного возбуждения жизненного оптимизма в себе. Это обращение к некому возвышенно­му идеалу или цели, содружество с благородными людьми.



Часть 2. Источники преображения...

К эффективным средствам катарсиса относятся музи­цирование, занятия живописью или скульптурой, драма­тизации и т. д. Музыка прекрасно снимает усталость, вос­станавливает сон, выравнивает ритм сердца, может сни­зить излишнюю возбудимость, создать хорошее настрое­ние, придать бодрость. Аристотель считал, что на людей впечатляюще воздействуют пьесы-трагедии, театральное соучастие в которых помогает зрителям освобождаться от душевных мук. Эффективны путешествия и особенно непосредственное общение с природой (естественное или через художественный образ). Уйти в природу, полюбо­ваться ландшафтом, посмотреть на осенние листья, при­слушаться, как колышутся ветви деревьев, вдохнуть пол­ной грудью свежий дождь или снег — все это оказывает умиротворяющее действие на психику. Важно использо­вать любую возможность, чтобы погулять в парке, в лесу, побродить по лугу, посидеть у водоема. Для этого хороши все времена года, но солнечные — особенно!

Человек познает себя посредством общения с други­ми людьми, через свои чувства и эмоции, возникающие во взаимоотношениях, особенно в отношениях с противопо­ложным полом. Отношения бывают разными — многора­зовыми, длительными и короткими, непонятными и про­стыми, радостными и даже болезненными, до тех пор, пока человек не посмотрит вглубь себя, чтобы рассмотреть радость и боль этих отношений и максимально раскрыть себя для отношений с партнером противоположного пола.

Специалисты различают настоящие и ненастоящие чувства.

Настоящие чувства


романтической киноманки - student2.ru

Аутентичные (настоящие) чувства: Радость. Гнев. Страх. Печаль.

Правильная ориентация во времени — делает их созидательными. Неправильная ориентация во времени — делает их разрушительными.



романтической киноманки - student2.ru романтической киноманки - student2.ru Радость

Проявление радости — удовольствие, нега, любовь, счастье и пр. В том числе злорадство — «злая радость». Сопровождается выделением гормона — эндорфина.



Гнев

Основа гнева — агрессия. Проявление гнева — злость, ненависть. Необходим для возможности собрать силы, сделать рывок. Например: надкусывание яблока — агрессия, но приятная; секс?.. Гнев, направленный в прошлое или будущее, — избегание от решения «здесь и сейчас».



Страх

Проявления страха — осторожность, опасение, настороженность. Он необходим для предупреждения об опасности. Страх, направленный в прошлое или будущее, — деструктивное и неоправданное чувство.



романтической киноманки - student2.ru романтической киноманки - student2.ru Печаль

Проявление печали — грусть, хандра, тоска, сплин. Следует направлять в прошлое, чтобы, проститься и отпустить былое.

Например: плохо грустить по поводу увольнения с работы, здесь уместен?.. Грустить в настоящем — избегать от решения «здесь и сейчас».

Ненастоящие чувства


романтической киноманки - student2.ru

Эти чувства вынесены из раздела настоящих, так как они скорее способ поведения. Используются всегда для манипуляции другим человеком.

Ракетные (ненастоящие) чувства: Обида. Вина. Ревность. Скука.

Наши рекомендации