Методические указания к текущей и промежуточной аттестации

Вопросы к зачету по дисциплине «Культурология»

1. Культурология как наука, ее предмет, задачи и методы, структура, междисциплинарные связи.

2. Понятие, сущность, структура и функции культуры.

3. Основные школы и направления культурологии. Концепции культуры.

4. Культура и цивилизация: общее, особенное, концепции.

5. Морфология культуры.

6. Ценности и нормы культуры. Картина мира.

7. Культура как система знаков. Языки культуры.

8. Динамика культуры и культурно-исторического процесса. Концепции.

9. Межкультурные коммуникации.

10. Культурные традиции и новации.

11. Культура и глобальные проблемы человечества.

12. Культурная модернизацияи культурный фундаментализм.

13. Человек, общество, природа и культура.

14. Культурная самоидентичность.

15. Вхождение человека в культурное пространство: инкультурация и социализация.

16. Понятие культурного типа. Исторические, социальные, региональные, религиозные типы культуры. Субкультура. Контркультура.

17. Социальные институты культуры.

18. Проблема типологии культуры. Массовая и элитарная культуры.

19. Восточный и западный типы культур.

20. Историческая типология культур.

21. Первобытная культура: общая характеристика.

22. Культура эпохи Древнего мира.

23. Культура эпохи Средневековья.

24. Культура эпохи Возрождения.

25. Культура эпохи Нового времени.

26. «Модерн» и «постмодерн».

27. Современная социокультурная ситуация.

28. Особенности российского типа культуры в мировом контексте.

Бально-рейтинговая система по дисциплине «Культурология»

1. Данная учебная дисциплина по итоговой оценке знаний заканчивается зачетом.

2.Для допуска к сдаче зачета сумма баллов, набранная студентом во время семестра, должна быть не менее 40 баллов, в противном случае студент к сдаче зачета не допускается.

3.Студент, набравший меньшую сумму баллов, может «добрать» недостающие баллы в течение последних недель семестра (но не позднее недели до окончания семестра) перед началом экзаменационной сессии, выполнив дополнительные задания (назначаются преподавателем).

4. Студенты, набравшие в течение семестра более 60 баллов, могут претендовать на зачет «автоматом» (по решению преподавателя).

5. Количество баллов, получаемых студентами за выполнение заданий:

Посещение лекции/семинара – 1 балл (при условии активной работы на семинаре и лекции, по решению преподавателя балл может не ставится, по причине опоздания, не вовлеченности студента в учебный процесс и т.д.)

Доклад на семинаре – от 1 до 5 баллов

Работа на семинаре (ответы на вопросы, дополнения, участие в дискуссии, анализ текстов и т.д.) – от 1 до 3 баллов

Участие в активных формах работы (дебаты, работа в «малых группах» и т.д.) – от 1 до 5 баллов

Конспекты статей – до 8 баллов

Промежуточные тесты и задания – 0-5 баллов

Завершающая контрольная работа – 0-10 баллов

Тесты по курсу

ЗАДАНИЕ N 1 ( выберите один вариант ответа)

При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенным(-и) критериям(-и) являет(-ют)ся…

1) достижения в области образования, науки, искусства

2) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность

3) генетический «код», антропометрия, IQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека)

4) средняя продолжительность жизни и уровень образования

ЗАДАНИЕ N 2 (выберите варианты согласно тексту задания)

Соотнесите термин и его определение:

1) культурология 2) философия культуры 3) культурная антропология А) изучает человека как субъекта культуры В) изучает конкретные формы существования культуры, включает эмпирические материалы и теоретические обобщения С) фиксирует результаты теоретического интереса к культуре, выявляя наиболее общие законы ее развития

ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)

Структура современного культурологического знания включает…

1) социологию культуры

2) цивилиографию

3) гносеологию

4) философскую антропологию


ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)

Разнообразные модели культуры, как целостной системы различных форм деятельности человека, были созданы в рамках ________ подхода.

1) семиотического

2) системного

3) ценностного

4) деятельностного

ЗАДАНИЕ N 5 (выберите варианты согласно тексту задания)

Соответствие между видом определения культуры и самим определением:

1)семиотическое 2)герменевтическое 3)дидактическое   А) культура – это система знаков и значений, используемых обществом В) культура – это то, чему человек научился, а не унаследовал генетически С) культура – это множество текстов, которые интерпретируются людьми

ЗАДАНИЕ N 6 ( выберите один вариант ответа)

В понятие «духовная культура» не входит

1) мифология

2) политика

3) искусство

4) религия

ЗАДАНИЕ N 7 (выберите варианты согласно тексту задания)

Соответствие между основными семиотическими аспектами культурных явлений и их определениями:

1)синтаксический 2)семантический 3)прагматический   А) отношения между элементами языка и правилами их образования, сочетания В) отношения между языком, пользователем и правилами употребления языка С) отношения между знаками и их значениями

ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)

Инновацией называется …

1) процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления

2) появление и распространение ранее не имевшейся черты

3) совокупность смыслов, заключённых в любом предмете культуры

4) нормативный образец

ЗАДАНИЕ N 9 (выберите один вариант ответа)

Культура – это мир…

1) труда

2) образов

3) разума

4) ценностей

ЗАДАНИЕ N 10 (выберите варианты согласно тексту задания)

Соответствие между формами бытия и их динамическими признаками:

1) органическая природа 2) человеческая культура 3) личность человека   А) развитие и деградация В) эволюция и инволюция С) прогресс и регресс

ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)

Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя», является _________культура.

1) коммерческая

2) массовая

3) потребительская

4) популярная

ЗАДАНИЕ N 12 ( выберите варианты согласно тексту задания)

Две черты, характерные для западного типа культуры:

А) фатализм

В) рационализм

С) эмоциональное восприятие мира

D) индивидуализм

ЗАДАНИЕ N 13 (выберите один вариант ответа)

Образ мира, ориентированный на тотем, на деяния «великого предка», – характерная черта культуры …

1) первобытного общества

2) постиндустриального типа

3) раннегородских цивилизаций

4) Новой эпохи

ЗАДАНИЕ N 14 (выберите несколько вариантов ответа)

Две характерные черты русской духовной культуры:

1) плюралистичность

2) общинность

3) правдоискательство

4) рационализм

Наши рекомендации