Мир повседневности культурного ландшафта
Культура состоит не только из ризомы традиций и культурно-социальных форм. В реальности культура состоит еще из третьего слоя - из жизненного мира: мыслей, эмоций, желаний, взаимодействия и деятельности реальных людей. Он определяется не только традициями, но интересами и ценностями.
В данном случае подходит теория «пяти причин» основателя неосхоластики Франсиско Суареса, который добавил к «четырем причинам» Аристотеля, «пятую причину» – causa exeplaris (уподобительную причину). «Уподобительная причина» образует коды традиций; «форма» - задает культурные формы в менталитете, обществе и хозяйстве; «причину движения» задают интересы; а «то, ради чего» задают ценности; а «материя» или «субстрат» состоит из мыслей, поведения и деятельности реальных людей - из их «жизненного мира» повседневности.
Реальность культуры, её «материя» – это переплетение человеческих страстей, борьбы людей за выживание. Люди по преимуществу не осознают, что они действуют согласно традиции, традиции действуют бессознательно, да и полностью не понимают формы культурного ландшафта, в котором они живут. Традиции являются теми способами, которыми человек обеспечивает себе тактику и стратегию выживания, реализации себя как личности в мире культуры.
Это различие приводило многих к мнению, что существует отличие между культурой и обществом: культура – это способ поведения людей, а общество – это система взаимодействий между людьми. Что приводит к «дуализму субстанций» картезианского типа: человечество находится одновременно в «двух измерениях» – в культурном и социальном, но, на самом деле оно находится лишь в одном измерении – в измерении традиции – единственной «субстанции» человеческой культуры, культура (понимаемая, как правило, в вышеуказанном варианте, как «духовная» культура) и общество – это лишь «модусы» этой «субстанции», которая определяет бытие «жизненного мира» культуры. В этом смысле традициология – это спинозизм, но спинозизм с «примесью» окказионализма Мальбранша, – ибо явной жесткой гармонии между культурным и социальным не существует, и, если уж и существует «предустановленная гармония» Лейбница между ними, то она довольно сложна, чтобы полностью поддаться описанию.
Вся реальная прагматика – этот «хаос жизненного мира», состоящий из мыслей и действий реальных людей, - задает движение потоку истории. В результате этого движения происходят постоянные разрывы сети традиций, в самом ландшафте образуются столкновения «тектонических плит», нагромождения обломков, иногда удивительные взлеты горных вершин и в такой же степени удивительные опускания в глубины истории целых пластов культуры. «Геология» ландшафта в результате имеет крайне сложное строение, и эта сложность проявляется не только в сложности внешне выраженной конфигурации ландшафта, но в сложности и перепутанности реликтовых отложений, сформировавших этот ландшафт. Вообще для анализа ландшафта культуры как нельзя лучше подходит методология стратиграфических исследований, получивших распространение в современной теоретической геологии, а также методов дискретной математики, которые получили распространение в теоретической географии и метеорологии. За применением методологии стратиграфии и методов дискретной математики в культурологии перспективное будущее, как и, к слову сказать, за применением методов нелинейной физики, которые уже получили распространение во многих областях исследований. «Постфилософский» философ – это «географ» культуры и «геолог» (или, если следовать М. Фуко, - «археолог») её истории. Традициология – это география и геология культуры. В данном случае традициология выступает как возврат к механистическому редукционизму «социальных физиков» XVII столетия.
Культурный Ландшафт сплетен из слоев-сфер культуры: менталитет (духовная культура), общество (социальная организация) и хозяйство (экономика). Я не считаю, как считает виднейший культуролог современности И. Валлерстайн, что разделение сфер культуры на сферу «духовной» культуры, социальную и экономическую сферы -это анахронизм, идущий с XIX века. Они переплетены друг с другом, взаимно проникают друг в друга. Каждая сфера культуры имеет все существенные черты всех остальных., потому менталитет, социальная организация и экономика выступают как моменты и существенные черты любого культурного явления, - именно это придает устойчивость культурному Ландшафту. Эти сферы и моменты переплетены друг с другом, и их взаиморасположенность и роль в культуре меняются. Сейчас экономическая сфера становится все более и более важной (хотя она всегда была важна).
Но тем не менее, роль менталитета и форм социальной организации также важна, как, к слову сказать, была важна во все времена. Потому-то я не вижу причин отходить от этого «анахронизма» и считаю, что «Ландшафт» культуры составлен из «Идей», выраженных в символических конструкциях; из «Поступков», реализующихся в ритуалах, общественных институтах и иных формах коммуникативного действия; из «Товаров - Капиталов» - результатов производств и технологий. Все это имеет «субстанцией» мир «Страстей и Желаний» «Жизненного мира» повседневности. Весь этот Ландшафт задается кодами традиций в сфере менталитета, общества и хозяйства, - ибо, если мир биологических существ задается геномами наследственности, то мир человеческой культур задан кодами традиций.