Рукопись теории относительности
О теории относительности писали философы, публицисты, писатели, государственные деятели. А всё началось в 1905 году с маленькой рукописи, озаглавленной «К электродинамике движущихся тел». Она стала бесценным историческим документом, с которым связан один замечательный эпизод.
В начале 1933 года, когда Гитлер пришёл к власти в Германии, Альберта Эйнштейна не было в стране. Он читал лекции в Калифорнии. Европа встретила ученого чудовищным известием: его дом разгромили гестаповцы, а в Берлине было обещано 50000 марок за его голову.
Великий ученый всегда был в стороне от прямой политической деятельности, но он ненавидел фашизм и войны.
Однажды в 1936 году, когда шла война в Испании, американские антифашисты обратились к великому физику с неожиданной просьбой: они попросили у него рукопись теории относительности – знаменитую рукопись 1905 года. Коллекционеры готовы были дать за неё громадные деньги, а деньги были необходимы для оснащения добровольцев.
Замысел был прост, но … рукопись осталась в Германии, достать её было немыслимо. Что же оставалось делать?: Эйнштейн сам предложил выход: он бросил все свои дела и сел переписывать от руки прославленные 30 страниц…
Так появилась на свет вторая рукопись статьи «К электродинамике движущихся тел». Теория относительности во второй раз сослужила человечеству революционную службу – только на этот раз необычную для отвлечённой физической теории.
Текст 10.
Король русской адвокатуры
Владимир Данилович Спасович был ученым-юристом и выдающимся судебным оратором. Лекции Спасовича по уголовному праву в Санкт-Петербургском университете пользовались огромной популярностью. Речь Спасовича отличалась «искусством мало говорить, но заставляла много думать».
В доме В. Спасовича часто собирались юристы, обсуждали и разрабатывали правовые вопросы, выступали с докладами. Впоследствии этот кружок стал центром петербургского юридического общества, которым руководил Спасович. Он придавал большое значение проблемам психологии человеческих отношений. По мнению В. Спасовича, существуют три «главных мотива человеческих деяний – страсть, ум (расчет) и нравственное чувство (совесть). И наказание назначается за то, что один из двух оказался сильнее третьего, за то, что страсть одолела ум, или ум наложил молчание на протестующую совесть».
В адвокатуре он приобрел славу превосходного оратора и защитника. Его отличали глубокий ум, энциклопедические знания, искренность, убежденность, неотразимая логика. Современники восхищались «архитектурой речи» Спасовича и называли его «королем русской адвокатуры».
В. Спасович был не из тех адвокатов, которые становятся известными только тогда, когда попадают в громкое дело, а из тех, которые самое обычное дело превращают в знаменитое только прикосновением своего таланта, говорил известный русский юрист С.А.Андреевский.
Текст 11.
Как выбрать профессию по душе?
Когда мы терпим неудобства, имея дело с ротозеем-шофёром или педантом-педагогом, дело, видимо, прежде всего не в том, какие они люди, а в том, на своём ли они месте. Педантизм, официальность, скрупулёзность, своего рода мелочность могут помешать педагогу и, наоборот, помочь в работе, скажем, бухгалтеру. Ротозей за рулём – прямая опасность для находящихся на улице, но это качество будет почти незаметным, скажем, у садовника. Выходит, как человек выполняет работу, какова его отдача, во многом зависит прежде всего от того, кем он стал.
Как же найти профессию по душе? Хочешь стать врачом? Поработай для начала санитаром «Скорой помощи»! Влечёт палаточная романтика геологов? Попробуй поработать рабочим в партии, потаскать мешки, приборы, треноги. Будущему педагогу прямо-таки необходимо проверить себя в работе с детьми.
Молодым часто говорят: дерзайте, перед вами открыты все пути. Однако бархатных дорожек на жизненных путях не будет, и подъёмников тоже не будет. Будет труд и солёный пот, разочарования и постоянное ощущение чего-то недостигнутого, нераскрытого…
И всюду на нашей земле вы встретите уважение к хорошей работе, почёт за честный труд. Не думайте, что это мало. О хорошей, увлекательной работе мечтают миллионы людей, мечтают, как голодный – о хлебе. Так цените же эту великую возможность.
«…всякая работа трудна до времени, пока её не полюбишь, она потом возбуждает и становится легче». Запомните эти слова А.М. Горького. Уж кто-кто, а он знал толк в настоящей работе.
(По А. Маркушеву)
Текст 12.
О Льве Толстом
Для Льва Николаевича ни один человек, с которым он вступал в общение, ни одно дело, которое он делал, не казалось незначительным, всё он делал серьёзно, с напряжением своих душевных сил: глубоко думал, внимательно слушал, когда нужно — говорил и когда нужно — молчал (остерегаясь говорить пустое)...
Очень хорошо умел слушать, не пропускал без внимания ни смысла, ни выражений, ни жестов говорившего и запоминал услышанное.
Лев Николаевич говорил негромко, приятно, как-то ласкающе. Когда надо было усилить доводы, он усиливал доводы, но не голос.
Рассказывал очень просто, но в высшей степени художественно, внешне сдержанно, но внутренне напряжённо. За словом Толстого чувствовалось биение сердца. Большой поклонник и чуткий мастер русского языка, он страдал, слыша, как портили язык. Рассказы Толстого всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и высокое небо, и глубокое дно…
«В каждом литературном произведении, — говорил он, — надо отличать три элемента. Самый главный – это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда третий элемент – техника – достигает известного совершенства сам собою».
Текст 13.
Счастливая семья
Единственная и поздняя дочь, Ася родилась, когда ее матери было уже 42 года. Единственный обожаемый ребенок вообще дело опасное. Если этот ребенок к тому же и поздний, опасность возрастает вдвое. Как его вырастить не эгоистом? Асины родители об этом не задумывались, просто растили, безгранично любя.
Асин отец преподавал математику в средней школе. Прекрасный педагог, он был снисходителен и нестрог, двоек почти не ставил, но как-то добивался неплохой успеваемости. Главное, умел привить детям любовь к своему предмету.
Софья Савельевна была учительницей музыки по классу рояля. С самого раннего Асиного детства шел между родителями мирный спор о ее будущем: математика или музыка? Способности были и к тому и к другому.
С отцом у нее была дружба научная, деловая. Он с ранних лет обучал ее высшей математике. С матерью был связан мир музыки.
Она сразу начала учиться лучше всех в классе.
Окончила школу с золотой медалью. Надо было решать свою дальнейшую судьбу. Отец с матерью были уже на пенсии, жилось им трудновато, и Ася склонялась к тому, чтобы остаться с ними, работать и учиться заочно. Родители и слышать об этом не хотели: все знают, что такое заочное обучение, а Асеньке надо думать не меньше, чем об аспирантуре. Обсудив все на семейном совете, решили – в Москву. в знаменитую школу кибернетики под руководством всемирно известного Завалишина. Ася экзамены выдержала блестяще и была принята.
Текст 14.