Методические указания к текущей и промежуточной аттестации
Вопросы к зачету по дисциплине «Культурология»
1. Культурология как наука, ее предмет, задачи и методы, структура, междисциплинарные связи.
2. Понятие, сущность, структура и функции культуры.
3. Основные школы и направления культурологии. Концепции культуры.
4. Культура и цивилизация: общее, особенное, концепции.
5. Морфология культуры.
6. Ценности и нормы культуры. Картина мира.
7. Культура как система знаков. Языки культуры.
8. Динамика культуры и культурно-исторического процесса. Концепции.
9. Межкультурные коммуникации.
10. Культурные традиции и новации.
11. Культура и глобальные проблемы человечества.
12. Культурная модернизацияи культурный фундаментализм.
13. Человек, общество, природа и культура.
14. Культурная самоидентичность.
15. Вхождение человека в культурное пространство: инкультурация и социализация.
16. Понятие культурного типа. Исторические, социальные, региональные, религиозные типы культуры. Субкультура. Контркультура.
17. Социальные институты культуры.
18. Проблема типологии культуры. Массовая и элитарная культуры.
19. Восточный и западный типы культур.
20. Историческая типология культур.
21. Первобытная культура: общая характеристика.
22. Культура эпохи Древнего мира.
23. Культура эпохи Средневековья.
24. Культура эпохи Возрождения.
25. Культура эпохи Нового времени.
26. «Модерн» и «постмодерн».
27. Современная социокультурная ситуация.
28. Особенности российского типа культуры в мировом контексте.
Бально-рейтинговая система по дисциплине «Культурология»
1. Данная учебная дисциплина по итоговой оценке знаний заканчивается зачетом.
2.Для допуска к сдаче зачета сумма баллов, набранная студентом во время семестра, должна быть не менее 40 баллов, в противном случае студент к сдаче зачета не допускается.
3.Студент, набравший меньшую сумму баллов, может «добрать» недостающие баллы в течение последних недель семестра (но не позднее недели до окончания семестра) перед началом экзаменационной сессии, выполнив дополнительные задания (назначаются преподавателем).
4. Студенты, набравшие в течение семестра более 60 баллов, могут претендовать на зачет «автоматом» (по решению преподавателя).
5. Количество баллов, получаемых студентами за выполнение заданий:
Посещение лекции/семинара – 1 балл (при условии активной работы на семинаре и лекции, по решению преподавателя балл может не ставится, по причине опоздания, не вовлеченности студента в учебный процесс и т.д.)
Доклад на семинаре – от 1 до 5 баллов
Работа на семинаре (ответы на вопросы, дополнения, участие в дискуссии, анализ текстов и т.д.) – от 1 до 3 баллов
Участие в активных формах работы (дебаты, работа в «малых группах» и т.д.) – от 1 до 5 баллов
Конспекты статей – до 8 баллов
Промежуточные тесты и задания – 0-5 баллов
Завершающая контрольная работа – 0-10 баллов
Тесты по курсу
ЗАДАНИЕ N 1 ( выберите один вариант ответа)
При культурологическом сопоставлении разных обществ и культур существенным(-и) критериям(-и) являет(-ют)ся…
1) достижения в области образования, науки, искусства
2) тип хозяйствования, структуры общественных связей, религия, язык, историческая ментальность
3) генетический «код», антропометрия, IQ коэффициент (коэффициент интеллектуального уровня человека)
4) средняя продолжительность жизни и уровень образования
ЗАДАНИЕ N 2 (выберите варианты согласно тексту задания)
Соотнесите термин и его определение:
1) культурология 2) философия культуры 3) культурная антропология | А) изучает человека как субъекта культуры В) изучает конкретные формы существования культуры, включает эмпирические материалы и теоретические обобщения С) фиксирует результаты теоретического интереса к культуре, выявляя наиболее общие законы ее развития |
ЗАДАНИЕ N 3 (выберите один вариант ответа)
Структура современного культурологического знания включает…
1) социологию культуры
2) цивилиографию
3) гносеологию
4) философскую антропологию
ЗАДАНИЕ N 4 (выберите один вариант ответа)
Разнообразные модели культуры, как целостной системы различных форм деятельности человека, были созданы в рамках ________ подхода.
1) семиотического
2) системного
3) ценностного
4) деятельностного
ЗАДАНИЕ N 5 (выберите варианты согласно тексту задания)
Соответствие между видом определения культуры и самим определением:
1)семиотическое 2)герменевтическое 3)дидактическое | А) культура – это система знаков и значений, используемых обществом В) культура – это то, чему человек научился, а не унаследовал генетически С) культура – это множество текстов, которые интерпретируются людьми |
ЗАДАНИЕ N 6 ( выберите один вариант ответа)
В понятие «духовная культура» не входит …
1) мифология
2) политика
3) искусство
4) религия
ЗАДАНИЕ N 7 (выберите варианты согласно тексту задания)
Соответствие между основными семиотическими аспектами культурных явлений и их определениями:
1)синтаксический 2)семантический 3)прагматический | А) отношения между элементами языка и правилами их образования, сочетания В) отношения между языком, пользователем и правилами употребления языка С) отношения между знаками и их значениями |
ЗАДАНИЕ N 8 (выберите один вариант ответа)
Инновацией называется …
1) процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления
2) появление и распространение ранее не имевшейся черты
3) совокупность смыслов, заключённых в любом предмете культуры
4) нормативный образец
ЗАДАНИЕ N 9 (выберите один вариант ответа)
Культура – это мир…
1) труда
2) образов
3) разума
4) ценностей
ЗАДАНИЕ N 10 (выберите варианты согласно тексту задания)
Соответствие между формами бытия и их динамическими признаками:
1) органическая природа 2) человеческая культура 3) личность человека | А) развитие и деградация В) эволюция и инволюция С) прогресс и регресс |
ЗАДАНИЕ N 11 (выберите один вариант ответа)
Разновидностью культуры, сознательно ориентирующей свои материальные и духовные ценности на «усредненного потребителя», является _________культура.
1) коммерческая
2) массовая
3) потребительская
4) популярная
ЗАДАНИЕ N 12 ( выберите варианты согласно тексту задания)
Две черты, характерные для западного типа культуры:
А) фатализм
В) рационализм
С) эмоциональное восприятие мира
D) индивидуализм
ЗАДАНИЕ N 13 (выберите один вариант ответа)
Образ мира, ориентированный на тотем, на деяния «великого предка», – характерная черта культуры …
1) первобытного общества
2) постиндустриального типа
3) раннегородских цивилизаций
4) Новой эпохи
ЗАДАНИЕ N 14 (выберите несколько вариантов ответа)
Две характерные черты русской духовной культуры:
1) плюралистичность
2) общинность
3) правдоискательство
4) рационализм