Биография. малые произведения
ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА (FRANCESCO PETRARCA, 1304-1374)
1) Жизнь Петрарки.
Отец современной лирики и гуманистического миропонимания родился в г.Ареццо 20 июля 1304 г. в семье нотариуса Пьетро Паренцо делл'Инчиза в Вальдарно и Элетты Каниджани. Отец (которого, начиная с 1312 г., мы встречаем под именем Патрарка, - имя, которое сын сделает знаменитым) был изгнан 20 октября 1302 года из Флоренции, где занимался своей профессией, видимо, из-за личной неприязни с Альбиццо Францези, одним из глав черных гвельфов (а не по политическим соображениям, как Данте, - и как намекал на это сын). В Ареццо Франческо оставался менее года, затем живет с семьей в Инчизе (примерно до 1310 г., здесь же родился его брат Герардо), в Пизе (где, возможно, мог встретить Данте) и, наконец, в Авиньоне (1311), в котором в то время находилась папская резиденция и где отец наделся получить, полагаясь на дружбу с кардиналом Никколо да Прато, подходящее место.
Семья устраивается в близлежащем городке Карпентрас, поскольку в Авиньоне было трудно найти жилье, потом переезжает в Монпелье. Франческо занимается грамматикой, риторикой и диалектикой у посредственного учителя, Конвеневоле да Прато, а позднее, в 1316 году, начинает изучать в Монпелье юриспруденцию по настоянию отца, и посещает занятия около четырех лет. К этому периоду относятся первые стихотворные опыты Петрарки, дошедшие до нас уже в наверняка переделанном виде, - к примеру, стихи на смерть матери (1318 либо 1319). Возможно, под влиянием маленького, но аристократического двора кардинала Никколо да Прато, Петрарка начал читать крупных латинских авторов. Переехав в 1320 г. в Болонью вместе с братом Герардо, он продолжает без всякого интереса изучать право в университете до 1326 г. Во время пребывания в Болонье крепнет дружба с Гвидо Сетте и завязываются дружеские отношения с Джакомо Колонна, углубляется интерес и увлечение классическими авторами, развивается (либо зарождается) знакомство с новой поэзией на вольгаре.
В 1326 г. умирает отец, и Петрарка вместе с братом возвращается в Авиньон, навсегда оставив юриспруденцию. Он рукоположен в младший церковный чин (это даст ему возможность пользоваться всеми преимуществами сана, не требуя в то же время исполнения всех церковных обязанностей). Несколько лет Петрарка проводит в рафинированной светской жизни авиньонского двора, где достаточно скоро обращает на себя внимание и заслуживает уважение своими поэтическими опытами на латыни и на вольгаре. Стихам ранней юности о любви, о добродетели, о Боге, о быстротечности всего человеческого, приходит на смену светский период, в который происходит знаменитая встреча Петрарки с Лаурой: 6 апреля 1327 г. он видит Лауру в церкви Св.Клары, - женщину, которая будет доминировать в его лирике, если не во всем его творчестве - и в жизни, как утверждают романтики. Они, а за ними и позитивисты, настойчиво пытались дать имя и лицо даме, изображенной в “Канцоньере” (к примеру, Laura di Audiberto di Noves, вышедшая замуж за Ugo di Sade, Laura di Sabran, Laura di Chaubaud, Laura Colonna и т.д.), чем вызвали обратную реакцию: в Лауре Петрарки уже некоторые петраркисты времен Возрождения видели чистый символ, - или senhal, если пользоваться терминологией провансальской поэзии, - воплощение интеллектуальной Красоты и Истины.
В 1330 г., по приглашению друга по Болонье - Джакомо Колонна, ставшего епископом городка Ломбе, - Петрарка проводит в гасконском городке “почти божественное лето благодаря жизнерадостности хозяина и сотоварищей”. Отсюда он затем перейдет на службу к брату Джакомо, кардиналу Джованни Колонна, и останется при нем до 1347 года “не как у господина, а скорее как у отца, а еще точнее - как у любящего брата”. Это решающие годы в его жизни, наполненные интенсивными поездками и отшельничеством, желанием славы, упорными занятиями и литературным трудом. В 1333 г., желая как можно лучше познать людей и мир, он предпринимает путешествие по Франции, Фландрии, Брабанту, Ренании; в Париже, благодаря подарку отца Диониджи из Борго Сан Сеполькро - верному другу и наставнику в его духовных исканиях, - для Петрарки становится откровением “Исповедь” св.Августина, которая со временем все больше станет своего рода путеводителем для его духовной жизни; в Льеже, среди прочих книг, он переписывает речь Цицерона “Pro Archia” - важный манифест “оснований” поэзии. Все это черты его подвижничества, человека, воплотившего связь между классической и христианской культурой, делающие его отцом и героем европейского гуманизма. Гуманистические тенденции находят выражение в двух очень значительных произведениях Петрарки этого периода: “О добродетели” (De viris) и “Африка” (оба начаты в 1338-39 гг.)
Еще раньше, в 1336 г., Петрарка выбирает, пересматривает и переписывает в тетрадь стихи на вольгаре, которые упорно создавал на протяжении всего предыдущего десятилетия. В начале 1337 г. все его мечты и устремления по отношению к античности, находят воплощение во время поездки в Рим, где ему предоставляется возможность любоваться развалинами античных монументов и святыми реликвиями, и он “ошеломлен таким количеством и величием этих вещей”. И, возможно, именно вследствие этих глубоких чувств, вызванных поездкой, эмоций морального и религиозного характера, которые не давали ему покоя и раньше, еще за год до знаменитого восхождения вместе с братом Герардо на гору Монте Венту, Петрарка, вернувшись в Прованс, старается отойти от шумной и распушенной авиньонской жизни, где много воспоминаний о годах, проведенных в этой среде (в 1337 г. у него уже родился побочный сын Джованни). В нескольких милях от города он находит одиночество в Валькьюза, и это место на многие годы станет его приютом для размышлений и для поэзии. “В этой мрачноватой долине, - пишет он, - я собираю вокруг себя, из самых разных мест и времен, всех моих друзей нынешних и прошлых, - даже тех, кто умер много веков до меня, - я думаю об их поступках и судьбах, о нравах и жизни, о красноречии и уме, и мне намного больше хочется разговаривать с ними, чем с людьми, которые тешат себя иллюзией, что они живы.” (Familiares XV,3).
В сентябре 1340 г., как будто завершая это десятилетие, в Валькьюза доходят одновременно из Рима и из Парижа приглашения на получение лавров лучшего поэта, которого он добивался не только из-за собственного честолюбия, но и чтобы отпраздновать наконец, по прошествии тысячи лет, возврат культа поэзии и вернувшееся признание в отношении занятий поэзией и литературой в целом. Петрарка предпочитает Сорбонне римский Капитолий,- и именно там, на Капитолии, выдержав специальный экзамен у короля-литератора Роберта Анжуйского в Неаполе, 8 апреля 1341 г. поэт получает из рук римского сенатора Орсо делл'Ангвиллара лавровый венец, который после произнесения торжественной речи возлагает затем на могилу Св.Петра.
Период с мая по февраль следующего года Петрарка проводит в Парме по приглашению главы города Аццо да Корреджо, а затем в близлежащей безлюдной Сельвапьяна. Затем снова отправляется в Прованс, где живет то в Авиньоне, то в Валькьюза до осени 1343 г. Этому периоду приписывается т.наз. кризис поэта, и он снова участвует в светских увеселениях (в 1343 г. рождается его побочная дочь Франческа). После этого его жизнь становится решительно более собранной и замкнутой, и вся заполнена литературными и моральными заботами, которые для него являются выражением единой духовной потребности. Беспокойство духа в эти годы становится более выраженным, поскольку возникает контраст между искренней религиозной верой и невозможностью подчинить ей собственную жизнь. Поэтому этот период можно было бы скорее назвать не кризисом, а эволюцией в моральном и интеллектуальном плане. Он чувствует вину из-за любви к Лауре, хотя любовь эта платоническая и должна рассматриваться как путь к добру, - потому что он любит создателя за его творение, а не наоборот.
На эти годы приходятся основные события биографии Петрарки как человека и как писателя: его доброжелательный, даже восхищенный интерес к планам и попыткам Кола ди Риенцо (с которым Петрарка познакомился в 1342 г.) установить в Риме народное правление все более отдаляет его от авиньонской курии, а в 1347 г. вынуждает окончательно порвать с кардиналом Джованни Колонна; ужасная эпидемия чумы в 1348 г., во время которой умирают многие друзья и Лаура (она умирает 6 апреля, и по случайному - поэтическому - совпадению это известие было помечено поэтом, когда дошло в Парму 19 мая, на книге Вергилия, потому что, как пишет сам Петрарка, она часто попадалась ему на глаза и будто предупреждала о скоротечности всего земного). В это же время происходит встреча с Боккаччо во Флоренции, причем во время поездки Петрарка задерживается в родном Ареццо и открывает для себя Квинтилиана. В 1350 г. он снова посещает Рим по случаю юбилея церкви, - и в этом же году, по его собственному утверждению, он отказывается от чувственных наслаждений.
В промежутках между этими решающими событиями жизнь Петрарки наполнена различными поездками и работой: осенью 1343 г. он в Риме и в Неаполе у королевы Иоанны по поручению семейства Колонна, с декабря 1343 по февраль 1345 г. в Парме, потом в Болонье, Вероне, в конце года в Авиньоне, откуда почти сразу укрывается в Валькьюза на два года интенсивной духовной и интеллектуальной работы. В 1347 г. снова едет в Италию, - возможно, по делу Кола ди Риенцо, который к этому времени стал во главе народного восстания в Риме, - однако крушение восстания заставляет его повернуть в Верону, а потом в Парму, где он останется на год, до марта 1349 г. В августе 1348 г. он получает там пост архидьякона при кафедральном соборе. Там его хорошо принимает городской глава, Джакомо Новелло да Каррара, и Петрарка уже надеется “положить конец бродяжничеству и поездкам”. Однако в декабре 1350 г. Джакомо убит во время покушения, в то время как Петрарка едет в Рим на юбилей, - и после этого поэт решает снова отправиться во Францию. Его не могут удержать в Италии ни приезд Боккаччо в Падую в апреле 1351 г., ни откровенные разговоры с ним, в которых Боккаччо предлагает Петрарке от имени синьории занять одну из кафедр университета, созданного во Флоренции в 1349 г. Он уезжает в мае 1351 г., а в июне уже в Авиньоне, а затем сразу же в Валькьюза. В этот, четвертый уже, приезд туда Петрарка занимается составлением “Канцоньере”, над которым уже работал в 1348 г. в Парме и в Падуе. Занимается и переделкой и упорядочением созданных ранее произведений, в т.ч. и перепиской (Familiares, Metrice, Invective, De viris, Secretum).
Смерть самых близких друзей (“нас была толпа, а сейчас остались почти одни”), недоверие со стороны папы Иннокентия VI, который в декабре 1352 г. пришел на смену доброжелательному Клементу VI, все более резкие столкновения с авиньонским клером по поводу Кола ди Риенцо, Рима и полемики с врачами, - все это убеждает Петрарку навсегда оставить Прованс и вернуться на родину.
После возвращения Петрарка поселяется в Милане, - по указанию архиепископа Джованни Висконти ему дают комнату в домике рядом с базиликой Св.Амброзия, а потом у Сан Симпличиано. В Милане он останется восемь лет, хотя друзья - особенно флорентийцы, в числе которых и Боккаччо, - не раз будут упрекать его за то, что он, прославлявший свободу и одиночество, стал придворным служкой тиранов, врагов его родины, что живет в шумном городе, что стал участвовать в амбициозной и воинствующей политике. Возможно, Петрарка хотел быть “вдохновителем” самых сильных властителей Италии, - а они поручали ему более или менее важные миссии, - следует упомянуть поездки в Венецию в 1353 г. для заключения мира с Генуей, в Мантую в 1354, в Прагу к императору Карлу IV в 1356, в Париж к королю Жану II после мира в Бретиньи в 1360-61. Это был самый длительный “оседлый” период его жизни, и один из самых продуктивных для литературного творчества.
В марте-апреле 1359 г. он принимает у себя Боккаччо - и как символ их творческого союза, посадит в своем саду лавровые кусты. С этого момента их отношения будут тесными и непрерывными, они будут обмениваться письмами, новостями, книгами, у них будут общие друзья и новые встречи: в Венеции в 1363 г., в 1368-м в Падуе, в 1367-м Боккаччо навестит дом Петрарки в его отсутствие и будет радушно принят дочерью Франческой. Это содружество, видимо, самое плодотворное в итальянской словесности, плодом его станет обновление - и в плане обращения к античности, и в плане христианском, - итальянской и в целом европейской культуры.
В 1361 г. он уезжает из Милана, спасаясь от свирепствовавшей там чумы, останавливается вначале в Падуе, а осенью следующего года перебирается в Венецию. Городские власти выделяют ему дом на riva degli Schiavoni, а в благодарность за это Петрарка обещает подарить свою богатейшую библиотеку Венецианской республике. Вплоть до 1368 г. его жизнь снова становится беспокойной, много времени и сил у поэта отнимают частые поездки по Северной Италии, в частности, в Падую и Павию, к Галеаццо Висконти. Поэт становится неофициальным посредником между двумя противостоящими центрами власти - Венецией и Миланом. Кроме того, поэта живо интересует вопрос о переносе папского престола из Авиньона в Рим. Наконец, в 1368 г. он решает окончательно поселиться в Падуе, предпочтя дружеское гостеприимство Франческо да Каррара отношениям с официальными структурами Милана и Венеции. Получив в дар от городских властей участок земли в местечке Аркуа, поэт строит здесь дом, в котором, начиная с 1370 г., проводит большую часть времени, а с 1371 г. с ним живет его дочь Франческа со своей семьей.
Достаточно безмятежная жизнь поэта в эти годы нарушается ухудшением здоровья (у него часто случаются приступы лихорадки) и печальными новостями о смерти некоторых друзей. В сентябре 1373 г., испытывая чувство признательности к Франческо да Каррара и к маленькому падуанскому государству, Петрарка отправляется с посольской миссией в Венецию (именно в ее власти окажется Падуя позднее, в 1387 г.). В последние месяцы жизни поэт постоянно возвращается к пересмотру и улучшению своих произведений. Умирает Петрарка в Аркуа, в ночь с 18 на 19 июля 1374 г., от тяжелого приступа лихорадки.
2) Петрарка-литератор. Разделение между классической латынью и вольгаре.
Творчество Петрарки характеризуется особым разделением между латынью и volgare. Свой образ писателя, человека культуры Петрарка создает в прозаических и произведениях на латыни, она же остается для него и языком коммуникации и размышлений. В то же время он тесно привязан к volgare, начиная с молодых лет и до последних дней своей жизни, переписывая, исправляя, постоянно улучшая собрание своих “Рифм”, которое на протяжении многих столетий останется основным мотивом поклонения ему.
Можно с полной уверенность. говорить о “двуязычии” в его творчестве: для Петрарки латынь и volgare представляют собой два различных кода, выполняющих две различные функции. Латынь, на первый взгляд, играет более важную и “благородную” роль, в то время как о volgare поэт говорит как о языке своих частных занятий и опытов. Однако за этими словами чувствуется ирония и чистая риторика, если принять во внимание, с каким вниманием и серьезностью он относится к своим поэтическим опытам на volgare.
В отношении латыни Петрарка хочет вернуться к ее чистой, классической форме, равняться вновь на античных авторов и освободить язык от всего того, что ему кажется грубым наслоением более поздних столетий. Он хочет отдалить его от искусственных схем, присущих школам, в которых преподают ars dictandi, от логических нагромождений философского языка схоластики и языковых интерференций, которым подверглась латынь в прозе 13 века. Уравновешенная и гармоничная латынь должна стать международным языком ученых, стать двигателем всех важнейших элементов в европейской культуре и политике (и через латынь должна выражаться значительность Италии и Рима на фоне всей остальной Европы).
Тосканский volgare Петрарки продолжает недавнюю традицию любовной лирики, с тем чтобы отдалить ее как от состоятельной буржуазной, так и упрощенной народной среды, и направить на глубокое исследование внутреннего мира отдельной личности. В этом процессе volgare становится чистым и абсолютным языком, очищенным от всяческих бытовых наслоений. Таким образом, Петрарка делает противоположное тому, о чем заявлял Данте в отношении языка.
Процесс творчества и его результаты становятся для Петрарки проявлением значительности и величины самого автора и его достоинств: произведение, распространяющееся по свету, каким бы оно ни было, не может быть незначительно и безразлично автору. Отсюда проистекает его очень пристальное внимание по отношению ко всем своим произведениям, постоянное стремление к их совершенствованию. В этом его позиция также противоположна установке Данте, его экспериментированию, при котором каждое произведение было попыткой создания новой литературной формы. Основная форма творчества Петрарки - это “переписывание”, переработка текста, к которому автор возвращается бесконечное множество раз. Такая работа над текстом позволяет современным исследователям проследить различные этапы создания многих из его произведений. С другой стороны, именно ввиду подобного творческого процесса становится очень сложно связать сами произведения с каким-либо точными датами и моментами биографии автора.
3) Петрарка-филолог и гуманист.
Любовь Петрарки к античным писателям непосредственным образом связана с той исторической перспективой, которая получила название гуманизма. И именно письмо, текст, являющийся основным элементом коммуникации, становится прочным средством связи с прошлым, с классической античностью. По убеждению Петрарки, необходимо подражать древним авторам (самыми совершенными среди которых были Цицерон в прозе и Вергилий в поэзии), - однако это подражание не должно быть сужено и привязано к творчеству какого-либо одного автора, а основываться на изучении древних авторов в целом, поскольку именно в их текстах можно почерпнуть образцы качества, меры, равновесия. Современный латинский писатель должен вести себя подобно пчеле, добывающей мед из многих цветов и смешивающей различные запахи.
В то же время Петрарка осознает, как далеко славное прошлое, как низко пала античная virtus и достоинства некогда великого Рима, - и как равнодушны его современники к тому миру, к его литературе и культуре. Чтобы возродить былое величие, необходимо, с одной стороны, вести борьбу против совсем еще недавнего “варварского” мира, - с другой, заняться внимательным и глубоким изучением античности, восстановлением текстов, утерянных либо искаженных в ходе многоразового переписывания.
Петрарка ведет свою филологическую деятельность на самом высоком уровне и поддерживает контакты с крупнейшими учеными Европы своей эпохи. Естественно, что особенно тесными были его связи с Францией, в которой изучение античности имело более прочную традицию, чем в Италии. В своих многочисленных поездках Петрарка посещает религиозные библиотеки всей Европы и находит в них немало редких текстов, которые переписывает сам либо заказывает копии. В их числе были произведения Цицерона и его письма. Благодаря многочисленным связям, поэт получает сведения обо всех текстах, которые могут его заинтересовать, где бы они ни находились. Таким образом он создает одну из крупнейших для своего времени частных библиотек.
4) Петрарка и современное ему общество.
Петрарка представляется революционной фигурой по сравнению с теми людьми культуры, которые были частью коммунального общества на протяжении всего 14 века. Его отличает прежде всего космополитизм, отказ от достаточно узкого муниципально-городского круга. Авиньонская среда, образование и воспитание, полученные в ней, сразу же делают его фигурой европейского уровня мышления, -и эта особенность еще более усиливается тем фактом, что Петрарка принадлежал к клерикальной среде, не будучи обремененным в полной мере обязанностями церковнослужителя, а только находя в ней средство к существованию (оставаясь при однако, глубоко религиозным человеком своей эпохи). И это особое положение на долгое время поставит Петрарку отдельно и от светских интеллектуалов коммунальной эпохи (их крупнейшим представителем был Данте), и от средневековых интеллектуалов, находившихся в церковной среде и вынужденных подчиняться ее строгим правилам.
Петрарка считает себя приверженцем политических идеалов справедливости, добродетели, “гуманной” цивилизации, - однако он не в силах сделать что-либо значительное для претворения идеалов, и в своей повседневной жизни он вынужден в полной мере принимать существующий порядок вещей, политическую ситуацию, в которой ему приходится жить, и даже поддерживать те режимы, от которых он получает общественное признание и материальную поддержку. Впрочем, поддержка со стороны “сильных мира сего” нередко служит ему и защитой его собственного образа жизни и его творчества.
5) Эпистолярные собрания.
6) Стихотворные произведения на латыни.
Долгое время в латинской поэзии Петрарка видел именно то направление творчества, которое могло бы принести ему писательскую славу. С течением времени, однако, он заметил, что интересы его все более склоняются в сторону nugae - поэтических “безделушек”, написанных на volgare. Его латинская поэзия осталась во многом нереализованной возможностью, - примером и подтверждением тому может служить написанная гекзаметрами эпическая поэма “Африка”, начатая в 1338-39 гг., частично прочитанная Роберту Анжуйскому в 1341-м и ему же посвященная. К работе над ней Петрарка возвращался на протяжении всей жизни, а распространение текст получил уже после смерти поэта. Поэма состоит из 9 книг, часть которых незавершена, - а в целом поэма должна была состоять из 12 книг. Используя в качестве модели “Энеиду” Вергилия, Петрарка рассказывает о событиях Второй пунической войны, стремясь подчеркнуть величие республиканского Рима и доблесть главного героя войны, Сципиона Африканского.
Однако рассказ о прошлом является во многом чисто внешней канвой повествования, которое само по себе представляется неоднородным и фрагментарным, персонажи ведут себя достаточно схематично. Главное достоинство поэмы - в ее лирических отступлениях (особенно в 5-й книге) и в размышлениях героев о быстротечной и несовершенной земной жизни. В этих эпизодах Петрарка с горечью и сожалением пишет об изменчивости природы и всего земного.
Подражанием Вергилию является книга “Bucolicum carmen” - собрание 12 эклог, написанных изначально в 1346-48 гг., а потом неоднократно редактировавшихся. В три книги собраны и более интересные “Epistolemetriche” (“Метрические послания”), собиравшиеся начиная с 1350 г. и представлявшие собой прежде всего письма в поэтической форме. Близки по языку первому латинскому переводу Библии семь “Psalmi penitentiales” (“Покаянные псалмы”) - молитвы, написанные ритмизированной прозой примерно в 1348 г.
7) Проза на латыни.
Другие произведения Петрарки на латыни (за исключением “Secretum”) могут быть разделены на три группы, каждая из которых отражает определенные аспекты гуманистического мировоззрения автора. Это:
трактаты историко-просветительской направленности,
трактаты на этическуютематику,
произведения полемического характера.
Трактаты исторического содержания связаны с прославлением античных героев и их подвигов, что можно назвать первым проявлением глубокого интереса Петрарки к античной классике.
- Трактат «De viris illustribus» («О выдающихся людях») был начат в Валькьюза в 1338-39 гг., но его написание растянулось на долгие годы, в течение разных периодов жизни писателя, причем окончательный вариант так никогда и не был окончен. Петрарка создает 36 биографий выдающихся людей античности по «героической» модели и согласно принятым нормам риторики, в которых подчеркивается конфликт между исключительностью индивидуума и постоянной враждебностью судьбы.
- Трактат «Rerum memorandarum libri» («Книги о памятном»), над которым Петрарка серьезно работал в 1343-45 гг., построен по образцу подобного сочинения средневекового автора Валерия Максима, составлен также из ряда эпизодов античности и более близких автору эпох, и также не был закончен (текст состоит из 4 книг).
- Еще одним трактатом исторической направленности принято считать небольшое произведение, озаглаволенное «Itinerarium syruiacum» («Сирийский путь»), написанный в 1358 г. для некоего Джованни ди Манделло, отправлявшегося паломником в святую землю. Это своего рода историко-археологический и географический «путеводитель», который Петрарка написал, опираясь на свои незаурядные знания.
В трактатах морально-философской направленности Петрарка решает вопрос о соотношении своего собственного человеческого существования и социальной, коллективной действительности. Лучшим из них считается
- «De vita solitaria» («Об уединенной жизни»), в 2-х частях, большей частью написанный в 1346 г., а затем расширенный в последующих редакциях. Восхваление одинокой жизни в Валькьюза здесь дается как восхваление интеллектуальной жизни, посвященной научным занятиям и самоанализу и противопоставляется шумной и хаотичной жизни Авиньона.
- Трактат «De otio religioso» («О покое монашеской жизни») создавался в 1347 г., после поездки в городок Монтрие к брату Герардо, которому и был посвящен. Петрарка редактирует его десять лет спустя, причем произведение продолжает тему предыдущего трактата, однако затворническая жизнь рассматривается здесь в более религиозном и аскетическом ключе. Петрарка проводит параллель между своим существованием и жизнью в монастыре и считает, что монашеское существование дает возможность погрузиться в собственный внутренний мир.
- Трактат «De remediis utriusque fortunae» («О средствах против двух типов судьбы») , задуманный, возможно, еще в 1342-43 гг., большей частью был написан в 1356-57 гг., отредактирован в 1366, и состоял из многочисленных диалогов, объединенных в две книги: в первой изложены способы избежать опасностей, которые таит в себе благосклонная фортуна, во второй – от ситуаций, в которых очевидна ее враждебность. Петрарка создает своего рода риторическую игру между абстрактными фигурами, в которой, однако, сквозной мыслью проходит утверждение, что важнее всего – достоинство человека (virtus) и что при помощи знания можно противостоять любым превратностям судьбы.
Трактаты полемического характера связаны с более конкретными ситуациями и направлены против недругов поэта, которых Петрарка рассматривает как людей коварных, движимых безумными и извращенными побуждениями. В них во многом отразилось его восприятие окружающего мира.
- «Invective contra medicum» («Инвективы против врача») написаны в 1352-53 гг. и разделены на четыре книги в 1355 г. Поэт выступает в этом сочинении против ложного всезнания авиньонских врачевателей.
- «Invectiva contra quendam magni status hominem sed nullius scientie et virtutis» («Инвектива против властителя, не имеющего, однако, никакого знания и достоинства») была написана по поводу одного кардинала папского двора, который критически высказывался по поводу карьеры поэта.
- «De sui ipsius et multorum ignorantia» («О евежестве собственном и многих иных») был написан в 1367 г. . Произведение резко критикует четверых молодых аверроистов, с которыми поэт встречался в Венеции и которые осмеяли его незнание аристотелевской философии. Защита самого себя в этом произведении превращается в резкую полемику, направленную против естественных наук и принципа авторитарности (т.е. против привычки пользоваться цитатами разных авторов, в т.ч. и Аристотеля, чтобы подтвердить истину, - без какого бы то ни было практического ее подтверждения).
- «Invectiva contra eum qui maledixit Italie» («Инвектива против того, кто плохо говорил об Италии») написана в 1373 г. и направлена против сочинения французского монаха Жана де Эсдена, нанесшего Италии и итальянцам глубокое оскорбление своим утверждением о том, что папский престол должен оставаться в Авиньоне.
Многие из этих произведений имели широкое хождение, особенно в эпоху Возрождения, и в большинстве переводились на volgare. При всем разнообразии этих произведений, в них все же можно выделить ряд общих черт и особенностей:
1. Глубокий интерес к античной истории, которая представляется богатым источником образов, моральных качеств, ситуаций, достойных подражания.
2. Общее стремление к тому, чтобы рассматривать жизнь деятеля культуры как высшую ценность, и именно ему давать право (привилегию) оценивать общественную жизнь, но с некой удаленной (и “уединенной”) точки зрения.
3. Утверждение необходимости самопознания, исследования внутреннего мира человека, отвергая естественные науки и всякое системное мышление (систематичности Аристотеля противопоставляется диалогичность Платона; изучению природы - анализ поведения и чувств человека).
4. Религиозность, сосредоточенная на вопросах индивидуального спасения, утверждающая непознаваемость Бога и сотворенного им мира - и прямые, неопосредованные отношения человека с Богом.
5. Утверждение положительной ценности в том, что прочно, надежно, единственно в своем роде, - и отрицательного в том, что изменчиво, многообразно. Достоинство человека (virtus), в котором он может полностью осознать смысл своего существования, есть уверенность, всегда равная себе самой и не поддающаяся изменчивости природы и превратностям судьбы.
6. Поэзия есть наивысшая форма среди всех форм выражения человека.